Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – понятия многогранные. Важной составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью и графическими навыками – важнейшая сторона общего развития ребенка.
Особые трудности в процессе обучения младших школьников отмечаются именно при письме. Поэтому чрезвычайно важно научиться преодолевать связанные с этим проблемы, ведь письмо является базовым навыком, без которого дальнейшее обучение практически невозможно. Естественно, дети с подобными затруднениями осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса, и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребенок не удовлетворены результатами учебы. Кроме того, ученик постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворенности, его угнетает недовольство учителя и родителей. Как следствие, у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно усвоить навык письма.
Процесс овладения навыком письма имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших и маленьких). Они должны правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их, правильно записывать, соотносить с буквами. Параллельно идет формирование орфографического навыка.
Напомню, что навык – это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».
В обучении грамоте выделяются несколько этапов.
Первый, на котором происходит формирование навыка, имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка. В начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения (откуда начинать, куда вести, где закончить). Одновременно решается задача перекодировки фонемы – звучащей буквы – в графему, то есть ее графическое изображение. На этом этапе ребенок должен осознавать не только что он должен сделать, но и как это сделать правильно в соответствии с требованиями. Выписывание каждого элемента в отдельности требует на этом этапе цельного выполнения буквы, тем более написания нескольких букв сразу безотрывно невозможно.
Для этого на страницах учебного издания «Новый тренажер по чистописанию: добукварный и букварный периоды. 1 класс. ФГОС новый» издательства «Экзамен» автор Маргарита Козлова представила разнообразный материал, который позволяет сформировать необходимые базовые навыки и подготовить руку к правильному письму. Все предложенное автором продумано с точки зрения пространственного ориентирования как на листе, так и на строке. В каждом задании прослеживается его поэтапное выполнение. Особое место отводится знакомству с основными видами и правилами штриховки (рис. 1). Надо отметить, что к концу первого полугодия обучения в 1‑м классе дети очень хорошо знают и различают основные геометрические фигуры: квадрат, ромб, трапецию, равнобедренный и равносторонний треугольники, овал. Составление фигур, композиций с выполнением штриховки и по мере знакомства с буквами, применение в штриховке элементов букв. Одновременно со штриховкой с детьми проводятся пальчиковые игры, с помощью которых развиваются подвижность пальцев, их сила и гибкость, снижаются физическая усталость и моральное напряжение во время урока.
Ко второму этапу формирования навыка по запоминанию детьми графического облика буквы можно подойти двумя путями: регулярным повторением изученных звуков и букв и обстоятельной работой над графическим обликом буквы на уроке. Для лучшего запоминания графического образа буквы автор учебного пособия применяет следующие приемы: поэлементный анализ этого графического образа; сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами; печатание буквы; распознавание ее в предложениях, словах и т. д. (рис. 2).
В учебном пособии «Новый тренажер по чистописанию: послебукварный период. 1 класс. ФГОС новый» не только отрабатывается навык графического изображения буквы, но и проводится профилактика речевого нарушения – дисграфии. Это происходит с помощью заданий с чередующимися гласными, написания различных слогов и сочетаний букв (рис. 3). Вспомним, что оптическая дисграфия – это нарушение письменной речи, которое связано с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в замене и искажении букв на письме.
Симптоматика любого вида дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажение и замена букв; искажение звукослоговой структуры слова; нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений – и проявляется в замене и искажении графического образа букв. По мнению известного логопеда Ольги Токаревой, оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: «п-н», «п-и», «у-и», «ц-щ», «ш-и», «м-л», «б-д», «п-т», «н-к».
В вышеназванных тренажерах на каждой странице представлен традиционный подход к обучению каллиграфическому письму, например, копировальным способом. Если копирование осуществлять правильно, ученик усваивает, что такое порция, размах, размер, направление, форма. Обведение по образцу помогает отработать двигательные представления, поскольку оно осуществляется механически. Двигательный образ буквы остается на некоторое время в памяти, обведенное движение запоминается.
Предлагаемая система поэтапного обучения письму учеников 1‑го класса учитывает прежде всего два фактора: обучение письму невозможно не только без строгой последовательности определенных действий, но и без учета современных исследований в области логопедии и психологии. А результаты последних исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы обучающихся существенно влияет на процесс овладения чтением и письменной речью. У детей с недостаточностью моторных систем и плохо развитым чувством ритма (а это есть почти у всех первоклассников) одним из необходимых условий успешного перехода с этапа обучения письму на этап реализации письменной речи является полная сформированность графо-моторной компетенции. Отсюда в системе автора такое пристальное внимание уделяется развитию мускульной памяти (штриховка), координации движений рук, развитию интерсенсорной координации.
Также для удобства учителя в тренажере представлен разноуровневый материал для проверки результатов контрольного списывания от простого к сложному. Особенность заключается в том, что задания первого уровня – написание предложений – выполнены при помощи штриховки. Ребенок независимо от его образовательных особенностей сможет воспроизвести предложения при помощи обводки (рис. 4).
В учебном пособии «Новый тренажер по чистописанию: Переходим с узкой линейки на широкую. 2-3 классы. ФГОС» используется очень интересный прием, который позволяет достигать положительного метапредметного результата в части регулятивных универсальных учебных действий. На полях обозначены те буквы, с которыми ученики работают на уроке. А это помогает удерживать задачу в течение всего урока и облегчает рефлексию по итогу.
Пространственное ориентирование в узкой строке (как горизонтально, так и вертикально) акцентируется при введении новой буквы. Это обеспечивает плавный переход к написанию в широкой линейке. На рисунке отчетливо видно деление широкой линейки на две части для более удобного перехода и понимания особенности написания букв, слов и предложений (рис. 5).
В формировании каллиграфичного почерка помогает методичная отработка соединений между буквами, что также представлено в прописях для 2-3‑х классов.
Использование тренажеров в урочной деятельности позволяет создать комфортную среду для каждого ребенка, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, образовательные потребности обучающегося.
Наталья СКАЛОЗУБ, директор школы-интерната №1, Хабаровск
Комментарии