– Имеет ли право директор школы каждый год изменять должностную инструкцию учителя, добавляя в нее все новые обязанности? Существует ли в настоящее время нормативный документ на уровне государства, четко регламентирующий должностные обязанности учителя?
– Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ к обязательным условиям трудового договора относится, в частности, и трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, конкретный вид поручаемой работнику работы).
Поскольку должностная инструкция подписывается работником при приеме на работу, то она является составной частью его трудового договора и в одностороннем порядке изменяться не может.
Статей 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения отнесено установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей. Таким образом, директор школы может обновлять текст должностной инструкции по мере развития производственных отношений. Однако согласно требованиям трудового законодательства все изменения в текст должностной инструкции он обязан вносить по согласованию с работником и представителями работников (профсоюзной организации).
Основные обязанности по должностям представлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593).
– Учитель истории имеет педстаж – 13,5 года, образование – высшее, специальность – учитель истории, кандидат педагогических наук. Как историк учитель аттестован на высшую категорию, получает второе образование по специальности «учитель английского языка», работает и по этой специальности два года. Можно ли аттестовать на высшую категорию по специальности «учитель английского языка»?
– До 1 января 2011 года действует Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. №1908 (далее – Положение).
Письмом Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 07.02.2003 г. № 03-8ин/22-03 даны разъяснения по применению Положения. Пункт 15 письма прямо разъясняет, что квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации, в том числе при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины).
Таким образом, в рассматриваемом случае учитель имеет высшую квалификационную категорию именно по должности «учитель», независимо от преподаваемого предмета. При преподавании любой дисциплины имеющаяся высшая категория сохраняет свое действие. Если срок действия присвоенной квалификационной категории еще не истек, то аттестовываться дополнительно учителю истории не нужно. Высшая квалификационная категория должна учитываться при преподавании всех дисциплин.
Обращаем внимание, что с 1 января 2011 года в силу вступает новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. № 209 (опубликован в «Образовательном праве» № 19, 2010 г.). В Порядке строго определено, что педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Комментарии