«В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе развития ребенка» – эти слова Льва Выготского, сказанные почти сто лет назад, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Дефицит времени на овладение навыком письма в учебных программах сказывается прежде всего на том, как пишут наши дети. Недостаточное формирование графических навыков, путаница в элементах букв, зеркальное написание, пропуски и замены наряду с неразборчивым почерком – это еще один камень преткновения для многих маленьких учеников.
Я работаю в школе уже много лет. И все чаще в последнее время слышу от родителей реплики о том, что чистописание – это ненужный навык, печатание на клавиатуре уже заменило письмо от руки, не стоит тратить на это столько времени и нервов, да еще и ставить или снижать отметки. И, на мой взгляд, увеличилось число детей, испытывающих значительные трудности при овладении навыком письма.
Говоря о необходимости более внимательного отношения к проблеме обучения младших школьников письму, следует отметить ряд факторов, которые еще больше ее усложняют, делают особо актуальной в наши дни.
Во-первых, значительно увеличился поток детей с не резко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности.
Во-вторых, в школах стало заметно больше двуязычных детей.
В-третьих, почти все мои коллеги указывают на низкий уровень физического развития дошкольников и, как следствие, на общую и частную моторную неловкость, плохую координацию. Казалось бы, как могут быть связаны уроки физической культуры и чистописание? Оказывается – напрямую.
А в-четвертых, нужно констатировать факт: все больше малышей, поступающих в первый класс, не посещали дошкольные образовательные учреждения.
Так как же научить ребенка красиво писать?
В современной школе обучение письму опирается на прописи и тренажеры, которые следует рассматривать именно в совокупности, то есть как учебник и тетрадь на печатной основе. В них даются образцы написания букв, соединений, напечатанные точечной линией буквы для обводки и свободные строчки для их самостоятельного письма.
В соответствии с требованиями современной школьной программы по русскому языку на протяжении послебукварного периода обучения грамоте дети должны усовершенствовать умение правильно изображать формы рукописных букв, соединять их с другими, разборчиво списывать печатные и рукописные тексты (с доски, карточки, книги и т. п.), придерживаясь каллиграфических требований.
Автор «Учительской газеты», моя коллега из Петрозаводска Елена Филимонова, в статье «Сперва аз да буки, а там и науки» (№15 от 14 апреля 2020 года) пишет: «Сейчас, в наше время гаджетов, ребенку намного сложнее справиться с программой по овладению наукой красиво и грамотно писать, а ведь от этого во многом зависит его успешность по всем предметам». Очень точно сказано!
Главная цель обучения письму младшего школьника – развитие способности использовать это умение для передачи своих мыслей, идей, описания мира, в котором живет ребенок. То есть это важнейшее средство развития первоклассника. Никакие электронные устройства не могут заменить обучение письму и работу с прописями.
В этом процессе выделяются три периода: добукварный, букварный и послебукварный.
Издательство «Экзамен» предлагает учителям начальных классов отлично выполненные и методически безупречные пособия М.А.Козловой «Новый тренажер по чистописанию: добукварный и букварный периоды. 1 класс» и «Новый тренажер по чистописанию: послебукварный период. 1 класс». Они полностью соответствуют ФГОС второго поколения для начальной школы и допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
Тренажеры предназначены для практики и развития письма обучающихся первых классов общеобразовательных организаций. Они могут быть использованы в качестве дополнения к учебнику любой образовательной системы. Уникальная авторская методика направлена не только на эффективное обучение написанию отдельных букв и их сочетаний, но и на развитие мелкой моторики. Пособия содержат материалы, позволяющие вызвать интерес школьников к письму и обеспечить достижение метапредметных и предметных результатов обучения в 1-м классе.
Приведу примеры своей работы по обучению письму младших школьников с использованием учебного пособия «Новый тренажер по чистописанию: послебукварный период. 1 класс».
На своих уроках послебукварного периода обучения грамоте я всегда ставлю основную цель – подготовить детей к переходу на работу по учебникам для чтения и русского языка.
Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ученик плохо читает, то ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, дети проговаривают, переводят фонему в графему, зрительно запоминают их и воспроизводят по слогам. Это важно для развития орфографической зоркости, фонематических представлений, орфографических навыков, каллиграфического почерка.
Данное учебное пособие позволяет производить поэлементный анализ письменных букв, сравнивать изучаемые буквы в печатном и письменном образе. Дети упражняются в написании букв, их сочетаний, а также написании слогов и слов, выполняют упражнения в анализе слов, предложений, списывании их в записи под диктовку и многом другом (рис 1).
Учебное пособие Маргариты Козловой очень помогает развивать практические навыки школьников как на уроках и во внеурочной деятельности, так и на логопедических занятиях. Упражнения из этой книги я включаю в минутки чистописания и орфографические минутки на этапе мотивации, закрепления и повторения учебного материала.
Рассмотрим более подробно перечень методов и подходов, которые предлагает автор учителям начальных классов.
Копировальный метод – обведение букв, напечатанных пунктиром.
Линейный метод – соблюдение одинаковых расстояний между элементами букв, точных пропорций высоты и ширины буквы и ее частей.
Генетический метод – изучение букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной.
Тактический (ритмический) метод – письмо под счет в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Это повышает интерес на занятиях, развивает уверенность в плавности движений руки, способствует установлению нужной скорости письма.
На уроке с использованием тренажеров Маргариты Анатольевны я предлагаю детям следующие задания, благо что книги позволяют разнообразить их:
повторение артикуляционного уклада звука, отрабатываемой буквы;
показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося;
списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради;
обведение образца буквы (копировальный прием);
воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе;
анализ формы буквы с выделением зрительных элементов;
письмо под счет;
прием показа ошибочного написания;
работа с пословицей, объяснение смысла пословицы;
тренировка в четком и правильном произношении;
выполнение записи по пунктирам;
выполнение самостоятельного письма пословицы.
Тренажеры и прописи от издательства «Экзамен» ориентируют школьников на обучение письму по образцам. Могу по собственному опыту подтвердить: это всегда дает положительный результат.
Ребятам нравится выполнять задания, которые, с одной стороны, по силам абсолютно всем (а значит, успех гарантирован каждому), с другой – каждый раз новые, направленные на отработку разных навыков. Например, при изучении букв, слогов и слов школьникам предлагаю следующий набор заданий:
обведи элементы букв, буквы, слоги из двух, трех букв;
обведи, измени, напиши новый слог (например, иг – ги, ры – ир);
обведи слова;
составь новые слова, запиши;
красным карандашом подчеркни все гласные;
синим и зеленым подчеркни твердые и мягкие согласные;
поставь ударение в слове, под безударными гласными поставь точки;
прочитай слова выразительно;
прочитай слова только гласными или только согласными;
прочитай слова справа налево; начни слово читать сам, продолжит сосед по парте (парная работа) и др.
А вот какие задания можно предложить при изучении предложений:
1) копирование предложения, перевод с печатного образа буквы в письменный (рис 2);
2) отработка орфографической зоркости на орфограммы, изучаемые в 1-м классе: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; имена собственные; ь – показатель мягкости; корневые орфограммы (безударные гласные, парные согласные по звонкости и глухости, непроизносимые согласные) (рис 3);
3) списывание небольших разноуровневых текстов (рис 4);
4) самостоятельное написание текстов и т. д. (рис 5).
…Я много лет работаю учителем начальных классов, логопедом, репетитором и систематически применяю в своей практической деятельности дополнительные учебные пособия для формирования и развития УУД у младших школьников.
Могу с уверенностью сказать: использование этих пособий поможет моим коллегам сэкономить время подготовки к урокам, а первоклассникам даст дополнительную тренировку в написании элементов букв, обеспечит развитие мелких мышц руки, будет способствовать личностному развитию и формированию универсальных учебных действий, необходимых в дальнейшем обучении грамоте в послебукварный период.
Дина УТЛАНЦЕВА, учитель начальных классов, учитель-логопед школы №16 Кирова, Кировская область
Комментарии