“Принудиловка” пользы не приносит
В предисловии к экспериментальному учебному пособию “Латышский язык для школ с другим языком обучения” написано: “Эта книга – подарок ученикам восьмых и девятых классов, которые изучают латышский язык как второй, и другим школьникам, изучающим язык, от Программы развития ООН (UNDP) и Европейского союза”. Курировала издание глава Государственной программы овладения латышским языком Айя Приедите, шведская латышка, у которой свой, отличный от местного, взгляд на изучение государственного языка нелатышами. По ее мнению, для успешного овладения неродным языком необходимы, во-первых, положительная мотивация, во-вторых, желание и добровольность. Принудиловка ни в одном деле не приносит хороших результатов, поэтому репрессиями и карательными санкциями по отношению к “незнайкам” положительных результатов все равно не добиться.
Не согласна она и с теми, кто упрекает некоренных жителей страны в нерасторопности и лени при постижении государственного языка. Далеко не все способны уложиться в пятилетку, чтобы освоить иностранную речь. Это долгий процесс, что нормально.
Новый учебник многие учителя восприняли как исключение из правил. Вместо нудного зазубривания, механического заучивания спряжений и склонений он предлагает свободное общение с изучаемым предметом. Учитель и ученики могут по своему усмотрению выбрать раздел, тему, текст для перевода или домашнего письменного задания. Главное, чтобы каждый урок вселял уверенность, что учиться можно не только с пользой, но и с удовольствием. И такое учение гораздо продуктивнее.
Татьяна ЯНСОНЕ
Латвийская республика
Экология с детства
Кто сегодня сомневается, что экологию нужно преподавать с первого класса как важнейший общеобразовательный предмет. Именно с малых лет надо учиться заботиться о природе. “Экология с детства” – такой девиз провозгласил журнал “Вестник АсЭкО” (Вестник ассоциации “Экологическое образование”). Цветной, иллюстрированный, он адресован учителям начальных классов и среднего звена, детям и их родителям. Множество познавательных текстов, игры, опыты, самоделки пригодятся не только в классе на уроках, но и в самостоятельных занятиях дома и на природе, в беседах и играх с участием взрослых и детей. Родители найдут здесь полезные сведения по экологическому воспитанию в семье, дети – рассказы, сказки, стихи о животных и растениях.
Но, конечно, наибольшую пользу из журнала может извлечь учитель. В номере немало информационных материалов о том, что происходит в мире в области экологического образования детей. А еще сообщаются сведения о критериях отбора заявок на финансирование экологической деятельности ребят (гранты). Публикуется информация о конференциях и семинарах по экологическому образованию, обзор литературы и аннотации новых изданий. Каждый раздел имеет краткую теоретическую часть. В разделе “Копилка опыта” – материалы по экологическому образованию в начальной школе, поурочные разработки по курсу “Экология” для старших классов.
Журнал представляет школьникам окружающую среду в виде простой модели, состоящей из четырех систем – суши, атмосферы, океана и живой природы, связанных между собой и приводимых в движение энергией. Соответственно этой модели строятся разделы издания. Каждый содержит теоретический материал, описание учебных тем, изучение которых предполагает работу в классе и на природе. Журнал предусматривает учебную исследовательскую работу, конструирование и опыты, ролевые игры. Здесь много практических заданий: устроить парник на подоконнике, ветрячок, сконструировать водяные часы и барометр, пресс для консервных банок, сделать бумагу из макулатуры и многое другое.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии