search
main
0

Кот на мониторе. Что может придать уют комнате, где стоят бездушные машины?

Найти нас совсем несложно, сказала по телефону Татьяна Кравчук. Как выйдете из метро, направо чуть вдалеке увидите сталинские дома. Повернете за угол одного из них, чуть пройдете вглубь двора – тут и будет красное кирпичное здание нашего лицея. Однако я все же заплутала. Помогла симпатичная молодая женщина с большой хозяйственной сумкой: «Пойдемте со мной, – улыбнулась она, – видела я красный кирпич. И почему-то уверена, что это школа, хотя точно и не знаю. Не москвичка. Приехала к сестре, помочь ей надо: двойню родила. Тяжело рожала. Оперировали. Хожу вот по магазинам, готовлю, стираю. Учительница я и дух школы чувствую. От этого здания идет такой дух. А здание-то хорошее очень, богатое, крепкое. Основательное такое. Да вот оно! Удачи вам, а я дальше пойду до дому».

Я невольно залюбовалась фасадом, пришкольным двором. Права моя попутчица: особый дух из этого строгого, полувековой давности здания. И уж точно не спутаешь его ни с фирмой, ни с жилым домом. Школа это! Точнее, Лицей информационных технологий № 1533. Основательность чувствуется уже с порога. У самого входа – дежурный. Нет, не этакий широкоформатный молодец, какие стоят нынче в любой школе, словно на охране режимного предприятия. Этот встретил меня с улыбкой на столь интеллигентном лице, что я решила: должно быть, один из учителей. Проверив мое удостоверение, он пододвинул ко мне специальный журнал. Я написала свою фамилию, имя, отчество и название газеты. Теперь давайте я вас провожу, еще раз улыбнулся он, взглянув на монитор. На экране я увидела краем глаза пустой школьный двор. Ага, догадалась я, все просматривается: кто идет, что в руках держит, в наше время это совсем даже не лишнее дело.

Кабинет директора Татьяны Кравчук встретил меня… громкими криками попугая. Изумрудный красавец, как я увидела потом, радостно встречает так всех, кто заходит к Татьяне Петровне. Рядом с клеткой на черном кожаном диване, покрытом меховой бараньей шкурой, лениво потянулся совершенно роскошный, огромный рыжий кот. Честно говоря, и его морда показалась мне абсолютно интеллигентной.

– Вообще-то он нахал, – перехватила мой взгляд директор. – Без зазрения совести укладывается на мой стол. Но он же любимчик и хорошо это понимает. Нет в нашей школе ребенка, который не уважал бы «это величество».

– Характер хороший! – угадала я.

– И стресс снимает, – согласилась Татьяна Петровна. – На третьем этаже у нас много птиц живет. Мы вообще стараемся сделать все так, чтобы школа была домом.

«Ах вот зачем кот и птички», – поняла я.

– Вы кабинет под названием «Мамина-папина комната» успели заметить? – прищурила глаза директор. – Ну так пойдемте!

Подхватив блокнот и диктофон, я отправилась смотреть лицей. Но когда Кравчук подвела меня к двери с табличкой «Мамина-папина комната», я слегка остолбенела: я же подумала, что столь домашнее название кабинета – негласное, а оно оказалось – на самом деле. Классных руководителей в лицее нет, но есть кураторы. Иначе говоря, родные и заботливые мамы-папы. Кабинет очень уютный. Но еще уютнее выглядит учительская.

Очень красивый стол, как мне показалось, с дубовой столешницей, а рядом – такой же журнальный столик. Два мягких синих кресла у окна с тонкой, ажурного переплетения голубой тюлью и два маленьких диванчика, покрытых русскими половичками. Учитель физики Владимир Минаев машет рукой:

– Все это куплено за небольшие деньги в магазине, когда была распродажа. А столешница вообще досталась даром от одной родительницы, чья фирма меняла мебель. В школу их тогда привезли так много, что хватило на специальные столы в компьютерных кабинетах. Делали эти столы мы сами, учителя-мужчины. И так называемый работник по дому. Отодрали железные ножки от старых столов, настолько старых, что даже где-нибудь на даче пристроить их не удалось бы. Напилили новые столешницы и прикрутили к ним ножки.

…Я увидела эту «новую» мебель в кабинете, где преподает компьютерную графику Наталья Платонова. Мебель мне очень понравилась. Столы настолько широки, что вполне умещаются и компьютер, и клавиатура. И ведь сами сделали!

Кабинет вообще-то небольшой. Однако занимаются в нем 15 ребят. В лицее классы маленькие. Учеников всего 420, 22 класса с восьмого по одиннадцатый. На окнах в кабинете Натальи Сергеевны – белые жалюзи, они закрыты. На потолке я заметила две люстры Чижевского, их включают на переменах. Такие люстры, как мне объяснили, есть во всех кабинетах, где стоят компьютеры.

Сейчас глубокая осень, батареи работают хорошо, в классах тепло. Я попросила открыть форточку (сделала это специально). Моя просьба была сразу же удовлетворена, и я убедилась, что форточка не заколочена.

– Наталья Сергеевна, какой совет вы могли бы дать нашим читателям, учителям, которые тоже заведуют компьютерными кабинетами в своих школах и заботятся об улучшении? – спросила я перед тем, как попрощаться с Платоновой.

– Нужен техник, – не задумываясь, ответила она. – Обязательно должен быть в школе человек, который обслуживал бы технику. У нас с этим нет проблем. К нам приходят наши бывшие ученики, получившие и получающие специальное высшее образование в МГУ или Бауманке. Они и помогают обслуживать машины. Думаю, что в массовой школе таких людей нет, а техники должны быть. Это очень важно!

Мы с Татьяной Петровной вернулись в ее кабинет. И вместе с научным директором кандидатом технических наук Александром Гиглавым они продолжили рассказ о лицее. Этот статус школа получила в 1991 году. А с 1972 года здесь был учебно-производственный комбинат, где ребят готовили для работы с вычислительной техникой. Сюда приезжали со всей Москвы. Двадцать лет назад здесь появились первые компьютеры «Ямахи». Динозавры, можно сказать. Через УПК прошли за все годы его существования 12 тысяч детей. А Лицей информационных технологий, сокращенно ЛИТ, гордится тем, что выпустил 1300 ребят. Тоже немало, но дело не в цифре. Дело в том, какие это ребята! Большинство стали студентами самых престижных вузов страны. Но и это еще не все.

– У меня учатся такие парни, каких больше нет нигде, – авторитетно заявил Александр Владимирович. И рассказал историю Алешки. У него ДЦП, он ездит в лицей из Митино, это очень далеко. И ведь болезнь-то надо было преодолеть! Надо было взрастить в себе сначала хрупкий, потом все более сильный и крепкий росток, который называется мужеством. И это еще не все. Лицеисты не кичатся тем, что они в «компьютерах круче всех». Конечно, это во многом потому, что в школе культивируется домашняя обстановка. Простые, теплые отношения, в которых равнодушие и заносчивость не имеют почвы. Многие ребята участвуют в выпусках газеты «КаЛИТка». Журнал тоже имеет такое же название. Традиционными стали здесь научные семинары «ЛИТосфера». Частица ЛИТ, или аббревиатура, если угодно, здесь возведена в культ. И в кабинете директора, и в коридорах на журнальных столиках – повсюду – я видела улиток, поскольку уЛИТка – символ лицея. Это и игрушки, и рисунки, и сувениры. Их привозят и дарят лицею со всего света, где знают о нем. Их дарят и выпускники, и гости, и ученики, и учителя. Учителей в лицее 64, из них 12 – преподаватели специальных дисциплин, вплоть до менеджмента информационных систем. Но в лицее с предельным уважением относятся и к общеобразовательным предметам. Ребята любят и с усердием занимаются математикой – 8 часов в неделю, английским языком – 4 часа.

В лицее разработан для учеников 8-го класса свой «Дневник», на первой странице которого – такие слова: «Мы очень дорожим чувством общего Дома». И дальше в нем информация о жизни лицея, о том, что школу завтрашнего дня здесь воспринимают не по модели «учитель-пилот с учениками-пассажирами», а по модели «учитель-исследователь с учениками-ассистентами». Лицеисты самостоятельно выбирают темы дипломных работ. В дневнике сообщается, кто есть кто в администрации лицея, есть маленький рассказ о его истории. Мне очень понравился стиль этого рассказа: «1999 год. Расширяется компьютерная экспансия. Вычислительный центр продолжает оккупировать второй этаж и даже полностью захватил 203, 204, 205-ю аудитории».

У ребят 9-х классов тоже есть свой особый «Дневник», где кроме расписания занятий, оценок учителя тоже есть рассказ об истории лицея. Из этого же дневника лицеист узнает о том, что в первой декаде сентября обязательно вся школа идет в поход с ночевкой в подмосковные леса. Такие походы сильно сплачивают, дают ощущение товарищеского локтя. В октябре в лицее празднуется хэллоуин, а в феврале проходит первенство по волейболу. 1 апреля, конечно же, День смеха, а 25 мая – Праздник Последнего звонка.

Совершенно замечательно выглядит одна из страничек где-то в середине «Дневника»: «Лицеист, впереди Новый год. Елка, смех, мишура… Остановись и вспомни: скоро зачеты, контрольные, неликвидированные «хвосты» и немой вопрос в глазах родителей. Возьми себя в руки, собери волю в кулак».

…Я провела в Лицее информационных технологий несколько часов. Уже на пороге помахала рукой попугаю. Кот отошел от директорского компьютера, но даже не взглянул на меня. Я грустно улыбнулась. Уходить от этой доброй компании не хотелось совсем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте