Архангельская область очень большая, а плотность населения очень низкая, поэтому много малокомплектных школ. В нашей области – 452 образовательных учреждения, 61 процент из них находятся в сельской местности, среди которых 66 процентов – это малокомплектные, где учатся от 24 до 96 детишек. Дети приходят в первый класс уже с дефицитом массы тела в трех процентах случаев. На второй год количество таких детей увеличивается в два раза. Есть и дети с избытком массы тела, но здесь мы имеем противоположную динамику, то есть в процессе учебы они худеют.
Надо сказать, что организм жителей Севера имеет свои – региональные – особенности. Например, у северян на два процента выше обменные процессы и другие подобные явления, связанные с состоянием здоровья, а следовательно, мы должны понимать, что это имеет свои особенные последствия.
Конечно же, здоровье детей напрямую зависит от того, как они питаются.
Так чем же и как питаются наши дети? Регулярно принимают пищу четыре раза в день всего 25 процентов детей города Архангельска. Горячую пищу едят три раза в день 40 процентов школьников. Редко употребляют молоко всего половина учеников. Нерегулярно едят овощи 47 процентов, и то превалируют картофель и капуста. Редко употребляют фрукты и соки 76 процентов, а это значит, что практически три четверти школьников не получают натуральных витаминов.
Охват детей школьным горячим питанием за последние три года увеличился на 15 процентов, однако надо сказать, что здесь, как и везде, «погоду делают» ученики младших классов. 92 процента школ самостоятельно организуют питание. В большинстве из них столовые находятся на балансе школы. Но есть и такие, которые работают по договору с частными предприятиями, организующими школьное питание. Опыт показал, что столовые, стоящие на балансе образовательных учреждений, все-таки имеют свои преимущества. Во-первых, и это очень существенно, директору легко контролировать их работу. И что характерно для нашего региона, здесь мы можем вводить коррекционное питание, учитывая региональные особенности. На базе архангельской школы №10 действует федеральная экспериментальная площадка по коррекционному питанию. Апробация внедрения в рацион школьников новых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности показала высокую эффективность. Обогащенные железом котлеты из морской капусты, фторированное и витаминизированное коровье молоко и другие продукты особенно необходимы для детей в нашем регионе из-за экстремальных климатоэкологических условий.
Мы издали методическое пособие по организации школьного питания, которое разошлось на ура, и сейчас все говорят, что это настольная книга для школ и столовых нашего региона.
Галина ДЕГТЕВА, профессор Института гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета, Архангельск
Комментарии