search
main
0

Красота спасет мир Интегрированный урок истории и изобразительного искусства в 7-м классе

Тема: Искусство живописи, его древность и величие
Цель: Ознакомить учеников с историей возникновения одного из древнейших искусств – живописи, с разными живописными материалами и их особенностями.

План урока
1. Беседа о живописи. Жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, анималистический, сказочно-былинный. Главные художественные средства: краски, цвет.
2. Отличительные особенности культур Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Великие живописцы эпохи Возрождения.
3. Самостоятельная работа учеников по секциям:
а) настенная роспись первобытных людей;
б) портреты фараонов, вельмож;
в) вазопись;
г) построение пирамид, замков, дворцов.
4. Подведение итогов: выставка детских работ.
Материалы: гуашь, акварель, карандаш, цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды и репродукции архитектурных ансамблей, произведения Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Мирона, современных художников.
Музыкальный ряд: И.С.Бах, Концерт 5 для фортепиано с оркестром; Партита 2,5,6; Итальянский концерт.

Ход урока
Меняется времен суровость,
Теряют новизну слова.
Талант – единственная новость,
Которая всегда нова!
Борис Пастернак

– Ребята! Сегодня мы совершим экскурс в прошлое, заглянем в различные эпохи. Чтобы это путешествие было увлекательным, вам понадобятся ваши познания в истории и художественное воображение. Итак, посмотрите на тему нашего урока.
Истинное, доброе и прекрасное соседствуют между собой. Они обладают способностью пробуждать в человеке радость, любовь, свободу, творческое горение.
Чудотворная сила Красоты – это сила жизнеутверждения. Встреча с прекрасным не только в искусстве, но и в природе, обществе – это встреча с наиболее совершенными проявлениями жизни.
Издавна человек хотел постигнуть мир прекрасного. Он находил прекрасное в жизни и создавал Искусство, которое стало одной из интереснейших форм человеческой деятельности. У каждого из нас свой путь к искусству.
История должна помогать нам понять внутренний смысл отдельного произведения искусства. Время, в котором живет художник, его “век”, неизбежно отражается в его творчестве и в каждом его произведении.
Настоящий художник – всегда человек своего времени. Его мысль бьется над разрешением самых злободневных вопросов, его взгляды отражают идеи века.
А теперь обратимся к теме нашего урока. “Искусство живописи, его древность и величие”. Что означает слово “живопись”?
– В самом слове заложен верный смысл, который определяет истинное назначение этого слова. Живопись воспевает живое, вечное, красивое.
Живопись – вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является цвет.
– Ребята! Какие жанры живописи вы знаете?
– Пейзаж, натюрморт, исторический, анималистический, сказочно-былинный.
– При помощи цвета художник может передать окраску предметов, их объем, отдаленность, глубину, пространство. А очертания изображаемого воссоздает рисунок. А кто из вас знает, когда появились первые рисунки и что они изображали?
– Первые рисунки появились в глубокой древности. Долгое время ученые не знали о том, что среди первобытных людей были художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола, который работал в пещере Альтамира на севере Испании. На потолке пещеры он обнаружил странные рисунки животных в причудливых позах.
Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. У них возникла вера в то, что между животными и их изображением существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей и лошадей, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, это поможет добиться успеха на охоте.
– А чем рисовали первобытные художники?
– В старину краски готовили из сока растений: зеленую – из травы пырей, синюю – цветов подснежника, желтую – луковой шелухи, оранжевую – коры молодых яблонь, фиолетовую – сока вишни. Употреблялись и естественные красители – охра, сажа, глина, которые смешивались с молоком и яйцами.
Из сказанного можно сделать вывод, что первобытные рисунки носили не столько эстетическую направленность, сколько жизненную необходимость.
Шли годы. Современный человек научился не только выживать, но и стал стремиться вносить в свою жизнь красоту, то есть наряду с потребностями в пище, одежде, жилище у него появилась потребность в прекрасном.
Как вы знаете, с появлением неравенства и знати происходит смена формаций, наступает эпоха рабовладения.
В гробницах, храмах, при раскопках древних городов найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Зная определенные правила, которым следовали художники той или иной страны, окажись вы в музее, могли бы определить, какие вещи вас окружают, из какой страны они привезены? Как определить, что вещь привезена из Египта?
– Произведения древнеегипетских мастеров имели свои особенности. Например, человека изображали следующим образом: верхняя часть его тела – плечи, руки – выглядела так, как будто мы смотрим сбоку; голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо! Мужчин рисовали с кожей темного цвета, а женщин – светлого. Фигуры рабов всегда имели большой рост. Фараон обычно был меньше бога, но гораздо выше своих вельмож, а простые люди в сравнении с фараоном выглядели совсем маленькими.
– Ребята, поскольку мы затронули эту тему, давайте скажем, какое из “чудес света” находится в Египте.
– В Египте находится единственное из дошедших до нас “чудес света” – пирамида Хеопса. По поверьям – это была гробница бога Осириса, построенная самими богами как олицетворение вечности.
– А какие из “чудес света” вы еще помните?
– Статуя Зевса в главном храме Олимпа, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк на острове Фарос в дельте Нила, статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, Галикарнасский мавзолей.
– Таким образом, по мере того как цивилизация медленно распространялась, строились и разрушались города, древний мир выработал комплекс ценностей, среди которых особое место занимают “семь чудес света”. Они были выдающимися произведениями, которые были созданы лучшими мастерами эпохи. Для древней цивилизации было характерно переплетение священного, земного, вечного, когда аспекты существования – труд, семья, земные радости – имели священный, космический смысл.
В эпоху средних веков мир человека сильно изменился. Люди стали пользоваться многочисленными изобретениями науки и техники. Были открыты новые материки, человек окончательно убедился, что Земля имеет форму шара. В жизнь человека вошли многие достижения культуры – печатная книга, газета, университеты, продвинулась вперед наука. Успешно развивались и искусство, архитектура.
Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства – рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы и статуи в храмах. От эпохи к эпохе менялись представления о красоте, человеческом идеале. В средние века представление о красоте сильно изменилось под влиянием религии: красота могла существовать не в реальной жизни, а в потустороннем мире.
В XIV веке средневековая культура уступает место культуре эпохи Возрождения – одной из самых ярких эпох в истории мирового искусства. Для этого периода были характерны расцвет культуры, искусства, экономики. Вера в человека, в его безграничные возможности, в земную жизнь, земное счастье породила новое мировоззрение – гуманизм, то есть человеколюбие.
Утверждается идеал человека деятельного, волевого – он любознателен, исполнен стремления к неизведанному, в нем развито чувство красоты. Именно земная жизнь действительна и прекрасна, и в ней человек должен найти высшую радость. Главной отличительной чертой живописи стала в это время перспектива, способность передать сущность человека в его жесте, осанке, телодвижении (по репродукциям Рафаэля, Тициана, Леонардо да Винчи, Донателло).
Истинное искусство может подняться из своего состояния цивилизованного варварства на достойную высоту лишь на плечах великого социального движения.
Урок завершается выставкой работ учеников.
И.КУРШАЕВА,
учитель истории;
Ф.ГУЧЕЕВА,
учитель изобразительного искусства

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте