к Федеральному закону от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
В рамках осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающей в качестве одного из направлений изменение подходов к оплате жилья и коммунальных услуг, принят Федеральный закон от
6 мая 2003 г. N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”.
Указанным законом внесены прежде всего изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», которые предусматривают введение новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг, базирующейся на определении в установленном порядке основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, основных принципов и методов формирования цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правил их регулирования и применения, в том числе в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Наряду с поправками в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» закон отдельно предусматривает установление иного по сравнению с действующим порядком механизма финансового обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, закрепленных в пяти законодательных актах Российской Федерации, в том числе в Законе РФ “Об образовании”, а также внесение поправок в Федеральный закон “О ветеранах” в части изменения порядка предоставления льгот по оплате жилья ветеранам.
Статьей 2 закона определяется, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуЙг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Таким образом, Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ не отменяет норму Закона РФ “Об образовании”, устанавливающую право на указанные льготы, а предусматривает иной финансовый механизм его обеспечения в рамках существующей системы межбюджетных отношений, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации должны будут устанавливать своими законодательными актами размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление этих льгот с учетом межбюджетных отношений.
Как представляется, межбюджетные отношения в этой сфере должны строиться на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации: федеральном, региональном и местном. Подтверждением тому является также поправка в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (дополнительная статья 15.3), в которой предусмотрено, что финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в межбюджетных отношениях может направляться в форме субсидий на компенсацию расходов на предоставление установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона № 52-ФЗ положения законодательных актов, указанных в статье 2 этого закона, в том числе положения Закона РФ “Об образовании”, об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
Это означает, что в течение этого переходного периода, но не позднее чем до 1 января 2005 года, все субъекты Российской Федерации должны определить механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг тем категориям граждан и работников, которые предусмотрены в перечисленных в статье 2 закона законодательных актах Российской Федерации.
При этом следует отметить особо, что Закон РФ “Об образовании” (как, впрочем, и другие законы, перечисленные в статье 2) непосредственно не устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление установленных этим законом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которые должны применяться до принятия субъектами РФ своих законодательных актов, а лишь указывает на порядок, установленный законодательством Российской Федерации. Следовательно, норма Закона РФ “Об образовании” в этой части действует опосредованно через другие нормативные правовые акты.
Такой порядок по возмещению расходов на предоставление бесплатной жилой площади (бесплатных квартир) с отоплением и освещением, установленный законодательством Российской Федерации на момент принятия Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ, предусматривает, что бесплатная жилая площадь (бесплатные квартиры) должна быть предоставлена органом местного самоуправления педагогическим работникам и членам их семей в натуре по нормам, установленным в данной местности (с доставкой на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности), а необходимые на эти цели средства должны включаться в смету расходов соответствующего образовательного учреждения.
При этом необходимо учитывать, что указанный порядок определялся многочисленными нормативными правовыми актами как Российской Федерации, так и бывшего Союза ССР, в том числе постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г.
№ 246 “О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ”, распространенным впоследствии на другие категории педагогических работников образовательных учреждений.
По нашему мнению, то обстоятельство, что статьей 5 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ признается утратившим силу один из нормативных правовых актов, определявших порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, а именно постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках», не должно связываться напрямую с отменой права педагогических работников на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку это право как таковое с 1996 года закреплено Законом РФ “Об образовании” и сохраняется в настоящее время.
Кроме того, это обстоятельство также не может служить основанием для полной отмены практики, сложившейся по данному вопросу в течение последних 70 с лишним лет на основании всего объема законодательства, которое должно действовать до принятия соответствующего законодательного акта субъекта Российской Федерации.
В условиях, когда произошли определенные и существенные по своему содержанию и значению изменения в правовом регулировании вопросов, связанных с возмещением расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), обоснованно возникают опасения относительно дальнейшей судьбы этой льготы, поскольку органами государственной власти ряда регионов принятые изменения воспринимаются не иначе, как основание для введения в этой сфере всевозможных ограничений и пересмотра ранее установленных льгот в сторону их снижения.
Учитывая изложенное, территориальные организации профсоюза в субъектах Российской Федерации должны занять самую активную позицию по недопущению снижения существующего уровня прав и гарантий в этой сфере, приняв участие в разработке соответствующих законодательных актов субъектов Российской Федерации и формировании общественного мнения по данному вопросу.
Комментарий подготовлен специалистами аппарата ЦК профсоюза –
экспертом В.Н. Понкратовой, зав. правовым отделом Ж.П. Осипцовой
Комментарии