– Что входит в понятие «методическая литература» для педагога профессионального училища? Какая сумма выделяется ежемесячно в виду новых выплат в 2008 году? И какая отчетность должна быть представлена педагогом в бухгалтерию ПУ, имеют ли право ее требовать?
– С 1 января 2001 года размер ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливается решением органа государственной власти субъекта РФ; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений – решением органа местного самоуправления.
Возможно, требования об обязательной отчетности за использование средств, выделяемых на книгоиздательскую продукцию и периодические издания (далее – методлитература), объясняются наличием писем заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 05.02.2007 г. №03-04-06-01/25 и от 06.07.2007 г. №03-04-06-01/217, которые предписывают, что работник должен представлять соответствующие документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение методлитературы, либо вышеназванную компенсацию следует начислять только после представления работником документов, подтверждающих понесенные расходы, а если работник осуществил подписку на книгоиздательскую продукцию на полгода или на год, то освобождение от налогообложения такой компенсации производится ежемесячно в пределах норм, установленных законом, и суммы понесенных расходов.
По этому вопросу Профсоюз работников народного образования и науки РФ в письме от 17.12.2007 г. №115 четко обосновал неправомерность подобных требований, ссылаясь на следующие доводы.
Пунктом 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» определено право педагогических работников образовательных учреждений на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также установлен ее размер для педагогических и руководящих работников федеральных образовательных учреждений. При этом закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации.
Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников.
Также следует иметь в виду, что данная ежемесячная денежная компенсация в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью – содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая это, Минобразования РФ в письме от 25.11.1998 г. №20-58-4046/20-4 «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений» указало, что требование с педагогических работников образовательных учреждений представления каких-либо чеков или квитанций о приобретении ими книгоиздательской продукции или о подписке на периодические издания является неправомерным.
Кроме того, необходимо учитывать, что разъяснения, направляемые Минфином России и его департаментами в виде писем, адресованных конкретным заявителям, не являются нормативными правовыми актами и не могут содержать правовых норм или их изменять. Такая позиция изложена в письме Минфина РФ от 07.08.2007 г. №03-02-07/2-138.
Таким образом, органы управления в сфере образования, образовательные учреждения не вправе требовать от педагогических работников отчета об использовании ими ежемесячной денежной компенсации.
Комментарии