search
main
0

Консультирование может стать эффективной формой сотрудничества с регионами

Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования: – Направления работы, которую вел МИОО в рамках нацпроекта «Образование», – это выполнение функций Москвы как региона-консультанта, информатизация, поддержка талантливой молодежи и дополнительное профессиональное образование.

Наша работа но исполнению Москвой функций региона-консультанта шла в соответствии с техническим заданием, которое мы получили от Федерального агентства по образованию, по методической и научной поддержке реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала Москвы. Контракт был заключен летом, фактически его выполнение началось осенью 2007 года, но наша работа продолжается и сейчас. В ней принимали участие наряду с коллективом МИОО работники Департамента образования и окружных управлений образования, городских педагогических вузов и НИИ, учебно-методические центры и, конечно, многие образовательные учреждения.

Основные направления консультирования, по которым мы работали, – это основные направления Федеральной целевой программы развития образования и те потребности, которые сформировались у регионов в связи с выполнением комплексных проектов модернизации образования (КПМО). Особое внимание мы уделяли тем задачам, которые были поставлены Советом по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике 17 сентября 2007 года.

Для нас принципиально важной была методология консультирования, в соответствии с которой прежде всего мы обеспечивали потребности регионов в том, чтобы выявить основные проблемы, которые у них возникли при выполнении комплексных проектов модернизации, обсудить их в рамках всего федерального пространства управления образованием и помочь регионам выйти на какие-то общие позиции, общие ответы и, если нужно, подключать Министерство образования и науки РФ, федеральные научные и исследовательские структуры, используя, конечно, опыт московского образования.

В ходе выполнения работы мы подготовили соответствующий кадровый потенциал, обеспечили систему информационного сопровождения проекта, то есть соответствующий сайт в интернете, систему форумов, систему консультирования, а фактически – систему дистанционного образования разных уровней, которая используется и в других ситуациях в московской системе образования. Также была подготовлена документационная база по КПМО, шел мониторинг реализации этих проектов по регионам, персональная работа с представителями регионов по повышению квалификации, экспертное консультирование, проводились соответствующие семинары. Например, по теме «Классное руководство» было подготовлено информационно-методическое пособие о повышении уровня воспитательной работы в школе, и на базе конкретного образовательного учреждения Восточного округа прошло соответствующее повышение квалификации.

В работе по этому направлению участвовали и другие учреждения столичной системы образования. В частности, на базе МГПУ была подготовлена система мониторинга – 16 опросных анкет, прошли соответствующие обучающие семинары. Авторский коллектив МИОО разработал программу мониторинга реализации КПМО, которая позволяет фиксировать затруднения, проявившиеся в ходе реализации РКПМО, и определять причины их возникновения. При этом осуществляется повышение квалификации участников мониторинга в дистанционном режиме; проводятся семинары по проблемам мониторинговых исследований в образовании, оформляются информационно-аналитические доклады по проблемам введения профильного обучения в среднем образовании, обеспечивающего возможность выбора обучающимися индивидуального учебного плана, реализуется система мер по совершенствованию содержания и технологии образования в связи с разработкой и внедрением новых государственных образовательных стандартов, развивается система оценки качества образовательных услуг, совершенствуются экономические механизмы в сфере образования. По результатам мониторинга формируется база данных об инновационных моделях организации образовательного процесса, его нормативной, методической, кадровой материально-технической, финансовой обеспеченности. В результате проведенного мониторинга собраны, аннотированы и размещены на сайте научно-информационно-справочные и аналитические материалы о ходе реализации РКПМО, научно-методические рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса модернизации образования. Такой инновационный подход к организации мониторинга в настоящее время проходит экспериментальную апробацию в школах, осваивающих модель Школы информатизации. На базе НИИ инновационных стратегий развития общего образования прошел семинар, посвященный проблемам развития современной школы.

Предусмотренные РКПМО разработки модели мониторинга выполняются рабочей группой, созданной при Совете по реализации ПНПО в Москве. Организационное обеспечение осуществляет наш вуз, в состав рабочей группы входят представители комплекса социальной сферы Москвы, окружных управлений образования, методических служб, педагогического сообщества, технические специалисты, представители общественности.

Для нас очень важно выстраивание всей системы взаимоотношений с регионами. Нам кажется, в качестве основных задач на будущее тут можно говорить, что выполнение Москвой функций региона-консультанта может стать одной из постоянных форм сотрудничества с регионами РФ. В этом смысле можно заключать прямые договоры. Скажем, у регионов, которые остались неохваченными и не стали победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование», например у Карачаево-Черкесии, есть запрос на консультирование. Отдельные представители этих регионов с нами работают, но на уровне субъектов РФ договор все равно может быть заключен, это было бы очень актуально и правильно, в рамках такого договорного сотрудничества могла бы быть отработана модель работы с другими регионами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте