Всероссийское педагогическое собрание – организация молодая. В ноябре 2009 года ей будет три года. Но несмотря на такой небольшой срок, сегодня ВПС – самая крупная и авторитетная всероссийская общественная организация в сфере образования, объединяющая в своих рядах свыше двухсот тысяч представителей педагогического сообщества, родительской общественности, обучающихся, членов попечительских, управляющих и наблюдательных советов образовательных учреждений, ассоциации и объединения работодателей и т. д. Сегодня ВПС фактически выполняет в сфере образования роль координатора институтов гражданского общества по обновлению и развитию российского образования.
От региона – региону
Вся деятельность ВПС носит открытый, демократический, конструктивный характер в первую очередь за счет систематического проведения общеорганизационных мероприятий с широким участием представителей всех региональных отделений ВПС. Так, за истекшие три года состоялось четыре съезда и пятнадцать пленумов ВПС.
Именно на съездах и пленумах ВПС коллегиально вырабатывалась стратегия и тактика работы ВПС, устанавливались принципы и ориентиры его деятельности, принимались конкретные решения, в том числе и рекомендации органам власти. Эти мероприятия вызывали широкий интерес в обществе, поэтому в их работе принимали участие представители как государственных органов власти, так и общественных организаций.
Структуру ВПС составляют региональные и местные отделения. За три года эти организации научились самостоятельно и продуктивно работать, продемонстрировали свою жизнеспособность и активность. Богатый опыт каждого региона в деле обучения и воспитания подрастающего поколения распространяется по всей России. Это делается на пленумах Всероссийского педагогического собрания, «круглых столах», видеоконференциях. Так, коллеги из Саратова и Курска делились своим опытом по подготовке школьников к единому государственному экзамену, накопленным за семь лет проведения этого эксперимента в своих регионах. Опыт свердловских педагогов в вопросе непрерывного образования и связей с бизнесом стал предметом рассмотрения на очередном пленуме ВПС. Об аспектах воспитания гражданина России педагоги говорили на заседании «круглого стола» в Брянске и на пленуме в Омске. С опытом здоровьесбережения, накопленным в Пензе, члены ВПС ознакомились на майском пленуме в этом году. А о том, какими должны быть сельские школы в стране, рассказали на очередном июньском пленуме Всероссийского педагогического собрания коллеги из Белгородской области. Таким образом, содержательное наполнение пленумов, его соответствие актуальным проблемам в образовании позволило не только оперативно решать тактические задачи образования и ВПС, но и вызывало большой интерес в образовательном сообществе. Кроме того, пленумы ВПС не только эффективная форма управления деятельностью ВПС, его взаимодействия с органами власти и гражданскими институтами общества, но и механизм формирования в сфере образования конструктивных подходов к диалогу между образовательным сообществом и органами власти всех уровней.
Помимо региональных организаций ВПС стали возникать и городские организации, например в Братске, которые так же, как и региональные, ведут активную работу, организуют разнообразные конкурсы, принимают активное участие в конкурсах, объявленных центральной организацией ВПС, проводят конференции, форумы, «круглые столы». Многие региональные отделения помимо общероссийских мероприятий ВПС проводят собственные акции и конкурсы. Например, в Тульской области региональное отделение ВПС совместно с ТГПУ организовало в 2008 году конкурс «След Великой Победы в моей семье».
Конкурсы, слеты, «круглые столы»
Всероссийское педагогическое собрание использует широкий спектр форм в своей работе, стремясь обеспечить наиболее массовый охват гражданского общества своими мероприятиями, оказать содействие системе отечественного образования в решении проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. В частности, за истекшие годы были реализованы такие проекты.
В мае-сентябре 2007 года ВПС совместно с Министерством образования и науки РФ провело Всероссийскую заочную олимпиаду школьников «Первый спутник – космический прорыв России». Олимпиада была посвящена 50-летию запуска нашей страной первого искусственного спутника Земли и направлена на воспитание у детей и подростков чувства патриотизма, гордости за свою Родину, чувства уважения к старшему поколению. Олимпиада была позитивно встречена российским обществом. В финале участвовали более 450 школьников из 65 регионов России. Борис Грызлов в торжественной обстановке встретился с победителями олимпиады, вручил им грамоты и ценные подарки, а часть победителей в составе делегации ВПС вылетели на Байконур, где в реальном времени в ночь с 17 на 18 ноября 2007 года присутствовали на запуске космического аппарата «Сириус» ракетой-носителем «Протон».
28 июня 2007 года по инициативе ВПС были организованы и проведены в Государственной Думе парламентские слушания на тему «Вопросы нормативно-правового обеспечения взаимодействия системы образования и работодателей».
18 октября 2007 года по инициативе ВПС в Государственной Думе прошел «круглый стол» «Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект», на котором широко обсуждались и были поддержаны предложения ВПС в части концепции государственно-частного партнерства.
В том же году в рамках работы с детско-юношескими объединениями ВПС был организован и проведен Всероссийский слет детских и юношеских общественных организаций «Мы – будущее России!». В слете приняли участие 326 человек из 47 субъектов Российской Федерации, представлявших 175 региональных детских и юношеских общественных организаций.
24 мая 2007 года были подведены итоги конкурса «Добрая Лира», в адрес которого пришло 207 произведений от 105 авторов. В мае 2008 года победителям конкурса вручены литературно-педагогические премии. Победители конкурса были приглашены в Государственную Думу, во фракцию партии «Единая Россия».
В 2007 году прошел Всероссийский конкурс «Лучший директор образовательного учреждения». В конкурсе приняли участие более тысячи руководителей, 140 их них были признаны победителями. Они включены в банк данных «Профессиональная команда страны».
В рамках проекта ВПС «Современное образование глазами учителей и родителей» проведена акция «Открытый урок для Президента России». В Центральный совет ВПС поступило более 500 материалов, презентаций и видеороликов, описывающих «современный урок современного учителя для современных детей». Сформирована инновационная база актуального содержания образования, новейших методов обучения и технологий, продуктивных форм организации учебного и воспитательного процесса. По итогам акции подготовлена к изданию книга «Уроки лучших учителей России».
В течение 2007-2008 годов (три раза в год) в соответствии с решением пленума ВПС во многих субъектах России прошла акция «Поздравь своего учителя». Цель акции – привлечь внимание общества к проблемам образования и педагогических работников, проявить чувство уважения к учителям. Тысячи граждан страны поздравили педагогов, что значительно укрепило авторитет российского учительства.
Проведен Всероссийский конкурс «Мои инновации в образовании». Цель конкурса – общественная поддержка передовых учителей и директоров образовательных учреждений. В нем приняли участие 674 педагогических работника. Победителями признаны 82 человека, они награждены дипломами и ценными подарками. По материалам конкурса решено издать книгу «Мои инновации в образовании».
В рамках участия в государственно-общественном управлении образованием ВПС проводит общественную экспертизу приоритетного национального проекта «Образование». В 65 субъектах Российской Федерации члены ВПС стали экспертами ПНП «Образование».
Для получения объективной оценки ситуации в системе образования и роли общественных организаций Всероссийское педагогическое собрание провело широкомасштабный опрос родителей, учителей и директоров школ на тему «Модернизация образования: Ваша точка зрения». Им было охвачено более 100 тысяч учителей, родителей и работодателей из 48 субъектов Российской Федерации. Опрос дал объективную оценку ситуации в сфере образования, что позволило ВПС выработать план своей деятельности по наиболее актуальным проблемам образования.
Еще одно важное направление деятельности ВПС – повышение статуса учителя. Особое внимание сконцентрировано на учителях, удостоенных звания «Народный учитель Российской Федерации». Собрано более 100 тысяч подписей в поддержку народных учителей Российской Федерации. Одновременно ВПС выступило с инициативой установки в Москве памятника учителю России.
В 2008 году ВПС принимало активное участие в создании историко-публицистического видеофильма-трилогии «Государственные символы России», который направлен во все образовательные учреждения страны. Проводятся Всероссийский конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина», акция «Открытый урок для Президента России», всероссийские конкурсы «Лучший директор образовательного учреждения» и «Мои инновации в образовании», а также акции «Поздравь своего учителя».
Ядро гражданского общества
Практика деятельности ВПС показала, что активная роль ВПС, ее принципиальная, конструктивная и выдержанная позиция, стремление оказать содействие в решении наиболее актуальных проблем в области образования вызывают большой интерес и поддержку как у институтов гражданского общества, так и у органов власти всех уровней.
По существу сегодня ВПС отражает интересы большей части общественности в сфере образования, имеет серьезный авторитет, обладает значительным общественным потенциалом и фактически является ядром гражданского общества в области образования.
Дальнейшая работа ВПС будет направлена на расширение рядов организации для полного охвата своей деятельностью всех субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, на развитие участия общественности в управлении системой образования как на федеральном, региональном и местном уровнях, так и в каждом образовательном учреждении, на содействие реализации мероприятий Стратегии-2020 в сфере образования.
Комментарии