search
main
0

Контрольная по вторникам. У школьного расписания – масса нюансов

Школа – живой чувствующий организм. Это прекрасный и яростный мир. Однако он, безусловно, подчиняется определенным законам, стремящимся организовать жизнь учеников и учителей наиболее эффективно. Школа живет по плану. Вернее, даже по нескольким планам. И один из них – расписание уроков. О том, как правильно, рационально составить школьное расписание, – наш сегодняшний разговор в «Директорском клубе».

Заглянем в дневник ученика 5-го «А» класса 53-й курганской школы. Что там у него записано на понедельник? Математика, физкультура, иностранный язык, русский язык, литература. А во вторник какие предметы? Математика, физкультура, информатика (класс делится пополам), иностранный язык, история, русский язык. Непосвященному ничего из этого непонятно. А ведь такой порядок уроков неспроста выстроен.

– Мы очень внимательно относимся к составлению расписания, – говорит Галина Шушунова, диспетчер по расписанию и учитель математики. Понедельник и субботу не надо перегружать. Ученик должен постепенно входить в ритм занятий, а к субботе он, естественно, устает. Зато вторник и среда – самые напряженные дни, именно в эти дни можно планировать контрольную работу.

– Предметная нагрузка оценивается в баллах с учетом возрастных групп, – комментирует Галина Ивановна, показывая мне графики с разными кривыми и ломаными линиями. Вот, например, 5-й класс. У ребенка, график которого мы рассматриваем, обозначено: понедельник – 40 баллов, вторник – 51, среда – 35, четверг – 48, суббота – 25.

Дело в том, что математика оценена в 11 баллов, химия, физика – в 9 баллов, история – в 8, у черчения, изо – по 3 балла, у музыки – 1 балл, у физкультуры, ОБЖ – 5 баллов. Расписание составлено неправильно, если каждый день будет одинаковое количество баллов, то есть одинаковая нагрузка. Оно должно учитывать массу нюансов. Например, то, что в первую смену должны учиться (это аксиома правильного, «здорового» расписания) коррекционные классы и классы с первого по пятый, девятые и одиннадцатые.

Диспетчер Шушунова никогда не ставит нулевых уроков, а факультативы в 53-й начинаются спустя 40 минут после окончания уроков. В расписании две двадцатиминутные перемены, во время которых проходят динамические паузы с детьми

1-5-х классов, а со старшеклассниками – подвижные игры в спортзале. Школьный день начинается в 7.50 с зарядки.

Составление расписания, – это трудоемкий и тонкий процесс, где нужно учесть особенности не только детей, которых в школе 678 человек, но и пожелания 59 педагогов. Более того, в школе здоровья, какой по праву называется 53-я, существует валеологическая оценка урока, в которой учитываются подъем и спад физической и интеллектуальной активности учеников.

В школе работают два валеолога. В неделю на предмет валеологии отводится два часа. Занятия проходят в специально оборудованном зале, таком, какого больше нет нигде в области. С кошмой из овечьей шерсти, расстеленной по всему полу. И дети по ней ходят босыми ногами. Кожа дышит, ступни ног массируются о «щетку» кошмы. Стопы же связаны рефлекторно с носоглоткой. Таким образом, такое «босохождение» полезно всему организму. Оздоравливает и закаливает его. В зале зеркала на стене, картинки, схемы, плакаты на зрительном уровне, закладывающие азы питания, массажа, закаливания.

Отдельно – об оборудовании, так как без него не узнаешь, правильно ли растет ребенок, насколько верно определена физическая нагрузка, какие изменения происходят после занятий. Мне показали ростомер, плантограф, спирометр, тонометр с манжеткой на три размера и другие приборы, с помощью которых можно определять рост, объем грудной клетки, размеры стопы, давление, силу мышц, дыхания и прочие функциональные данные, характеризующие физическое развитие детей. Эти измерения не самоцель. Важно вовремя уловить нежелательные отклонения и своевременно скорректировать их. В школе озабочены тем, чтобы дети развивались нормально.

Приборы, тренажеры, наглядные пособия делают «живым», понятным и легко усваиваемым курс валеологии, его обоих разделов – теоретического и практического. Эти «инструменты» помогают детям познавать строение тела, параметры здоровья и физического развития. Вначале все идет на уровне любопытства, заинтересованности – «не хочу отставать от других», затем приходит осознание личной ответственности – «и я могу стать сильнее, красивее». К этому детей побуждает и овладение основными приемами самомассажа, аутотренингом, элементами оздоровительной и корригирующей гимнастики.

Уроки валеологии, считают в школе, важны тем, что они дают основы личной и общественной гигиены. Дети с первого класса приучаются к чистоте. А с 2002 года в курс валеологии включен так называемый проект «Хоуп» – профилактика вредных привычек.

Курган

Олег ГОЛОВАНОВ, директор средней школы поселка Караваево, Костромская область:

– Над составлением расписания в нашей школе трудится диспетчер, учитель математики Елена Александровна Гагарина. У нас шестидневка, благодаря чему добиться эффективного распределения нагрузки легче, чем при пятидневке. Во внимание берется цикличность: в каких-то классах большая нагрузка ложится на понедельник и вторник, в среду, четверг нагрузка уменьшается, а в пятницу, субботу вновь возрастает. В других классах понедельник – легкий день, вторник, среда, четверг – более трудные, а пятница, суббота – снова легкие.

У нас есть дети, находящиеся на индивидуальном обучении, поскольку имеют слабое здоровье. Для них составлено специальное расписание.

Марина ШИЛИНА, заместитель директора по воспитанию лицея №5, Волгоград:

– Составлением расписания у нас занимаются очень опытные педагоги – Наталья Михайловна Ляшова и Ирина Викторовна Рябикина. Каждый предмет имеет свою стоимость в баллах, и количество баллов в течение дня не может превышать определенной цифры, поскольку превышение означает перегрузку. Конечно, день на день не приходится, и тогда в расписании устанавливаются разгрузочные дни. Утверждают школьное расписание в СЭС, оно согласовывается с профсоюзом – интересы учителей должны быть учтены.

От редакции

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко в одном из своих выступлений коснулся темы школьного расписания: «К примеру, в четверг, на который приходится пик усталости, лучше не назначать много тяжелых занятий. Нельзя трудные уроки переносить и на вторую половину дня. А вторая смена – это вообще нарушение всех биоритмов и детей, и взрослых».

Очень верное высказывание! Хотя, на наш взгляд, – от грамотности в составлении расписания зависит не только здоровье всех участников учебного процесса, но и то, как дети будут воспринимать знания. Иначе говоря, от этого зависит качество образования, за которое сегодня идет серьезная, упорная и последовательная борьба.

Уважаемые директора, обсудите ваше школьное расписание с коллегами и родителями учеников. Думаем, дельных высказываний и предложений будет немало.

Приглашаем к разговору

Устраивает ли вас раcпиcание уроков, составленное в вашей школе? Если нет, почему?

Обсуждается ли школьное расписание на педсовете?

Принимает ли участие в обсуждении расписания родительская общественность?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте