Я работаю в образовательном учреждении с ноября 2006 года. По семейным обстоятельствам мне был необходим отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью пять дней. Директор школы отказался его предоставить, объяснив, что право на отпуск у меня возникнет только по истечении шести месяцев непрерывной работы. Правомерно ли это?
ОТПУСК
Статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
– участникам Великой Отечественной войны – до 35 календарных дней в году;
– работающим пенсионерам по старости (по возрасту) – до 14 календарных дней в году;
– родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, – до 14 календарных дней в году;
– работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году;
– работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней;
– в других случаях, предусмотренных настоящим кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.
Учитывая изложенное, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, а также его продолжительность работнику, не относящемуся ни к одной из указанных категорий, определяется только по соглашению с работодателем. В соответствии со статьей 122 Трудового кодекса Российской Федерации истечение шестимесячного срока непрерывной работы дает право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. Закон не связывает право на отпуск без сохранения заработной платы со сроком непрерывной работы за первый год в учреждении.
ПОСОБИЕ
Какой минимальный и максимальный размер пособия по безработице установлен в настоящее время в Российской Федерации?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года №831 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год» определено, что в 2007 году сохраняются размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, признанных безработными с 1 января 2005 года, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 года №12 (720 и 2880 рублей соответственно).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Подлежит ли привлечению к административной ответственности лицо, в действиях которого имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, если к моменту возбуждения дела это лицо перестало осуществлять организационно-распорядительные функции руководителя учреждения?
Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП) предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Субъектом указанного правонарушения может быть должностное лицо. Согласно статьи 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Следовательно, руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о труде (например, невыплату заработной платы работникам), является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Прекращение трудовых отношений с руководителем учреждения, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.
Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 или частью 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя учреждения и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.
Такое разъяснение содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 27 сентября 2006 года.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Законны ли действия администрации школы, которая обязывает работников выйти на работу в субботу (выходной день) для уборки помещений после ремонта?
Статья 60 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещена; кроме того, привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с их письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
Участие работников в уборке помещений – дело добровольное. В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором. Следовательно, без согласия работников работодатель не вправе обязать их выйти на работу в выходной день для уборки помещений.
ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
Пять месяцев назад мне объявили выговор. Вправе ли работодатель не применять ко мне меры поощрения в течение года, мотивируя это тем, что я не прошел установленный законом срок для снятия взыскания?
Статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в статье 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 194 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
В настоящее время закон не содержит никаких ограничений для поощрения работников, следовательно, работодатель вправе поощрять работника, имеющего дисциплинарное взыскание.
ТРУДОВОЙ СПОР
В какой срок работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора?
В соответствии с нормами статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй указанной статьи, они могут быть восстановлены судом.
ТРУДОВАЯ КНИЖКА
В нашем образовательном учреждении больше двух лет находится трудовая книжка уволившегося работника. Он не приходит за ней, хотя мы письменно его известили о том, что он должен ее забрать. Как быть? Сколько лет нужно хранить в учреждении невостребованную трудовую книжку?
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года №225 (с изменениями от 6 февраля 2004 г.), в пункте 43 предусматривают, что трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся в течение 2 лет в кадровой службе организации отдельно от остальных трудовых книжек. По истечении указанного срока невостребованные трудовые книжки хранятся в архиве организации в течение 50 лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» срок хранения документов по личному составу составляет 75 лет.
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ
В октябре 2006 года в рамках национального проекта «Образование» я была награждена грамотой Министерства образования и науки Челябинской области, а также получила губернаторский грант в размере 50 тысяч рублей. В управлении социальной защиты мне отказали в присвоении на основании этой грамоты звания «Ветеран труда», мотивируя отказ тем, что грамота выдана Министерством образования и науки Челябинской области, а не Министерством образования и науки Российской Федерации. Но ведь в соответствии со статьей 7 Закона РФ «О ветеранах» для присвоения этого звания необходимо иметь награду, звание СССР, Российской Федерации либо ведомственный знак отличия труда. Разве моя награда не является ведомственной?
Ведомство – это центральное учреждение, возглавляющее какую-либо отрасль государственного управления. Правительством Российской Федерации (или по его разрешению – министерствами и ведомствами) устанавливаются ведомственные (отраслевые) награды. Положение о знаках отличия в сфере образования и науки утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2004 г. №84.
Знаки отличия в сфере образования и науки (далее – знаки отличия) являются формой поощрения и морального стимулирования работников сферы образования и науки за заслуги и достижения в соответствующих областях, а также иных лиц, внесших значительный вклад в развитие образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Знаками отличия являются:
– медаль К.Д.Ушинского;
– нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
– нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;
– нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;
– нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;
– нагрудный знак «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»;
– нагрудный знак «Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации»;
– нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов»;
– нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
– Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;
– благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.
Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии