search
main
0

Креативный барьер. Преодолеем вместе!

​Развитие творческой личности – актуальная задача образования. Требования современной ситуации таковы, что простое овладение обучающимися некоторой суммой знаний, умений и навыков не способствует в полной мере самоактуализации и самореализации личности, необходимы творческий подход к решению проблем, постоянная готовность к изменению. Система занятий по преодолению креативных барьеров и раскрытию творческого потенциала у младших школьников появилась в результате многолетней практической работы в школе с углубленным изучением английского языка №1416.

Каждый родитель искренне уверен, что его ребенок талантлив. И это действительно так. Талант – это выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык. Каждый ребенок талантлив по-своему, обязательно имеет способности в одной или нескольких областях. Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Задача взрослого – разгадать тайну таланта, бережно раскрыть раковину и показать, как прекрасно то, что находится внутри. Изобразительная деятельность – одно из средств раскрытия внутреннего потенциала ребенка. В процессе изобразительной деятельности появляется рисунок как продукт творчества ребенка. Этот продукт интересен как самому ребенку, так и окружающим. Но гораздо интереснее сам процесс создания изображения. Некоторые родители жалуются, что их ребенок бездарен в области изобразительного искусства. Но это не так! Важны правильные подходы к процессу изобразительной деятельности, психологическим установкам и продукту (рисунку).Многолетний опыт работы позволил создать систему занятий по преодолению креативных барьеров и развитию творческих способностей у обучающихся начальной школы.Цель: осуществить личностный рост ребенка путем раскрытия и развития творческого потенциала.Зачастую барьеры в творческой деятельности имеют психологическую природу. Поэтому первое, с чего я начинаю работу с детьми, – улыбка. Доброта, как и красота, спасет мир. Поэтому в начале работы с ребенком необходимо преодоление защитных барьеров, установление взаимопонимания, доверия и эмпатии. Главное – это дать понять ребенку свою уникальность, и все, что он делает, представляет интерес и ценность. Такой подход дает ребенку возможность поверить в свои силы, снимает эмоциональный барьер.Начинаю работу с нетрадиционных приемов, которые активно используются в арт-терапии: кляксография, монотипия, пуантилизм, упражнения с каракулями, рисование пластилином, рисование песком (манной крупой), рисование на песке. Принцип работы – от простого к сложному. Ребенку очень важна поддержка, поэтому на первых этапах работы активно применяется помощь. Когда креативный барьер преодолен, начинается второй этап системы занятий, направленный на развитие комплекса речевого, изобразительного и двигательного творчества. Интегрированный комплекс речи – изображения – движения позволяет наиболее полно осуществить личностную включенность ребенка в творческий процесс, активизировать свой внутренний опыт, проявить индивидуальность, раскрывать эмоции. Специально разработанная структура занятия способствует раскрытию и самовыражению ребенка в различных видах творческой деятельности. Особенностью занятий является то, что осознание ребенком и внутренняя коррекция негативных эмоциональных состояний, особенностей поведения, черт характера происходит опосредованно через креативные образы, придумываемые самими детьми, что делает коррекционную работу результативной и более эффективной. Занятия способствуют формированию конструктивного взаимодействия в группе, преодолению личностных барьеров, внутренних зажимов, мешающих устанавливать взаимоотношения со сверстниками, особенно в период адаптации в школе, преодолению страхов, комплексов и барьеров в эмоциональном состоянии; помогают в работе с агрессивными, гиперактивными детьми, а также с детьми с повышенным уровнем тревожности. Музыкальное сопровождение занятий создает благоприятный микроклимат, способствует формированию эмоционального комфорта, стимулирует творческий процесс. Родители тоже не остались в стороне. В 2016-2017 учебном году для родителей были проведены семинары-практикумы с участием детей. Главная задача: раскрыть резервы совместной деятельности, наладить конструктивное взаимодействие с ребенком, обучить технологиям, методам и приемам преодоления креативных барьеров и развития творческих способностей у детей, гармонизации эмоциональных связей в семье, установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества. Тематика семинаров-практикумов:1. Преодоление креативных барьеров, развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы ребенка посредством изобразительной деятельности.2. Преодоление креативного барьера. Развитие творческих способностей и навыков взаимодействия родителей с детьми посредством изобразительной деятельности. Интеграция изобразительной деятельности с музыкой как средство воздействия на эмоционально-личностную сферу детей.3. Преодоление креативного барьера. Развитие творческих способностей и навыков взаимодействия родителей с детьми посредством изобразительной деятельности. Работа с я-концепцией с помощью изотерапевтических методов.4. Преодоление креативного барьера. Развитие творческих способностей и навыков взаимодействия родителей с детьми посредством изобразительной деятельности. О чем говорят детские рисунки?5. Преодоление креативного барьера, развитие творческих способностей у детей посредством интеграции сказкотерапии и изобразительной деятельности.Об эффективности работы можно судить по положительным отзывам родителей, активизации участия в семинарах-практикумах, усилению интереса к вопросам творческого развития и способах эффективного взаимодействия с ребенком.Ольга ПРОСТАТИНА, старший методист службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса школы с углубленным изучением английского языка №1416 «Лианозово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте