search
main
0

Красота, а не ширпотреб. Изобразительное искусство, МХК

Почти все работы по изобразительному искусству, присланные на конкурс «Сто друзей», соответствуют заявленной теме, возрасту учеников. Четко обозначены цели и задачи. Аннотации к каждой разработке помогают выявить самые интересные идеи.

Присланные работы представляют практическую ценность, потому что учителям-практикам всегда интересно сравнить и изучить новый подход авторов-коллег к той или иной уже известной традиционной теме. К сожалению, некоторые авторы из года в год присылают одни и те же разработки, называя разные номинации. Это не совсем корректно.Активное участие детей в мероприятии, в реализации идей – больной вопрос. Часто авторы, отлично владеющие материалом, превращают урок в монолог учителя. И в конкурсных работах некоторые авторы не избежали этого. Так, например, в разработке, посвященной изучению нового материала по МХК, весь ход урока можно выразить очень упрощенной схемой: слово учителя – ученики (читают учебник) – опять слово учителя – заключительное слово учителя – домашнее задание (сравните,.. прочитайте…). Оформление работ. Некоторые авторы допускают небрежности в оформлении: пропускают свое имя, называют разные номинации в ходе описания работы. В аннотации присутствует обращение то к студентам, то к ученикам, из-за этого трудно понять, на какую возрастную категорию рассчитан представленный материал. Несмотря на перечисленные недостатки, каждая работа, присланная на конкурс, представляет интерес для учителей-практиков.Краткий обзор некоторых работЕлена Михайловна Киселева, учитель изобразительного искусства средней школы №8 города Усть-Кут Иркутской области. План-конспект урока на тему «Материнство».Перед нами занятие в 4-м классе, цель которого «раскрыть представление об образе матери в поэзии, в изобразительном искусстве». На уроке планируется решить следующие задачи: образовательные (освоить изображение на плоскости), развивающие (развитие творческого воображения, фантазии), воспитательные (уважение и любовь к матери, умение работать в коллективе). Предлагая новый материал, автор использует игровой метод. Интересен итог урока – создание картинной галереи «Портрет для мам». Зрительный ряд, сопровождающий урок, тщательно продуман. Детям ненавязчиво предлагаются и таблицы пропорций лица, и новшества техники граттаж, а основной зрительный ряд – образы матери в картинах художников – создает особую атмосферу для творчества ребят. Как продолжение урока домашнее задание – подбор фотографий своих бабушек, мам, рассказ о них.Ольга Владимировна Шабалина, педагог Мариинского педагогического колледжа Кемеровской области. Поэтическая гостиная в «башне» В.И.Иванова на тему «Литература и культура Серебряного века». Цели: ознакомить учащихся с особенностями литературы и культуры Серебряного века, развивать эстетический вкус.Удачно создана атмосфера. В оформлении «гостиной» переплелись компьютерные нововведения, музыка С.Рахманинова, зрительный ряд – картины Кандинского, Малевича, журналы, газеты, книги, декорации. Интересно сюжетное построение «гостиной». Трое ведущих вводят в «гостиную» Гумилева, Ахматову, Анненского, Мандельштама. Звучат стихи. Диалог действующих лиц помогает понять атмосферу времени и услышать мелодию стихов, для современных учеников это очень важно.Сценарий удачен и может быть интересен учителям.К сожалению, автор представил только сценарий. Нет других материалов, иллюстрирующих действо, что снижает ценность работы.Нурманбет Тангатарович Зарманбетов, учитель технологии и изо Наримановской средней школы Республики Дагестан. «Художественные промыслы ногайцев».Основные цели: сохранение и развитие традиционных народных промыслов, приобщение детей к ценностям своего народа – ногайцев.Автор предлагает разработку ногайских орнаментов, таблицы, рабочую тетрадь. Уроки изобразительного искусства и технологии тесно связаны. Изучая орнаменты, дети используют их при выполнении различных изделий – одежды, ювелирных украшений, ковров, вышивки. При этом учитель стремится привить детям художественный вкус, учит создавать произведения искусства, а не ширпотреб. Интересна итоговая работа – выставка-экзамен, где присутствуют не только педагоги, но и родители. Необходимо отметить, что руками детей создаются не только личные вещи, ученики оформляют школу, детский сад и т. д. Ольга Ивановна Дмитриева, учитель технологии и изобразительного искусства средней школы №25 города Тулуна Иркутской области. Организация внеклассной работы по предмету.Три разработки дополняют одна другую и создают целостную картину занятий по теме «Основы декоративно-прикладного искусства» (17 часов) для обучающихся 10-11-х классов.Особенности курса: прикладное значение, продуманная последовательность материала, увлекательная литература, систематизация и углубленное изучение материала, работа со специальной литературой, практические занятия, выполнение мультимедийного проекта, работа с практическими материалами, самостоятельная работа учащихся, курсовая работа.Общие цели курса: способствовать выбору профиля обучения, развивать способности к самоопределению, формировать ответственность за самостоятельный выбор, развивать мотивацию собственной деятельности.Программа актуальна, так как система образования переходит на предпрофильную и профильную подготовку.Новизна – предлагается за короткий промежуток времени систематизировать полученные знания (специально интегрированный материал и разработанные комбинаторные практические упражнения). Создать условия для осознанного выбора профильного обучения.Ведущий метод – учебное сотрудничество (учитель плюс ученик).Уроки тесно связаны с дополнительным образованием детей. Занятия по технологии, изобразительному искусству и черчению взаимно дополняют и обогащают друг друга, позволяют ставить новые педагогические задачи. Автор подчеркивает, что элективные курсы позволяют старшеклассникам, заинтересованным в продолжении обучения в области искусства, не только закрепить свои знания и умения, но и приобрести новые. Даны подробнейшие планы занятий к программе «Основы декоративно-прикладного искусства». Есть сопроводительный наглядный материал – презентация, позволяющая раскрыть суть нетрадиционного подхода к композиции. Большое значение автор придает развитию ассоциативного мышления. Ольга Ивановна Дмитриева пользуется методом, в основу которого легла технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Комплексный подход – ценное качество разработки.Следует подчеркнуть, что в ходе занятий прослеживается активное участие учеников, которые свободно дискутируют друг с другом, ведут исследовательскую работу, анализируют свои произведения, что создает творческую атмосферу и готовит учеников к самостоятельной, продуктивной деятельности. Очень интересная, грамотная разработка.Конкурс закончился и, надеемся, будет продолжаться вновь, даря всем нам новые идеи и открытия. Всем участникам большое спасибо!​Наталия БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №807 Москвы, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте