search
main
0

Космическая одиссея. Победивших на конкурсе учителей чествовали, как людей, побывавших на орбите

2 октября. Мастер-классыГлавное испытание первого тура – открытый урок. Для «пятнашки» основной экзамен, во время которого у Большого жюри возникает представление о профессиональных качествах учителей, – мастер-класс. Ограничение есть лишь по времени – 20 минут на действо, 5 минут на вопросы. Тему для выступления конкурсант выбирает сам, сам решает, говорить ли ему о предмете или межпредметных педагогических технологиях. Выстраивает сценарий мастерской – будет он общаться с залом или с учениками, сидящими за столами на сцене. Кстати, в этом году участники второго тура старались совмещать и то и другое – к залу обращались периодически с лекцией или рассказом о своем опыте, но и задания коллегам на сцене давали, выслушивали ответы, делали выводы. Общий стиль мастер-классов можно назвать практико-ориентированным, без ярких творческих озарений, но с показом массы технологий, методик, находок, опытов. Для демонстрации презентаций, видеофрагментов и опытов в московском колледже №55 были созданы все условия. Конечно, очень помогла техника, предоставленная фирмой «Полимедиа». Интерактивной доской воспользовался каждый из «пятнашки». А генеральный директор компании «Полимедиа» Елена Новикова лично курировала процесс, так как была в этом году членом Большого жюри.

Председатель Большого жюри, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий задавал очень точные вопросы, обращая внимание на малейшие детали мастер-классов. По реакции Виктора Антоновича конкурсанты старались угадать, понравилось то или иное выступление председателю жюри или нет. Но это было практически невозможно. А вот ведущий этого конкурсного дня, победитель конкурса «Учитель года России-2004», московский историк Андрей Лукутин невозмутимым оставаться не мог – по его лицу участники в зале определяли, насколько мастерски тот или иной педагог ведет себя на сцене… Кстати, Лукутин придумал интересный ход – он не только объявлял очередного выступающего, но и рассказывал об историческом контексте дня – датах, событиях. Оглядываясь на мастер-классы из сегодняшнего дня, когда мы знаем имена учителей, вошедших в пятерку победителей, вспомним, о чем же говорили со сцены именно эти конкурсанты. Историк Татьяна Усова из Саратова посвятила свой мастер-класс столетию со дня выстрела в Петра Столыпина и урокам, которые мы можем извлечь из этого события. Ее коллега Антон Молев из Москвы предложил рассмотреть письмо американской школьницы, написанное российскому другу по переписке в 1990-е годы, и определить с его помощью исторический контекст. Физик Хеди Солсанова из Чеченской Республики исследовала природу света, вернее, участники ее мастер-класса делали это экспериментальным путем. Учитель физической культуры из Самарской области Алексей Осипов учил делать нескучную утреннюю зарядку и даже изложил принципы составления собственного комплекса упражнений. Биолог Алексей Овчинников из Липецкой области легко сделал свой сложный предмет простым, используя личный опыт участников, и доказал, что схему метро можно взять в качестве наглядного пособия для изучения эндоплазматической сети.3 октября. Открытые дискуссииВторое задание для «пятнашки», призванное выявить победителей, касается ораторских способностей учителей, умений сформулировать свое мнение по актуальным вопросам образования и цивилизованно спорить с коллегами. Во время открытых дискуссий 2011 года обсуждались единый госэкзамен, критерии оценки работы педагога, проблемы обучения особых детей – одаренных и с ограниченными возможностями здоровья. Пожалуй, самой захватывающей оказалась дискуссия «Есть ли у ЕГЭ альтернатива?», которую модерировал редактор отдела образования и новых технологий «Комсомольской правды» Александр Милкус. Участвовали в разговоре историк из Москвы Антон Молев, математик из Санкт-Петербурга Татьяна Наумова, биолог из Липецкой области Алексей Овчинников, историк из Ростовской области Лариса Тутова, филолог из Ленинградской области Татьяна Юрко. Сначала обсуждение было весьма бурным, учителя спорили, не соглашались с ведущим и друг с другом. Но в конце концов пришли к вполне определенным выводам. К ним даже комментариев не нужно, просто процитирую учителей.Алексей Овчинников: «С коррупцией на ЕГЭ надо бороться с помощью информационных технологий. Установить видеокамеры, которые будут контролировать каждого ребенка. Мы живем в цифровом мире, а не в бумажном».Антон Молев: «ЕГЭ – это значимый инструмент. И как способ измерить качество образования. И как способ поступить в вуз. Надо разделить эти задачи, поставленные перед единым госэкзаменом». Татьяна Наумова: «Считаю, что надо разделить выпускную и вступительную части ЕГЭ. Сам экзамен сдавать несколько раз в год, выбирать лучший результат». Алексей Овчинников: «Как альтернативу ЕГЭ нужно активнее использовать для поступления в вузы систему конкурсов, олимпиад».Антон Молев: «Необходимо аттестацию спустить в 9-й класс, сделать полноценное среднее образование. Дальше – поступление в среднее специальное учебное заведение или в старшую школу. А старшая школа должна быть нацелена на подготовку к ЕГЭ».Татьяна Юрко: «Необходимо возрождать систему среднего профессионального образования».Татьяна Наумова: «Надо выкладывать работы детей, написанные на ЕГЭ, в Интернете, чтобы ученики могли посмотреть свои ошибки».Алексей Овчинников: «Считаю, что необходимо создать в Интернете банк КИМов. И вообще мы должны думать о том, как улучшить ЕГЭ, а не ругать его».Лариса Тутова: «Учеников надо готовить к единому госэкзамену планомерно, контрольные давать в конце года в среднем звене. Тогда не будет стресса». Алексей Овчинников: «Я предлагаю создать образовательный портал, где будут все школы, все ученики с 5-го по 11-й класс. Они будут проходить промежуточную аттестацию на всероссийском уровне. И ученик сможет видеть свой рейтинг». Александр Милкус: «Можно ли все-таки по результатам ЕГЭ судить о результатах работы школы, учителя?»Татьяна Наумова: «Это не должен быть единственный критерий». Лариса Тутова: «Важно, чтобы за этими баллами и процентами не забывали о ребенке».Антон Молев: «В масштабе области, страны ЕГЭ может помочь дать оценку. На уровне школы и учителя дает сбои».4 октября. Победители в прямом эфиреИтоги второго тура конкурса подводили в знаменитой своими интерьерами московской школе №1259. В уютном актовом зале всех участников конкурса приветствовали директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко и руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. Елена Леонидовна отметила, что «пятнашка» лауреатов рассказала о том, как их изменил конкурс. А Исаак Калина сказал, что Москва готова учиться у всех регионов Российской Федерации. Конкурсантам запомнилось выступление актера Эммануила Виторгана, и не только замечательные стихи, которые прочитал любимый артист, но и его мудрые слова: «Профессия ваша такова, что если награждать, так всех». Провозглашена пятерка – историк из Москвы Антон Молев, биолог из Липецкой области Алексей Овчинников, учитель физической культуры из Самарской области Алексей Осипов, физик из Республики Чечня Хеди Солсанова, историк из Саратова Татьяна Усова.И почти сразу автобусы мчат участников конкурса дальше – на телеканале «Дождь» победители и министр образования и науки Андрей Фурсенко становятся героями прямого эфира, а остальные конкурсанты – внимательными зрителями. Параллельно с «круглым столом», который в телестудии действительно круглой формы, идет зрительское голосование. Через час становится известно – народные симпатии достались учителю физической культуры Алексею Осипову. 5 октября. Встреча с Президентом России«Пятнашка» лауреатов конкурса «Учитель года России-2011» накануне беседы с президентом Дмитрием Медведевым стала думать,  о чем спросить главу государства, о чем ему рассказать. Ведь встречи на таком уровне по большому счету происходят раз в жизни. Волновались… Президент с первых минут разрядил обстановку шутливыми замечаниями, примерами из своей педагогической практики. Конечно, разговор получился неформальным и благодаря атмосфере, ведь встреча проходила в одном из залов Московского планетария, только недавно великолепно отреставрированного. С утра, кстати, все участники конкурса побродили по планетарию, пытались на велосипеде доехать до Юпитера, создавали на специальном приборе облака. Да еще и краткие курсы повышения квалификации прошли. В кинотеатре 4D нон-стоп демонстрировались интерактивные мастер-классы победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России» разных лет – Артура Зарубы, Владимира Кружалова, Вадима Муранова, Дмитрия Гущина, Ирины Добротиной, Сергея Циклова… А британская компания Promethean провела семинар «Интерактивные технологии для цифрового поколения: тренды и успешные практики».И чем не мастер-класс – разговор с президентом? У государственного деятеля можно научиться анализу и оценке масштабных проблем, умению превращать предложения участников «круглого стола» в поручения и реализуемые направления государственной политики… Благо дело, за столом, кроме «пятнашки», были еще министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, мэр Москвы Сергей Собянин, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. Вот разговор заходит о ЕГЭ. Историк из Саратова Татьяна Усова убеждена: у ребенка должна быть альтернатива – необходимо засчитывать при поступлении в вуз результаты олимпиад, активное участие в конференциях. «Тогда отберем такие олимпиады, которые вызывают доверие», – реагирует президент. Тему подхватывает Виктор Садовничий, который объясняет, что в результате жесткого отбора в списке достойных олимпиад из нескольких десятков тысяч остались 74. Ректор МГУ уточняет: «Не каждый вуз дает льготу олимпиадникам. Это дело вуза». Президент России согласен: «Я думаю, что это абсолютно правильно».Педагоги говорили о том, что волнует: о необходимости перестройки в педагогических вузах – они должны готовить учителей в соответствии с запросами времени, делая акцент на практику; о повышении заработной платы работникам дополнительного образования; о том, нужен ли на телевидении специальный образовательный канал и как он должен быть организован. Прозвучали и вполне конкретные предложения. Москвич Антон Молев предложил создать грантовые программы, образовательные кредиты для тех учителей, которые не просто выполняют стандарт, но экспериментируют, внедряют инновации. Ирина Туенок из Красноярска считает, что образовательные учреждения с богатым опытом работы могут стать центрами повышения квалификации педагогов, надо дать им право выдавать сертификаты.Публичный разговор оперативно заносили в свои блокноты журналисты. А вот вопрос, который после встречи задала президенту историк из Вологды Марина Никоарэ, не слышал никто. По просьбе своих учеников конкурсантка поинтересовалась, какое образование надо получить, чтобы стать Президентом России, – юридическое или экономическое? «Все-таки лучше юридическое», – улыбнулся президент.5 октября. НаграждениеПерейдя в зал, где собрались все участники конкурса «Учитель года России», многочисленное жюри и гости, Президент России так оценил лауреатов, с которыми только что пообщался: «Очень хорошие люди!» Дмитрий Медведев поздравил всех с праздником, заметив, что в нашей стране День учителя празднуют 14 миллионов учителей. «Хотел бы вас заверить, – продолжил президент, – что курс на развитие школ, увеличение зарплаты учителей будет продолжен. Доведем зарплату учителей до среднего уровня в субъектах Федерации. У нас есть потенциал развития образования. Общий консолидированный бюджет образования составляет более двух триллионов рублей».Наконец ведущие церемонии – Анастасия Чернобровина (телеканал «Россия 1»), Лилия Гильдеева (НТВ) и летчик-космонавт Герой России Роман Романенко – пригласили на сцену министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и ректора МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Садовничего для объявления абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011». Слова «учитель биологии средней школы села Баловнево Данковского района Липецкой области Алексей Овчинников» тут же потонули в криках радости и несмолкаемых аплодисментах. Абсолютный победитель растерян: «Речь не заготовил, не ожидал, что окажусь здесь». В радостный миг получения Большого Хрустального пеликана из рук президента Алексею Овчинникову вспомнились строки Владимира Высоцкого: «Весь мир на ладони. Ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди».Малые пеликаны также обрели своих хозяев. Историку Антону Молеву награду вручили оперная певица, солистка Большого театра Екатерина Щербаченко и золотой медалист Международной олимпиады по астрономии Иван Баляев. Абсолютному победителю Алексею Овчинникову – знаменитый детский писатель Эдуард Успенский и золотая медалистка Международной олимпиады по физике Любовь Карелина. Учителю физической культуры Алексею Осипову – композитор Григорий Гладков и золотой медалист Международной олимпиады по математике Алексей Пахарев. Физику Хеди Солсановой – народный артист РФ Александр Пашутин и золотой медалист Международной олимпиады по химии Максим Козлов. Историку Татьяне Усовой – кинорежиссер-документалист Сергей Зайцев и золотая медалистка Международной олимпиады по географии Ксения Соколова. Затем начались приятные сюрпризы от спонсоров. Компании Promethean и «Прометей М» подарили учителю английского языка из Ульяновска Елене Кошелевой интерактивное оборудование. Компания «Полимедиа» наградила интерактивным комплексом SMART Board абсолютного победителя Алексея Овчинникова. Физик из Чечни Хеди Солсанова обрадовалась лазерно-светодиодному проектору CASIO, о котором давно мечтала. Кстати, накануне пятерка получила от фирмы интерактивные документ-камеры AVerVision, а математик из Карелии Алексей Доронин специальный приз за виртуозное владение умной доской – программное обеспечение для интерактивной доски SMART Notebook Math tools.Призы от компании «Лего» за инновационный подход к процессу обучения директор по развитию образовательных программ «Лего» в России и СНГ Ольга Ломбас вручила учителю начальных классов Елене Головко и физику Сергею Иванову.А все 12 конкурсантов-историков получили призы главного редактора исторического канала «365 дней» Германа Трегубенко.Не менее значимым подарком для участников конкурса стало поздравление с орбиты от членов МКС. Оно было очень символичным. Ведь выступление на конкурсе «Учитель года» педагоги часто сравнивают с полетом в космос: сильнейшие перегрузки, стресс, неизведанность и восторг от картины, которая открывается взору, – для учителей это широко распахнутые детские глаза. Да и чествование победителя очень напоминает встречу космонавта на земле. Алексей Овчинников еще долго будет чувствовать себя в роли человека, побывавшего на орбите. До следующей осени и следующего Всероссийского конкурса «Учитель года России».фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте