search
main
0

Космический лифт. или Как облагородить сердце и изощрить ум

В мире больших открытий наша страна занимает пока скромное место. Положение изменится, если вновь появятся ученые уровня Ландау, Капицы, Королева, Курчатова. Такая надежда есть. Потому что у нас есть учителя, влюбленные в свой предмет и умеющие привить тягу к знаниям своим ученикам. К такой когорте педагогов относится Ольга Уланова, преподаватель физики гимназии №19 города Королева Московской области.

Ольга Владимировна к тому же и лучший классный руководитель в городе.

Ее ученики увлеченно занимаются математикой и интересуются нанотехнологиями. На их основе они создают свои проекты, с которыми успешно участвуют в Международном конкурсе по космонавтике. Их работы вполне реальны, технологически правильно выполнены.

Скажем, Никита Манеев разработал проект «Космический лифт». Эта идея существовала давно, и были разные проекты, а он предложил свой вариант. Его лифт может служить в качестве подъемника груза и космонавтов.

Смелая фантазия юных изобретателей не знает границ. Другой проект – «Путешествие на комете». Кирилл Сизых предлагает использовать комету как космический корабль, на котором можно путешествовать по космосу. Проект основан на научных знаниях – автор выбрал из множества небесных тел такие кометы, которые могут быть использованы для воплощения идеи. Тут важны и форма ядра кометы, и ее орбита. Кирилл нашел и способ, как удержаться на таком «космическом корабле».

Удивительный проект подготовила Инна Грибачева. Она хотела бы построить спутник в виде космического кольца. Такой спутник никогда не упадет на Землю – сама конструкция удержит его на орбите.

Все эти проекты невозможно осуществить, если применить обычные технологии и материалы. Поэтому ребята предлагают использовать достижения нанотехнологий.

Воспитанники Ольги Владимировны не только физики, но и лирики. Они много читают, любят музыку, поэзию, знают наизусть немало стихов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Евгения Евтушенко. Это и понятно – поэзия, музыка, искусство всегда были сродни науке и открытиям.

И это тоже благодаря влиянию Ольги Владимировны. Когда она говорит, что ей повезло с такими ребятами, я при этом думаю, что и ребятам повезло с педагогом и классным руководителем. Она хорошо знает литературу, историю, сочиняет стихи и песни, играет на гитаре и фортепиано. А еще Ольга Владимировна заядлая путешественница. Видимо, поэтому и все ее ребята с удовольствием ходят в походы. За эти годы они побывали во многих городах страны.

Минувшей зимой вот уже в который раз десятиклассники ездили в Михайловское. Едва сбросив рюкзаки, они пешком отправились в Пушкиногорье. Катались с горок, играли в снежки. Потом устроили праздник пушкинской поэзии. Читали стихи, пели под гитару песни на стихи Пушкина. В этой поездке были не только ученики Ольги Владимировны, но и ребята из других классов, в том числе и из средних. И тем и другим было полезно пообщаться друг с другом. И теперь старшие никогда не обидят младших, а младшие уважительно относятся к старшим.

Ольга Владимировна считает, что во время путешествий ребята каждый раз открывают для себя нечто новое. Там, в Пушкиногорье, они сквозь прозрачный лед, словно через стекло, наблюдали, как плавают рыбы. Находили живописные уголки природы. Для них это ощущение вечной тайны жизни, а природа – это книга, которую они учатся читать.

Не только литературными тропами водит детей Ольга Владимировна. Их интересует и история страны. Они открыли для себя Великий Новгород с его древними храмами. Понравился великолепный зимний городок, где можно было познакомиться с русскими играми, прикоснуться к русской старине.

Именно здесь ребята устроили исторический вечер и даже провели исследование и потом устроили дискуссию: почему татаро-монголы не дошли до Новгорода?

Часто бывают ребята в Санкт-Петербурге. Несмотря на то что они уже много знают об этом городе, тем не менее с каким-то особым благоговением ожидают встречи с Северной столицей. И каждый раз перед поездкой спрашивают, что нужно прочитать, какие книги взять с собой.

Все увиденное и услышанное десятиклассники осмысливают и анализируют, пропускают через себя.

– Каждый мой ученик уникален. Каждый раскрывает удивительные качества ума и души. Особенно в минуты таких путешествий, – говорит Ольга Владимировна.

Она рассказывает о своих воспитанниках с такой теплотой, гордостью, даже нежностью, будто это ее родные дети, а она их мама. Вот Виталик Бурмистров в этом учебном году ездил в московский областной лагерь, где собрались самые сильные физики региона. Он же занял первое место по экономике. Миша Довгань – лучший в городе информатик, программист. Настенька Цыганова – очень сильный математик, победитель городской олимпиады, недавно блестяще выступила на областной олимпиаде по биологии. Миша Фесенко хорошо поет.

Есть еще один очень способный мальчик, о котором Ольга Владимировна заботится, пожалуй, больше, чем о других. Родители Кирилла работают с раннего утра до позднего вечера и почти не видят сына. Ольга Владимировна и рубашки ему гладит, и как-то даже постригла его сама. А однажды учила вместе с ним стихотворение, потому что мальчик никак не мог его запомнить. Приходила к нему домой, чтобы помочь подготовить проект на международный конкурс по космонавтике.

С таким же восторгом Ольга Владимировна говорит и о предыдущих своих выпускниках, которые окончили школу пять лет назад. Они тоже настоящие интеллектуалы и духовно совершенные молодые люди. Тогда из 16 выпускников трое поступили в Московский государственный физико-технический университет, который окончила и она, шестеро – в МГУ, другие – в не менее престижные вузы. Все они до сих пор дружат и между собой, и с Ольгой Владимировной и обязательно встречаются.

Ольга Владимировна дружит и с родителями как бывших, так и нынешних учеников. Если у ребят, которые уже студенты, возникают проблемы, именно она, их бывшая классная, едет в вуз, и после ее визита обычно все налаживается. Ведь они по-прежнему ее дети, ее питомцы. Если они долго не звонят ей, начинает беспокоиться. Они и в самом деле словно родные, хотя у нее есть свои – сын-студент и дочь-старшеклассница.

Классные часы у Ольги Владимировны тоже особые. Это время откровений, споров, время постижения очень важных для ребят истин. Это может быть продолжение разговора, начатого на уроке физики, обсуждение художественного произведения по программе, потому что для одного-единственного ученика оно оказалось непонятным.

Ольга Владимировна и ее ученики часто проводят вместе свободное время и по вечерам, и в каникулы. Летом ходят на стадион «Вымпел», играют в волейбол. Зимой катаются на коньках. У Ольги Владимировны разряд по фигурному катанию. Сюда же приходят и старшие ее «дети» – студенты. Это настоящий праздник для всех, когда собирается такая огромная семья. Каток, по словам Ольги Владимировны, замечательное место для общения. Едут и разговаривают. Делятся своими радостями, говорят о каких-то трудностях.

Так уже сложилось, что ее бывшие ученики помогают сегодняшним. Пашу Батищева из Физтеха десятиклассники просто обожают. Ласково называют его Батя. Школу он окончил с золотой медалью. Он сам воспитал себя. Это высокий, красивый, спортивный, волевой юноша. Учится на одни пятерки. Его статьи публикуются в одном научном журнале на английском языке. Если у кого-то возникают проблемы с решением задач или с английским, они обращаются к Паше, и тот всегда помогает.

Воспитание детей идет не только на уроках, в поездках, в походах. Причем ребята и не замечают, что их воспитывают.

Когда была очередная годовщина битвы под Москвой, Ольга Владимировна поехала со своими ребятами в королёвскую школу №1, ученики которой уже много лет ходят в походы по местам, где проходили сражения в годы войны.

Посетили школьный музей, встретились и с этими ребятами, которые, по словам Ольги Владимировны, прикасаются к нашей памяти, к тому, что должно быть свято и дорого для каждого гражданина России. Им показали фильм. И гимназисты увидели этих хулиганистых с виду мальчишек в деле. Увидели, как они ведут раскопки, потом бережно и осторожно опускают останки в простые гробы и хоронят. Как-то юным поисковикам попалась медаль «За отвагу», пробитая пулей, и им разрешили оставить ее в школьном музее. Ольга Владимировна уверена, что эта встреча для ее ребят была важнее, чем даже встреча с самими участниками войны.

Ольга Владимировна вместе с ребятами из прошлого ее выпуска пережила страшную трагедию. Два года назад погибла выпускница, которой всегда восторгались и учителя, и одноклассники. Она училась на факультете журналистики МГУ и уже работала на телевидении. Ее ожидало блестящее будущее… Когда Ольга Владимировна ехала на похороны, то с тревогой думала о том, как воспримут общее горе ребята, ведь им всего по 20 лет. И она увидела своих всегда жизнерадостных мальчиков и девочек совершенно потерянными, потрясенными. Они очень тяжело переживали эту трагедию. После этого стали еще более чутко относиться друг к другу, а родителей погибшей девочки стараются всячески поддержать, помочь.

Питомцы Ольги Улановой, нынешние студенты, умеют сопереживать, ощущать чужое горе как свое. Такими же растут и ее десятиклассники.

Королев, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте