Мы считаем, что профсоюзный лидер должен помогать должностному продвижению педагогов, так как это их стимулирует, повышает эффективность их деятельности и способствует повышению конкурентоспособности всего коллектива. Это тоже забота профсоюза. Что делать педагогу, если его не продвигают по карьерной лестнице?
Некоторых педагогов очень трудно продвигать из-за того, что они сами не готовы к карьерному росту и ничего не делают для повышения в должности. Для этого есть ряд причин.Причина 1. Педагог не понимает поставленных задач или выполняет их не так, как от него ждут, следовательно, профсоюзный лидер может посчитать, что учитель не освоил данную ступень карьеры, следовательно, рано ходатайствовать о новой должности для этого человека.Рекомендации для педагогов. Если кто-то считает, что вы постоянно не так делаете свою работу, не стоит с ним спорить. Лучше научитесь как можно точнее понимать слова руководителя, который вам поручает что-либо. Директор может дать вам даже простое задание, но если вы не уточните, правильно ли его поняли, боясь показаться в глазах руководителя некомпетентным, то можете не только неправильно выполнить задание, но и создать конфликтную ситуацию, навредив карьере. Например, вам говорят: «Подготовьте отчет о воспитательной работе за год». Если не спросите, принести ли его с собой или прислать по электронной почте, и сделаете так, как посчитаете нужным, может возникнуть неприятный разговор, вызванный тем, что вы не выполнили задание так, как от вас ожидали. На самом деле вы просто не спросили, как именно предоставить информацию.Эта ситуация не означает, что каждый раз необходимо спрашивать о тонкостях выполнения поручений. Как правило, задания повторяются, и у руководителя есть некий излюбленный и понятный ему стандарт представления выполненных дел.Будьте понятны для руководителя. Это важно, если вы считаете, что «застоялись» и вам необходимо продвижение по службе.Причина 2. У педагога не получается найти общий язык с руководством, так как он говорит одно, а думает другое. Это мешает продвижению по карьерной лестнице, так как его считают человеком, не умеющим общаться.Рекомендации для педагогов. Общий язык – это язык, понятный обоим собеседникам. Информацию для других людей можно представлять на вербальном и невербальном уровнях.Научитесь общаться так, чтобы жесты и мимика не противоречили тому, что вы говорите. Согласно исследованиям язык мимики и жестов предоставляет нам две трети информации в процессе общения с другим человеком, а язык слов – одну треть. Поэтому, если педагог говорит одно, но его жесты выражают нечто совсем иное, руководитель подсознательно «считывает» язык тела и не верит словам.Говорите то, что думаете, так честнее.Причина 3. Педагог разговаривает с руководителем, как провинившийся человек, ожидающий порицания и негативного отношения к себе. Профсоюзный лидер в этом случае мало чем может ему помочь, если учитель не изменит отношения к себе и окружающим.Рекомендации для педагогов. Есть такое известное высказывание: все, что может произойти, произойдет. Если человек ожидает наказания, он его получит. Руководитель, видя неуверенное поведение сотрудника, начинает размышлять о его причинах и приходит к выводу, что они кроются в отношении к работе (не сделал, не принес, забыл). Соответственно руководитель задумывается о наказании или в лучшем случае резко разговаривает с подчиненным.Научитесь выстраивать диалог, демонстрируя коммуникативные способности, уверенность. Ходите прямо, не сгибаясь при появлении вышестоящих. Неуверенная походка, речь с запинанием сослужат плохую службу. На вас будут смотреть не только как на неуверенного в себе человека, но и как на лицо, не заслуживающее уважения.Неуверенным в себе сотрудникам нужно научиться отстаивать свое мнение. Для этого не стоит откладывать разговор на потом. Если решить подождать, думая, что проблема уладится сама собой, педагог не только не поднимется вверх по карьерной лестнице, а, наоборот, может потерять сегодняшнее место.При разговоре стоит соблюдать правила активного слушания. Например, не нужно проявлять эмоции и кричать на собеседника. Агрессия вызывает ответную реакцию. Если руководитель готов общаться только при помощи крика, попробуйте «перевести» его на свой язык общения. Для этого начните говорить повышенным тоном, ведь именно так вначале вас смогут понять. Постепенно по мере разговора понижайте громкость голоса и говорите медленнее. Другой человек подсознательно начнет говорить, следуя за вами. Попробуйте, у других получается.Должность председателя профсоюзной организации одна. Остальные профсоюзные активисты работают не так, как мне хотелось бы. Как повысить их работоспособность и создать такие условия, чтобы они стали по-настоящему активны?Одна из распространенных ошибок лидера любого уровня – это желание, чтобы каждый член коллектива был так же деятелен, как он.Психологи доказали, что не все в коллективе могут и не все должны быть активными одинаково. Группа работоспособна и конкурентоспособна, если среди ее членов правильно распределены роли согласно предпочтениям каждого и желанию группы в целом. Если бы каждый был точно так же активен, как лидер, все были бы лидерами, но распалась бы группа, поскольку для ее существования нужны люди, выполняющие разные роли, например, начальника и подчиненных.В нормально развивающемся коллективе люди выполняют несколько основных ролей – это лидер, предпочитаемые члены группы (их не так много, но они и есть главная опора лидера), принимаемые (те, кто нравится членам этого коллектива, но не стремится оказаться в центре), могут быть и аутсайдеры. Это необязательно те, кого коллеги не любят или игнорируют. Аутсайдеры могут сами не участвовать в жизни организации, потому и «выпадают» из коллектива.Обратите внимание на фразу: «Работают не так, как МНЕ хотелось бы». Возможно, вы предпочитаете авторитарный стиль руководства, при котором все должны беспрекословно вас слушаться. В этом случае не ждите инициативы. Когда любое живое слово наказуемо, члены профкома не станут торопиться предлагать новые интересные проекты. Этот стиль удобен тем, кто хочет послушания и исполнения. Но вы не сможете решить все проблемы самостоятельно. Для обдумывания решений нужно располагать информацией, накопленной всем коллективом, потребуется консультация узких специалистов. Рано или поздно приходит понимание необходимости демократического стиля управления, при котором все, имея знания в разных областях, участвуют в решении важнейших проблем коллектива.Команда возникает только при демократическом стиле руководства. Как и совместные дела, и хорошие эмоциональные отношения. При авторитарном стиле не дружат, а послушно выполняют чью-то волю, не думая о последствиях. После чего при неудачах обвиняют руководителя. При демократическом же стиле понимают, что в неуспехе виновата команда и исправляют ошибки сами. Конечно с вашим участием как главного члена команды.Выбирать вам. Желаете, чтобы была команда, да еще активная, волей-неволей придется изменить свое сознание и перейти к демократии. Это трудно, но и результаты будут значимые. Предпочитаете единоличное управление – слаженного коллектива не будет. В лучшем случае каждый предпочтет трудиться на своем участке работы, помогать друг другу станут разве что ради оппозиции к вам.В нашей школе есть два достойных претендента на должность председателя профсоюзной организации: мужчина и женщина. Перед педагогами стоит непраздный вопрос, кого выбрать, ведь мужчины, как правило, лучше руководят, а женщины больше жалеют. А что скажут психологи?Итак, часть учителей считает, что возглавить профком должен мужчина, видимо, он быстрее защитит, его могут побаиваться вышестоящие органы, и вообще «лучшие руководители – мужчины». Таков стереотип обыденного сознания.А что могут предложить женщины, кроме жалости? На самом деле умение вовремя посочувствовать – важное качество. Женщины в основном не позволят уволить человека. Они будут стараться, чтобы его передвигали на разные должности, пока он не исчерпает все свои возможности.Многие мужчины в ситуации оптимизации будут действовать более прямолинейно: хочешь – работай, нет – тебя никто не держит. Но так скажет не каждый представитель сильного пола, а тот мужчина, основными чертами которого являются жесткость, активность, целеустремленность. Женщина тоже может обладать перечисленными выше маскулинными чертами. А мужчина вполне может быть мягким, пассивным и отзывчивым, как женщина.Это необходимо знать тем, кто считает, что мужчины бывают исключительно сильными и мужественными, а женщины – слабыми и женственными.Делать выбор, основываясь на распространенных представлениях о качествах мужчин и женщин, было бы неправильно.Выбирайте лидера – человека, обладающего многими лидерскими качествами, того, за кем вы готовы идти независимо от пола.Педагогам не стоит забывать и следующее. Знаете, кто для них лучшая защита? Они сами. Вы удивлены? Психологи считают: человек, который берет на себя ответственность за результаты своих решений, не допустит провала и не свалит неудачу на другого, не будет вести себя так, чтобы его постоянно оберегали, тратя усилия на исправление допущенных им промахов.Мы объясняем педагогам, зачем надо объединяться в профессиональный союз. Они смотрят на нас усталыми глазами и отвечают, что им некогда, они заняты, нужно готовиться к урокам и прочим мероприятиям (а потом, если будет время, подумают). Помогите профессиональным советом!Попробуем объяснить происходящее с психологической точки зрения. Наше восприятие устроено таким образом, что вначале мы воспринимаем главное, а потом второстепенное. Главное – то, что сразу бросается в глаза. Очевидно, слыша ваш призыв вступать в профсоюз, коллеги в первую очередь осознают, что от них требуются какие-то дополнительные усилия. А преимущества подобного шага уходят на второй план. То, что для человека не представляет значения, является второстепенным, осознается не сразу, а то и вовсе не воспринимается («Что это такое, профсоюз, живут же люди без него, и мы проживем»). Вам нужно перевернуть ситуацию, так построить общение с педагогом, чтобы тот сначала увидел в профсоюзе основу всей своей работы, то, без чего ему не обойтись, – защиту, которую он получит, объединившись с другими. Это так и есть, ведь профессиональный союз специально создан для того, чтобы педагоги могли сообща отстаивать свои профессиональные интересы. И в том числе добиваться рационального распределения нагрузки, чтобы никому из учителей не приходилось сетовать на вечную занятость и усталость.Вместе мы сила, порознь нам легко внушить то, что выгодно другим, но может идти вразрез с нашими интересами. Считается, если ты не определил свою миссию в профессии, нет своей уникальной цели – будешь выполнять цель и миссию своего начальника. Это нужно знать любому педагогу, как бы много он ни работал и каким бы видом педагогической деятельности ни занимался.Также предложение о вступление в ряды профсоюза может быть непонято, если оно не является уникальным, отличительным от других. В жизни и в профессии предложений много – поучаствовать в конференции, соревновании, показать, как ты конкурентоспособен.А что профсоюз может дать человеку, если не говорить об этом или не писать, никто не узнает. Не зря информационная работа в профсоюзе занимает одну из лидирующих позиций.Без передачи информации значение профсоюзной деятельности поймут лишь те, для которых она образ жизни. Это легко пояснить на таком примере: студенты-психологи первыми идут на психологические консультации. Изучая психологию, они понимают ее значение для решения проблем. А те, кто мало что знает об этой науке, даже не представляют, какую пользу консультация специалиста может им принести.Расскажите педагогу о конкретных результатах объединения в профессиональный союз. Ему будет понятнее, если он увидит в профсоюзе значение для себя и коллег, взаимосвязь своей и общей целей, миссии и перспективы.Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии