search
main
0

Красиво и изящно

Чистописание в добукварный, букварный и послебукварный периоды

«В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе развития ребенка» – эти слова Льва Выготского, сказанные почти сто лет назад, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Дефицит времени на овладение навыком письма в учебных программах сказывается прежде всего на том, как пишут наши дети. Недостаточное формирование графических навыков, путаница в элементах букв, зеркальное написание, пропуски и замены наряду с неразборчивым почерком – это еще один камень преткновения для многих маленьких учеников.

Я работаю в школе уже много лет. И все чаще в последнее время слышу от родителей реплики о том, что чистописание – это ненужный навык, печатание на клавиатуре уже заменило письмо от руки, не стоит тратить на это столько времени и нервов, да еще и ставить или снижать отметки. И, на мой взгляд, увеличилось число детей, испытывающих значительные трудности при овладении навыком письма.

Говоря о необходимости более внимательного отношения к проблеме обучения младших школьников письму, следует отметить ряд факторов, которые еще больше ее усложняют, делают особо актуальной в наши дни.

Во-первых, значительно увеличился поток детей с не резко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности.

Во-вторых, в школах стало заметно больше двуязычных детей.

В-третьих, почти все мои коллеги указывают на низкий уровень физического развития дошкольников и, как следствие, на общую и частную моторную неловкость, плохую координацию. Казалось бы, как могут быть связаны уроки физической культуры и чистописание? Оказывается – напрямую.

А в-четвертых, нужно констатировать факт: все больше малышей, поступающих в первый класс, не посещали дошкольные образовательные учреждения.

Так как же научить ребенка красиво писать?

В современной школе обучение письму опирается на прописи и тренажеры, которые следует рассматривать именно в совокупности, то есть как учебник и тетрадь на печатной основе. В них даются образцы написания букв, соединений, напечатанные точечной линией буквы для обводки и свободные строчки для их самостоятельного письма.

В соответствии с требованиями современной школьной программы по русскому языку на протяжении послебукварного периода обучения грамоте дети должны усовершенствовать умение правильно изображать формы рукописных букв, соединять их с другими, разборчиво списывать печатные и рукописные тексты (с доски, карточки, книги и т. п.), придерживаясь каллиграфических требований.

Автор «Учительской газеты», моя коллега из Петрозаводска Елена Филимонова, в статье «Сперва аз да буки, а там и науки» (№15 от 14 апреля 2020 года) пишет: «Сейчас, в наше время гаджетов, ребенку намного сложнее справиться с программой по овладению наукой красиво и грамотно писать, а ведь от этого во многом зависит его успешность по всем предметам». Очень точно сказано!

Главная цель обучения письму младшего школьника – развитие способности использовать это умение для передачи своих мыслей, идей, описания мира, в котором живет ребенок. То есть это важнейшее средство развития первоклассника. Никакие электронные устройства не могут заменить обучение письму и работу с прописями.

В этом процессе выделяются три периода: добукварный, букварный и послебукварный.

Издательство «Экзамен» предлагает учителям начальных классов отлично выполненные и методически безупречные пособия М.А.Козловой «Новый тренажер по чистописанию: добукварный и букварный периоды. 1 класс» и «Новый тренажер по чистописанию: послебукварный период. 1 класс». Они полностью соответствуют ФГОС второго поколения для начальной школы и допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

Тренажеры предназначены для практики и развития письма обучающихся первых классов общеобразовательных организаций. Они могут быть использованы в качестве дополнения к учебнику любой образовательной системы. Уникальная авторская методика направлена не только на эффективное обучение написанию отдельных букв и их сочетаний, но и на развитие мелкой моторики. Пособия содержат материалы, позволяющие вызвать интерес школьников к письму и обеспечить достижение метапредметных и предметных результатов обучения в 1-м классе.

Приведу примеры своей работы по обучению письму младших школьников с использованием учебного пособия «Новый тренажер по чистописанию: послебукварный период. 1 класс».

На своих уроках послебукварного периода обучения грамоте я всегда ставлю основную цель – подготовить детей к переходу на работу по учебникам для чтения и русского языка.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ученик плохо читает, то ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, дети проговаривают, переводят фонему в графему, зрительно запоминают их и воспроизводят по слогам. Это важно для развития орфографической зоркости, фонематических представлений, орфографических навыков, каллиграфического почерка.

Данное учебное пособие позволяет производить поэлементный анализ письменных букв, сравнивать изучаемые буквы в печатном и письменном образе. Дети упражняются в написании букв, их сочетаний, а также написании слогов и слов, выполняют упражнения в анализе слов, предложений, списывании их в записи под диктовку и многом другом (рис 1).

Учебное пособие Маргариты Козловой очень помогает развивать практические навыки школьников как на уроках и во внеурочной деятельности, так и на логопедических занятиях. Упражнения из этой книги я включаю в минутки чистописания и орфографические минутки на этапе мотивации, закрепления и повторения учебного материала.

Рассмотрим более подробно перечень методов и подходов, которые предлагает автор учителям начальных классов.

Копировальный метод – обведение букв, напечатанных пунктиром.

Линейный метод – соблюдение одинаковых расстояний между элементами букв, точных пропорций высоты и ширины буквы и ее частей.

Генетический метод – изучение букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной.

Тактический (ритмический) метод – письмо под счет в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Это повышает интерес на занятиях, развивает уверенность в плавности движений руки, способствует установлению нужной скорости письма.

На уроке с использованием тренажеров Маргариты Анатольевны я предлагаю детям следующие задания, благо что книги позволяют разнообразить их:

повторение артикуляционного уклада звука, отрабатываемой буквы;

показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося;

списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради;

обведение образца буквы (копировальный прием);

воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе;

анализ формы буквы с выделением зрительных элементов;

письмо под счет;

прием показа ошибочного написания;

работа с пословицей, объяснение смысла пословицы;

тренировка в четком и правильном произношении;

выполнение записи по пунктирам;

выполнение самостоятельного письма пословицы.

Тренажеры и прописи от издательства «Экзамен» ориентируют школьников на обучение письму по образцам. Могу по собственному опыту подтвердить: это всегда дает положительный результат.

Ребятам нравится выполнять задания, которые, с одной стороны, по силам абсолютно всем (а значит, успех гарантирован каждому), с другой – каждый раз новые, направленные на отработку разных навыков. Например, при изучении букв, слогов и слов школьникам предлагаю следующий набор заданий:

обведи элементы букв, буквы, слоги из двух, трех букв;

обведи, измени, напиши новый слог (например, иг – ги, ры – ир);

обведи слова;

составь новые слова, запиши;

красным карандашом подчеркни все гласные;

синим и зеленым подчеркни твердые и мягкие согласные;

поставь ударение в слове, под безударными гласными поставь точки;

прочитай слова выразительно;

прочитай слова только гласными или только согласными;

прочитай слова справа налево; начни слово читать сам, продолжит сосед по парте (парная работа) и др.

А вот какие задания можно предложить при изучении предложений:

1) копирование предложения, перевод с печатного образа буквы в письменный (рис 2);

2) отработка орфографической зоркости на орфограммы, изучаемые в 1-м классе: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; имена собственные; ь – показатель мягкости; корневые орфограммы (безударные гласные, парные согласные по звонкости и глухости, непроизносимые согласные) (рис 3);

3) списывание небольших разно­уровневых текстов (рис 4);

4) самостоятельное написание текстов и т. д. (рис 5).

…Я много лет работаю учителем начальных классов, логопедом, репетитором и систематически применяю в своей практической деятельности дополнительные учебные пособия для формирования и развития УУД у младших школьников.

Могу с уверенностью сказать: использование этих пособий поможет моим коллегам сэкономить время подготовки к урокам, а первоклас­сникам даст дополнительную тренировку в написании элементов букв, обеспечит развитие мелких мышц руки, будет способствовать личностному развитию и формированию универсальных учебных действий, необходимых в дальнейшем обучении грамоте в послебукварный период.

Дина УТЛАНЦЕВА, учитель начальных классов, учитель-логопед школы №16 Кирова, Кировская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте