Существуют ли особенности при исчислении стажа, учитываемого при досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, для учителей, работающих в сельских школах?
ПЕНСИЯ
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости, независимо от возраста, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. Этим постановлением утверждены также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), расположенных в сельской местности, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА
Работаю учителем химии, мой стаж – 32 года. Школа перешла на новый учебный план, в связи с чем моя нагрузка уменьшилась до 12 часов. В соответствии с дипломом я могу работать учителем химии и биологии, но никогда биологию не преподавала. Может ли директор школы на этом основании отказать мне в просьбе предоставить часы биологии, чтобы довести нагрузку до 18 часов?
В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся: установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.
Порядок распределения учебной нагрузки в настоящее время определен пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №196.
В типовом положении установлено, что объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов (групп).
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6 статьи 55) предусматривается, что объем учебной нагрузки оговаривается в трудовом договоре.
По инициативе администрации установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) может быть уменьшен в течение учебного года и на следующий учебный год без согласия работника только в случаях уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп) (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
ОПЛАТА ТРУДА
Я работаю учителем в сельской школе. В ноябре 2004 года защитила кандидатскую диссертацию (к этому времени я имела 12-й разряд) и получила диплом от 15 января 2005 года о присуждении степени кандидата наук по профилю педагогической деятельности. В ноябре 2005 года мои бумаги, наконец, отдали в аттестационную комиссию и мне присвоили 14-й разряд, высшую категорию. Должны ли мне выплатить денежную компенсацию с января по октябрь 2005 года, так как в этот период я получала заработную плату по 12-му разряду? Положена ли мне доплата за ученую степень?
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены доплаты учителям, имеющим ученую степень.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. №807 (с изм. от 8 января 2003 г.) доплаты за наличие ученой степени устанавливаются лишь работникам, занимающим штатные должности в бюджетных учреждениях (организациях) науки и высших учебных заведений независимо от ведомственной принадлежности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
Раньше учителя общеобразовательных учреждений, имеющие ученую степень по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин), могли рассчитывать на оплату по разрядам выше предусмотренных требованиями тарифно-квалификационных характеристик: на два разряда выше – работники, имеющие ученые степени доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин), на один разряд выше – работники, имеющие ученые степени кандидата наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин). Это было предусмотрено приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 14 декабря 1995 г. №622/1646 «Об утверждении Рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, Требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268».
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, а органам местного самоуправления определять размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.
По вопросу об установлении разряда оплаты труда по результатам аттестации разъясняем следующее. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
В соответствии с пунктом 4.1. Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. №1908, руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.
В аттестационный лист вносится запись о присвоенной квалификационной категории, указывается дата и номер приказа. Аттестационный лист подписывается руководителем органа управления образованием или образовательного учреждения и заверяется печатью.
Таким образом, разряд оплаты труда, соответствующий определенной квалификационной категории, устанавливается со дня принятия решения аттестационной комиссией.
ДОЛЖНОСТЬ
От чего зависит количество единиц должности лаборанта кабинета химии в профессиональном училище: от количества учебных групп, в которых преподается химия, или от общего количества учебных групп в училище? Влияет ли на ставку лаборанта объем работы (количество лабораторных и практических работ)?
Статья 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» определено, что к компетенции образовательного учреждения относится установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.
Таким образом, вопрос о введении должности лаборанта кабинета химии относится к компетенции образовательного учреждения.
При определении количества единиц должности лаборанта химии в качестве примерных можно пользоваться «Типовыми штатами средних профессионально-технических училищ системы Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию – с контингентом свыше 150 учащихся», утвержденными приказом Госкомитета СССР по профтехобразованию от 29 января 1987 г. №13.
Указанными Типовыми штатами предусматривалось, что должность лаборанта устанавливается при наличии оборудованного физического или химического кабинета из расчета: с числом групп 9-18 – 1 единица должности, 19 -28 – 1,5 должности; с числом групп 29-39 – 2 должности, с числом групп 40 и более – 2,5 единицы должности, при объеме работ не менее 360 часов в год – 0,5 единицы должности, при объеме работ не менее 720 часов в год – 1 единица должности. Следует учитывать, что Типовые штаты являются примерными.
АТТЕСТАЦИЯ
Я работаю учителем русского языка в школе. В марте 2005 года у меня закончился срок аттестации на I квалификационную категорию. Теперь оплата мне производится в меньшем размере. Экономисты районного отдела образования пояснили, что необходимо снова проходить аттестацию, чтобы подтвердить соответствие первой квалификационной категории. Разъясните, обязательно ли проходить аттестацию мне, пенсионеру?
В соответствии с пунктом 1.2. «Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденного приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 г. №1908, целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
Основными принципами аттестации являются: добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников; обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию; открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.
Нормативной основой для аттестации являются Закон РФ «Об образовании» и «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Закон Российской Федерации «Об образовании» в статье 28 определяет компетенцию Российской Федерации в области образования.
Так, в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием. Таким образом, порядок аттестации является единым для всех без исключения педагогических работников.
Льготы по продлению срока действия квалификационной категории работающим пенсионерам в настоящее время не предусмотрены. Следовательно, если вы хотите подтвердить соответствие первой квалификационной категории, вам необходимо снова пройти аттестацию.
Пенсионные органы исключили из моего специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, 1 год, когда я работала в гимназии методистом и одновременно имела нагрузку 18 часов в неделю учителя иностранных языков. Правомерен ли отказ пенсионного фонда включить этот период в специальный стаж?
В соответствии с нормами пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.92 г. (с изменениями и дополнениями на 7 июля 2003 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Подпункт 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.
Работа в должности учителя иностранных языков засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Однако при этом к учебной нагрузке предъявляются определенные требования.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, выполняя норму рабочего времени за ставку заработной платы (18 часов в неделю), условие, определенное постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, вы выполнили. Следовательно, отказ включить этот период в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, является необоснованным и может быть обжалован в суд.
Я работаю учителем технологии в средней общеобразовательной школе. Засчитывается ли в стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии, период работы по специальности в ателье?
В специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. Организация, в которой вы работали (ателье), не поименована в указанном Списке.
«Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации» в пункте 5 определяет, что педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность: время работы на предприятиях и учреждениях по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что время работы в ателье при соблюдении указанных выше условий может быть засчитано в педагогический стаж, учитываемый при установлении разряда оплаты труда, но не будет засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как действующим законодательством это не предусмотрено.
Я оформляю досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. С 1972-го по 1974 год я работала старшей пионервожатой в общеобразовательной школе. Данный период работы в Пенсионном фонде отказываются засчитывать в педагогический стаж. Правомерно ли это?
Отказывая в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работники Пенсионного фонда исходили из того, что должность пионервожатой не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. В настоящее время нормативные акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, действительно не предусматривают включение в стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии, работу в должности старшей вожатой.
Суды уже рассматривали заявления работников, связанные с отказом в досрочном назначении трудовой пенсии из-за невключения периодов работы в должности старшей пионервожатой в специальный стаж. На сегодняшний день имеются судебные решения, которые обязывают органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, засчитывать указанные периоды в специальный стаж. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. №1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 г., работа в должности пионервожатого (старшего пионервожатого) засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. В последующие постановления Правительства РФ от 06.09.1991 г. №463 и от 22.09.1999 г. №1067 указанная должность, как дающая право на получение пенсии по выслуге лет, включена не была. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953 установлено, что с 1 октября 1993 г. на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР №1397 не применяется. Однако до принятия Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях» работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет. Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае, по мнению суда, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Учитывая изложенное, суд приходил к выводу о необходимости включения в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы в указанной должности.
Считая свои права нарушенными, в любом случае вы имеете право на обращение в суд. Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Должен ли при исчислении пособия по временной нетрудоспособности учитываться заработок, полученный работником на условиях внутреннего совместительства?
22 декабря 2005 года принят Федеральный закон №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году».
В связи с этим Фонд социального страхования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ письмом от 23 января 2006 г. №02-18/07-541 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году» проинформировал о том, что в 2006 году сохраняется действующий с 2004 года порядок исчисления среднего заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Данная норма закреплена в статье 2 Федерального закона от 22.12.2005 №180-ФЗ. А именно, законом установлено, что пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Поскольку выплата указанных пособий осуществляется работодателем в соответствии с пунктом 100 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года №13-6, по основному месту работы, то пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства. В таком же порядке исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам медицинским и педагогическим работникам, работникам, не получающим по основной должности полного должностного оклада.
Федеральный закон от 22.12.2005 №180-ФЗ вступил в силу с 1 января 2006 года. В связи с этим содержащиеся в нем нормативные положения применяются к страховым случаям, наступившим с 1 января 2006 года и позднее.
ПРИВАТИЗАЦИЯ
Разрешена ли действующим законодательством приватизация квартир для лиц, получивших социальное жилье после 1 марта 2005 года?
Этот вопрос был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Своим Постановлением от 15 июня 2006 г. №6-П Конституционный суд РФ признал неконституционной норму Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которая запрещала бесплатную приватизацию квартир для очередников, получивших социальное жилье после 1 марта 2005 года. Поводом для вынесения такого решения послужило обращение граждан, которым было отказано в приватизации квартиры со ссылкой на оспариваемое положение закона.
В постановлении указано, что федеральный законодатель, установив запрет на приватизацию жилых помещений, полученных по договору социального найма после 1 марта 2005 года, фактически поставил соответствующую категорию граждан в неравное положение с гражданами, успевшими получить жилье до указанной даты. Между тем различие в условиях заключения договора социального найма до и после этой даты носит формально-юридический характер, что не может быть положено в основу дифференциации правового регулирования указанных отношений. Таким образом, такой запрет, установленный в пределах общего срока действия норм о бесплатной приватизации, противоречит Конституции РФ и нарушает равенство прав граждан.
Вместе с тем было отмечено, что законодательное регулирование, предусматривающее прекращение на определенном этапе процесса бесплатной приватизации, согласуется с целями социального государства, поскольку призвано сохранить часть жилищного фонда в государственной и муниципальной собственности для того, чтобы он мог быть использован для выполнения социальных функций в области жилищных отношений.
Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии