search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов
0

Коррекционную работу никто не отменял

​Структурное подразделение для детей с интеллектуальными нарушениями в школе №2077 было образовано путем реорганизации общеобразовательных школ со специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида (для учащихся с нарушением физического и психического развития) №77 в 2012 году.

Контингент учащихся с нарушениями развития последние десятилетия существенно меняется. Это касается тяжести диагнозов поступающих на обучение детей, а также их полиморфности. На сегодняшний день приоритетом стало обучение ребенка с учетом всех его индивидуальных психофизических возможностей. Построение личностно ориентированного маршрута обучения всех категорий учащихся – основная задача педагогов школы, специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения.В структурном подразделении для детей с особыми образовательными потребностями обучают 161 ребенка, имеющего интеллектуальные, ментальные нарушения различной степени тяжести. Численность учащихся остается стабильной, но за последние годы мы наблюдаем значительное увеличение числа детей-инвалидов.В особую группу попадают дети, имеющие помимо интеллектуальных нарушений нарушения в двигательной, речевой, сенсорной сфере, то есть дети с сочетанными нарушениями, со сложной структурой дефекта. На сегодняшний день в структурном подразделении обучают 12 детей, имеющих тяжелую умственную отсталость, отягощенную наследственными генетическими нарушениями, 35 детей с расстройствами аутистического спектра, 4 учащихся имеют значительные нарушения в сенсорной сфере, 10 детей – инвалидность вследствие детского церебрального паралича.Обучение детей с особыми образовательными потребностями с интеллектуальными нарушениями проходит по адаптированным образовательным программам. Особые образовательные потребности у этих детей – это потребности в специальных методиках и методах обучения и воспитания, особой структуре уроков и занятий, большом штате специалистов, психолого-педагогическом и социальном сопровождении образовательного и воспитательного процесса. Но самое необходимое – потребность в специальной развивающей среде, в которую включены все и все: дети и их родители, педагоги, специалисты, оборудование и помещения, среда, призванная сгладить имеющиеся недостатки развития и адаптировать ребенка с интеллектуальными нарушениями к такой непростой жизни в обществе. Для решения этих задач в школе есть специально приспособленные помещения: кабинеты для индивидуальных логопедических и дефектологических занятий, тренажерный зал для занятий лечебной физкультурой, сенсорная комната, где дети занимаются с педагогом-психологом.Овладение трудовыми умениями, навыками, трудовая реабилитация – основополагающая задача при обучении детей с интеллектуальными нарушениями. В оборудованных мастерских (швейной, картонажно-переплетной, столярной) с 5-го класса учащиеся проходят трудовую подготовку. Для учащихся, имеющих значительные трудности в овладении трудовыми навыками, оборудованы кабинеты обслуживающего труда, домашнего труда. У учащихся со сложной структурой дефекта в учебный план введен предмет «самообслуживание».Важную роль в трудовом обучении и социальной адаптации играет теплица, построенная летом 2013 года. Учащиеся 10-го класса осваивают с ее помощью новую специальность «озеленитель», дети среднего и старшего возраста расширяют свои представления об окружающем мире и способе взаимодействия с ним в рамках предмета «Естествознание», а также во внеурочной деятельности. Для физического развития на территории построены хоккейная коробка, спортивная и детская площадка.С детьми работают 33 педагога, 87% которых имеют высшее дефектологическое образование.Для детей с интеллектуальными нарушениями сформированы 14 классов наполняемостью до 15 человек, из них 3 класса для детей со сложной структурой дефекта. Обучение детей со сложной структурой дефекта, имеющих трудности в общении, мы ведем в так называемых «классах одного учителя», где основным предметам на протяжении 12 лет обучает один учитель.Традиционная форма организации учебного процесса – классно-урочная с индивидуальными и групповыми коррекционными занятиями. Обучение детей с сочетанными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра проходит и в других формах: обучение по индивидуальному образовательному маршруту – 8 человек (за предыдущий год 5 были успешно переведены на классно-урочную форму).Обучение по индивидуальному расписанию в рамках классно-урочной формы – 15 человек (ранее таких обучающихся было 3).Для более точной дифференцированной диагностики учебных возможностей детей и реализации задачи сопровождения в 1-м классе работает тьютор (из числа учителей-дефектологов).Во второй половине дня обучающиеся посещают индивидуальные и групповые занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, занятия по лечебной физкультуре, ритмике. Работают 4 группы продленного дня, 6 кружков дополнительного образования.Слияние бывшей коррекционной школы в большой образовательный комплекс дало огромные возможности в реализации трех главных составляющих обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта: быта, труда, досуга.Досуг: впервые за долгие годы «изоляции» детей с интеллектуальными нарушениями в обществе себе подобных появилась прекрасная возможность показать свои пусть маленькие, но успехи в творчестве не только родным и близким, но и другим людям. Участие в многочисленных мероприятиях, организованных как в рамках школы, так и за пределами ее, на равных – это и есть одно из решений социализации ребенка с особенностями и включение его в общество. В рамках комплекса родителям детей с интеллектуальными нарушениями предоставлена возможность воспользоваться более широкими услугами дополнительного образования.Труд: в прежние годы изделия, изготовленные руками детей с нарушением интеллекта, радовали в основном самих детей, их родителей и педагогов, работающих с этими детьми. Раз в год творчество отправлялось на конкурс «Надежда», итогом которого была грамота участника конкурса. Стимул, который ставят перед детьми в процессе трудового обучения педагоги сегодня, повышает мотивацию умственно отсталого ребенка на деятельность в разы. Мозаичное панно и «золотой ключик» в подарок центру дополнительного образования школы, плетеные корзинки для оформления своими руками приготовленных консервированных овощей, вкус которых должен понравиться всем гостям и которые украсят большую выставку, выращивание овощей и зелени на стол учителям всех структурных подразделений, а в перспективе дети хотят шить постельное белье для всех желающих, выращивать цветочную рассаду на клумбы всех структурных подразделений, обеспечить планингами всю администрацию школы.Быт, а соответственно в рамках того же быта общение со сверстниками, – это то основное, в чем умственно отсталые дети нуждаются и в чем до создания комплексов они были ограничены. Здесь работа психолого-педагогической службы комплекса состоит в создании условий для воспитания толерантности у школьников из общеобразовательных подразделений путем создания волонтерского движения из учащихся профильных, медико-биологических классов, в рамках элективных курсов, внеурочной деятельности, приходящих для общения к детям с интеллектуальными нарушениями.После образования единого комплекса была создана единая служба психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения. Большие возможности профессионального роста получили и педагоги, и учителя-дефектологи. Теперь каждый ребенок, обучающийся в школе, родители, педагоги могут получить консультативную помощь большого числа специалистов (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов), а специалисты имеют возможность работать с учащимися различных категорий. Для педагогов общеобразовательных подразделений специалистами психолого-педагогической службы организованы обучающие семинары.Коллектив разработал, апробировал и с успехом применяет на практике методические пособия по обучению детей с различными нарушениями, полностью разработано программно-методическое обеспечение обучения детей с умеренной умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, апробируется организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту, всеми наработками может воспользоваться любой педагог и специалист школы.Основная задача на сегодняшний день – создание организационно-педагогических условий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, интеграции умственно отсталого школьника в общее образовательное пространство. Мы планируем открытие класса для детей с легкой умственной отсталостью (по желанию родителей) в общеобразовательных структурных подразделениях, открытие дошкольных групп кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта как в дошкольном отделении комплекса, так и на базе структурного подразделения, создание ресурсного центра инклюзивного и интегративного образования лиц с особыми образовательными потребностями.Ирина ЯРОЧКИНА, руководитель структурного подразделения №4 «Специальная коррекционная школа» образовательного комплекса №2077

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте