Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Корпоративная система создана и действует. Евгений КУШЕЛЬ, заместитель руководителя Департамента образования

Учительская газета, №8 от 27 февраля 2007. Читать номер
Автор:

Сегодня самое главное – найти абитуриента, и мы ведем отбор педагогически мотивированных детей еще на уровне школы, которых она рекомендует для обучения в педвузе и берет на себя гарантии последующего их трудоустройства. То есть школа направляет своих учеников на учебу и гарантирует, что они придут в школу на работу после окончания вуза. Идея прогрессивная, она помогает наладить целевой прием и целевую подготовку педагогов для столичных учебных заведений. Целевая подготовка привлекает будущих студентов, так как они могут во время учебы проходить практику в родной школе, а после завершения учебы вернуться туда на работу.

Конечно, такие школьники – не самые лучшие и не самые идеальные, но они мотивированы на педагогическую работу больше, чем другие. Например, на факультете иностранных языков всегда конкурс, туда идут хорошо подготовленные ребята, но после окончания вуза наименьшее количество таких ребят идет на работу в школу.

Первое и важное наше дело – заключение целевого контракта со студентами старших курсов педвузов с условием предоставления им работы по окончании вуза и выплаты определенных средств на прожитие в период обучения. Студент нигде не подрабатывает, он решил идти работать в школу и уже на третьем курсе получает дополнительно к стипендии 2,5-3 тысячи рублей. При этом он берет на себя обязательство, что будет работать в школе не менее трех лет. Это уже приличная помощь, тем более что он работает не дворником, не барменом, а учителем. Плюс мы отбираем тех, кто мотивирован на получение педагогической профессии. Закон нам позволяет заключать договор с таким молодым человеком на добровольных началах, если он принимает наши условия и готов работать в школе, а мы ему помогаем стать более квалифицированным специалистом в рамках обучения в вузе, поддерживая его материально. Это хорошее дело.

Городские педвузы выделяют на целевое обучение до 50% бюджетных мест, и проблема обеспечения московских школ молодыми педагогическими кадрами может быть решена к 2008 – 2009 учебному году на 45%.

Молодой педагог закончил учебу в вузе, приступил к работе в школе, и тут в действие вступает Центр наставничества, такие центры есть в МГПУ и МГПИ. Такие центры, по сути, становятся структурами, объединяющими вузы и образовательные учреждения. Если смотреть по структуре, то работа центра – помощь молодому педагогу в профессиональной адаптации, которая начинается в период его стажировки и практики. После окончания вуза молодой преподаватель проходит первичное повышение квалификации, которое дает ему возможность получать содержательную поддержку в течение трех первых лет работы в школе. Ведь в процессе практической работы молодой специалист сразу понимает, каких знаний и методик ему не хватает, поэтому он делает запросы, а мы формируем потоки, и вуз более предметно и практико-ориентированно выстраивает свою педагогическую деятельность, скорректировав с точки зрения специализации свои учебные курсы. Молодой специалист, закончивший педвуз, повышает свою квалификацию в том вузе, где учился, молодой специалист, закончивший другой вуз, повышает свою квалификацию в МИОО, так как ему нужен адаптационный период для ориентировки в структуре, схемах, подходах, которые есть в столичном образовании. В Москве развита система наставничества, наставниками становятся лучшие педагоги, которые получают за эту работу доплаты.

Мы провели специальное социологическое исследование, чтобы выявить и устранить причины невыбора профессии педагога по окончании педагогического вуза. Мы начинали с того, что в первые три года были массовые увольнения молодых специалистов из образовательных учреждений, сейчас ситуация значительно стабилизировалась. Молодым специалистам устанавливается доплата в размере 40 процентов от ставки заработной платы, отличникам – в размере 50 процентов ставки заработной платы, после трудоустройства они получают также единовременное пособие для организации бытовых условий в размере 20 тысяч рублей.

Помимо финансовой, есть еще несколько программ поддержки молодых специалистов. Например, москвичи, молодые специалисты, работающие в образовательных учреждениях и имеющие на каждого члена семьи менее 18 квадратных метров общей площади, могут получать в субаренду квартиру сроком на 10 лет. Советы молодых специалистов ведут учет, отбор нуждающихся и желающих. В 2004 году молодым специалистам предоставили 239 квартир, в 2005-м – 269 квартир. Молодой специалист, получив арендное жилье, может участвовать в других наших программах.

Очень важное направление для нас – программа «Молодой семье – доступное жилье». Имея арендное жилье, молодой специалист может спокойно в течение 10 лет решать свои жилищные проблемы, приобретая себе жилье, например, по ипотеке. Покупка жилья обходится молодому специалисту по более низким, чем в целом по городу, ценам (префектуры поддерживают молодых учителей, принимая собственные программы), и это весьма существенно. Во многих округах появляются учительские дома.

Могу сказать, что принятое в 2004 году постановление правительства Москвы №172 позволило нам ликвидировать некогда провальную ситуацию с нехваткой кадров, год от года все выше процент закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях. Нашу программу скопировали 64 региона России и это неудивительно: в Москве создан комплекс мер, которые позволяют формировать корпоративную систему, и хорошо, что она есть.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту