Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Конструктивное общение без валерьянки. Создание условий для педагогического образования родителей

Учительская газета, №49 от 4 декабря 2012. Читать номер
Автор:

Есть тема, которая не теряет своей актуальности, более того, приобретает все большую остроту. Речь идет о диалоге учителя и родителей в образовательном процессе. В основе моего общения с родителями лежит аксиома: «Родительство – добровольная жертва, когда ради одного любимого существа, требующего нашей заботы, ласки, времени, мы готовы пожертвовать всем остальным миром».

Когда я принимаю новый класс, меня, как и каждого учителя, волнуют вопросы: а что представляют собой мои будущие ученики и их родители? Смогут ли родители стать моими помощниками? Ведь от взаимоотношений учителя с родителями во многом зависит успех работы учителя с детьми. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной и сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных и деловых отношений.  Не открою ничего нового, если скажу, что к моменту знакомства с детьми и родителями готовлюсь как к очень важному событию. «С этого дня ваши дети стали и моими детьми. Радости и огорчения у нас общие», – такими словами начинается моя первая встреча с родителями первоклассников.Цели: – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности, способной к самореализации и самоопределению; – повышение престижа молодых семей, являющихся первым базисом государства;- единая цель по развитию личности ребенка – особое основание сотрудничества семьи и школы;- в новой образовательной парадигме родитель – субъект образовательного процесса.Задачи: – повышение компетентности родителей в области воспитания детей и повышение педагогической культуры родителей;- пропаганда положительного опыта семейного воспитания, семейных ценностей, здорового образа жизни;- предоставление разносторонних возможностей для проведения  совместного досуга родителей с детьми;- мотивация родителей  на совместную продуктивную деятельность по воспитанию детей;- поиск совместных решений при возникновении проблемных ситуаций;- выявление социально активных семей;- создание условий для социальной активности молодых семей;- укрепление семейных традиций и связи поколений. Приоритетные  направления  в работе с родителями:- выбор образовательной программы для ребенка;- мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы;- формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере досуга, культуры, самостоятельной деятельности;- совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в периоды кризисов взросления;- совместная забота о здоровье детей;- установление взаимопонимания между поколениями.Организация и условия работы с родителями:- психолого-педагогическое просвещение родителей;- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;- участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом.Принципы общения с родителямиПомнить, что их дети – самое дорогое в их жизни. Быть умной и тактичной, постараться не обидеть и не унизить их достоинство.Каждая встреча должна стать для родителей полезной и продуктивной.На каждом собрании нужно вооружать их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.Ожидаемые результаты работы:- создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве;- повышение уровня социальной защищенности всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворенности и уровня компетентности;- создание внутришкольных структур, способствующих организации продуктивной деятельности по воспитанию детей;- повышение социальной активности родителей;- ориентация на сотрудничество;- формирование партнерского взаимодействия школы и семьи; – формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей.Риски и способы их устраненияРиски:- низкий уровень психолого-педагогической компетенции работников школы;- методические просчеты, безграмотность при проведении родительских собраний;- незнание или игнорирование условий успешности ведения диалога с родителями, разрешение конфликтов.Способы их устранения:- формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей;- освоение педагогами диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями; -внедрение форм организации совместной деятельности родителей и детей.Я разработала модель организации взаимного сотрудничества учителя с родителями, которая включает в себя следующие позиции:- состояние единства семьи и школы;- педагогизация семьи (психолого-педагогическое сопровождение);- воспитательные возможности семьи;- участие родителей в учебно-воспитательном процессе и управлении классом;- распространение опыта семейного воспитания;- диагностика взаимодействия;- анализ эффективности и действенности данной работы.С первых дней общения  знакомлю родителей с функциями семьи:- регулирование физического и эмоционального развития;- влияние на развитие психологического пола;- влияние на интеллектуальное развитие;- ознакомление ребенка с социальными нормами;- формирование ценностных ориентаций;- социальная поддержка. Помогаю родителям убедиться в достоинствах их ребенка, признаться самим себе в том, чем богат их ребенок, в чем их родительская заслуга, что надо беречь и укреплять. На начальном этапе совместной работы предлагаю родителям первоклассников анкету-анализ: альбомный лист, в центре которого наклеена цветная аппликация – силуэт мальчика или девочки. Слева от фигурки предлагаю написать все доброе, положительное, что есть в ребенке, а справа – качества, которые хотели бы видеть родители в сыне или дочери через месяц, год, четыре года. Кажется, задание довольно простое и ясное, однако поначалу родители с недоверием и опаской воспринимают его. Стереотип собственного опыта мешает многим: не обидеть бы ребенка, не обеднить его,  зачем это надо учительнице и им самим. Возникает психологический порог, через который нелегко переступить. Я объясняю истинную цель этой работы и отношусь доброжелательно и терпеливо к родительской тревоге. Поэтому заранее готовлю два листка с моим мнением о любом ребенке из класса, о своих собственных детях или внуках. Иногда возникает  и  другая трудная ситуация: родителям недостает умения выражать свои чувства словами. Понимая их растерянность,  помогаю теплыми ободряющими словами. Здесь нужна подсказка. На каждый стол кладу памятку с перечнем качеств личности: – общителен в коллективе;  – ответственен за свое поведение; – дружелюбен в отношениях со сверстниками;  – уступчив, выполняет данное обещание; – признает ошибки; – помогает окружающим; – вежлив, приветлив, уважителен; – старателен, изобретателен; – умеет обслуживать себя и т. п. Никогда не тороплю родителей с ответами, даю анкету домой. Наедине с самим собой спокойнее думается, точнее выражаются мысли. Поверьте, утром родители принесут заполненные листки. Вас порадует их труд. Каждый из родителей создает свой вариант, свою модель личности ребенка, идеал, который им видится в будущем. А далее предстоит укреплять веру родителей в положительное начало сына или дочери, помогать им в выборе способов совершенствования добродетелей и «консервации» личностных недостатков детей. Теперь я знаю, какие они, наши дети, каждый в отдельности – девочки и мальчики класса. Состоялось понимание, родилось согласие, сотворчество учителя и родителей. Знакомство с жизнью каждой семьи я начинаю со встреч задолго до начала совместной работы,  на которых провожу  предварительную диагностику, состоящую из трех анкет: «Экспресс-прогноз состава родительского  комитета», «Первый раз в первый класс», «Каков ваш ребенок?». Для того чтобы лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, методы воспитания, которыми пользуются родители, увлечения ребенка, его обязанности по дому, организую тематическую диагностику: близкие ребенку люди; ребенок способный или одаренный. Готовлю брошюру «Практическое пособие для родителей, которые хотят помочь своим детям-ученикам» и предлагаю воспользоваться советами и рекомендациями, представленными в ней. В пособии выделены следующие разделы:     Узелок на память.    Советы родителям.    Родительские «нельзя» при соблюдении режима дня.    Как относиться к отметкам ребенка.    Пожелания психолога.    Есть ли у вас подход к ребенку? (Тест.)    Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий?    Как прожить хотя бы один день без поучений и обид?    Как привить интерес к чтению?    Рекомендации.    Законы семьи.    Мудрые мысли.                          Советуем почитать.Теперь можно подумать о конкретной программе совместных действий для педагогического образования родителей, способствующих усваиванию младшими школьниками главных нравственных эталонов. От взрослых подобная программа потребует пересмотра стиля своих действий и отношений с учетом интересов детей, их способности самореализовываться, избегать принуждения. Я считаю, что главный закон взаимодействия детей и воспитателей – не посягать на свободу ребенка, а стараться понять себя и его. Только тогда воспитание станет радостью, призванием, благом и огромным утешением.     Родителям важно услышать от учителя такие слова, которые их успокоят и дадут понять, что с их ребенком не просто учитель, а надежный и близкий человек. Я говорю так.Робость и неуверенность перед школой возникают у большинства детей младшего школьного возраста. Многие не хотят идти в школу. И лучше, чем родители, уладить эту проблему никто не сможет. Утром поднимите ребенка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу. Помните: спешка усиливает тревожность. Постарайтесь накормить ребенка его любимым блюдом. Одежда, в которую вы нарядили ребенка, должна нравиться не только вам, но и ему самому, при этом она должна быть максимально удобной, чтобы он не чувствовал себя в ней неловко. Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее. Когда ребенок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в школу, пусть он побудет учителем, и вы сможете увидеть его отношение к школе.Пусть школа для вашего ребенка будет дверью в сказку!Свою работу с родителями начала с изменения существующей психологической установки педагогов и самих родителей на роль семьи в формировании личности. Думаю, вы со мной согласитесь, что необходимо возвратить семье статус домашней академии, а родителям – функцию главных воспитателей.  Работая с родителями, стараюсь достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создаю условия для знакомства родителей не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией. Я убеждена в том, что взаимоотношения с родителями укрепляются при соблюдении следующих требований:- стараться дать родителям то, в чем они нуждаются (выслушать их проблемы, показать понимание и доброжелательность по отношению к их детям);- не забывать, что родители смотрят на школу глазами детей (сначала установить контакт с детьми, а затем с их родителями);- стремиться раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;- помнить:  нельзя указывать родителям, необходимо в корректной форме советовать;- надеяться на победу добра в душе ребенка;- делиться накопленным педагогическим опытом с родителями.В педагогике известно множество форм и методов совместной работы учителя и родителей. Какие формы работы использую я при организации сотрудничества с семьей? Представлю наиболее эффективные и интересные из них. У меня свой взгляд на проведение родительского собрания. Я называю его «конструктивное общение без валерьянки» и уверена, что иногда собрание нужно проводить по-новому: свободный вход, подход к учителю и выход. Даже в большом кругу (в фойе, в коридоре, на школьном пороге) родителям будет уютнее, чем в классе, они его инстинктивно боятся (по старой памяти).  Поэтому я стараюсь встретить своих родителей у входа,  начать разговор в школьной рекреации. Опоздавшие родители незаметно подходят, не чувствуя себя провинившимися учениками, спешащие так же незаметно уходят. И не беда, что здесь нет стульев: о комфорте мы и не вспоминаем и как старые добрые друзья успеваем разрешить все проблемы. Я считаю, эта модель общения  психологически комфортна. В личной беседе легче высказаться, раскрыть душу. Знаете, как тяжело вести в классе коллективный разговор с семьей, буквально разрываясь между двадцатью-тридцатью  «заказчиками»? Вот и приходится молчать из тактичности. А в разговоре тет-а-тет  совсем другое дело. Первое, что спрашиваю у родителей, каким они видят будущее своего ребенка. То есть сначала определяю индивидуальный заказ, идущий от семьи, и, опираясь на заказ, выстраиваю свою работу. Родитель должен уйти с собрания удовлетворенным, полностью и целиком информированным, успокоенным и вдохновленным. На это и заточена вся технология таких, прицельно индивидуализированных, собраний.В рамках традиционных родительских собраний не всегда возникает возможность достаточно полно обсудить проблемы и трудности детей, тем более на таких собраниях практически не рассматриваются особенности детско-родительских взаимоотношений. Мне помогает решить проблему межличностных отношений ребенка, родителей и учителя психологическая мастерская для родителей. В рамках психологической мастерской вместе с родителями организую взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующий углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Преимущественно использую групповые формы работы, однако присутствуют фронтальная и индивидуальная. Основная задача психологической мастерской – способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Психологическое воздействие направлено на изменение неадекватных родительских позиций, расширение осознанности мотивов воспитания, выбор оптимального стиля воспитания, оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания, профилактику школьных трудностей. Основным содержанием деятельности психологической мастерской становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье. Психологическая задача – создание условий для повышения педагогической и родительской компетентности. При выборе тематики мастерских учитываю возрастные особенности и типичные проблемы учащихся, а также наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений. Эпиграфом одной из мастерских, организованной в 4-м классе,  стали слова С.Соловейчика: «Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми». Одной группе родителей было предложено перечислить  формы проявления любви к ребенку, другой – их проанализировать. Гости поделились своими педагогическими находками, затем были рассмотрены их достоинства и выведена формула успеха общения родителей с детьми. Смысл ее – родительская любовь. В заключение нашего общения я заостряю внимание родителей на таком моменте. У психологов есть понятие «тактильный голод». Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать».        Разговор получился очень насыщенный. Многие темы мы оставили для размышлений,  кое-что – на следующие встречи. Трудно переоценить роль психологических мастерских при сотрудничестве с родителями учеников.Мой многолетний опыт позволяет мне утверждать, что с семьей  надо работать «штучно». Одна из эффективных форм помощи семье – консультирование родителей. Я сама приглашаю родителей на консультации, индивидуальные или групповые. Однако есть такие  родители, которые сами понимают, что они не подготовлены к воспитанию детей. Ощущая свою некомпетентность, они активно ищут пути повышения своей педагогической грамотности и приходят за советом в класс. Стремление родителей разрешить конфликты, найти общий язык с детьми и побуждает их к сотрудничеству с учителем, они уверены в том, что получат  реальную помощь. Вот наиболее популярные темы консультаций: – уход за детьми, помощь в развитии ребенка, организация развивающих условий в семье;- взаимоотношения в семье: взаимовлияние родителей и детей, разрешение проблем личностного характера, проявление чувств и т. д.;- знания мировоззренческого характера, касающиеся образа жизни семьи, ее ценностей, ответственности и обязанностей;- взаимоотношения семьи и школы: роль школы в воспитании детей, школа глазами родителей, основы сотрудничества;- проблемы современного ребенка: поиск собственного «я», истоки конфликтов в семье и школе, криминальные контакты и т. п.В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет:     Ребенок не хочет учиться.    Как развить память ребенка?    Единственный ребенок в семье.    К чему может привести тревожность детей?    Талантливый ребенок в семье.Развивая такой контакт, я расширяю свое влияние на проблемные семьи и предупреждаю негативные тенденции в семье. Польза от таких встреч с  родителями состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.Осуществляя личностно-деятельностный подход к воспитанию учащихся, то есть исходя из интересов самих воспитуемых, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, выбрала оригинальную форму сотрудничества всей семьи и школы – родительские  недели. Это очень емкая форма работы, требующая большой подготовки, поэтому недели организуются не больше двух раз в год. Педагогическое взаимодействие с семьей помогает  не только проследить  рост родительской активности и заинтересованности в решении школьных проблем, но и значительно повысить теоретический уровень родителей в вопросах воспитания, осуществить коррекцию текущих воспитательных задач, а также выйти на конкретный результат сотрудничества детей и взрослых.В ходе подготовительной работы  формулирую цель родительской недели, при этом опираюсь на педагогические потребности и запросы родителей каждого учащегося, высказанные ими в результате опроса. Как правило, пожелания родителей связаны с конкретными проблемами воспитания детей в семье.Моя задача состоит в том, чтобы каждый родитель нашел исчерпывающий ответ на волнующую его проблему, получил квалифицированную помощь специалиста.Учитывая положительную мотивацию, умело организуя сотрудничество различных групп родителей, объединившихся как по схожести проблем воспитания, так и по желанию, я имею уникальную возможность осуществить адресную помощь учащемуся и его родителю, помочь взрослым принять ребенка как личность, а ребенку осознать себя как часть общества.Каждый родитель участвует в составлении плана родительской недели. Учтено каждое мнение, проявлено уважение к любой точке зрения, не подавлена родительская активность, родители настроены на сотрудничество со школой.В каждом конкретном классе, исходя из уровня воспитанности учащихся, их психофизических особенностей и уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, определяются цели проведения родительской недели:  – осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;- укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни;- сплотить детский коллектив общим интересным делом;- помочь каждому ребенку самореализоваться;- разнообразить методы семейного воспитания;- помочь в осуществлении преемственности между начальной и средней школой;- показать детям и родителям, что неуспешные в обучении ребята очень успешно декламируют на празднике стихи, активно занимаются в кружке, поднять авторитет родителей этих детей;- побудить родителей  помочь своим детям найти интересное дело и самоопределиться;- в ходе проведения уроков, внеклассных  мероприятий обратить внимание родителей на необходимость коррекции внимания и памяти ребят;- побудить родителей разнообразить методы поощрения и не злоупотреблять наказанием, так как это вызывает замкнутость детей и их неуверенность в себе.Опираясь на поставленные цели, я намечаю пути их реализации,  продумываю формы работы при организации родительских недель: внеклассные мероприятия, интервьюирование, оформление классных комнат, посещение неблагополучных семей, организация перемен, спортивных часов, посещение уроков, кружков, секций.Выступаю на этих встречах как консультант, помощник, обладающий определенными знаниями в вопросах воспитания. Общение в непринужденной обстановке, советы наиболее опытных пап и мам помогают родителям почувствовать уверенность в себе, в своем ребенке, а также разрешить семейные проблемы.Планируя данное мероприятие, стараюсь  максимально привлечь родителей. В подготовке и проведении таких встреч участвуют  80-90% родителей, не считая бабушек, дедушек и просто знакомых. Они помогают в оформлении классных комнат, организуют семейные праздники, поездки в театр и цирк, проводят спортивные соревнования, дни здоровья, дни именинников, посещают трудных детей и неблагополучные семьи.О том, что такие родительские недели необходимы и целесообразны, свидетельствуют выдержки из детских сочинений на тему «Мои родители в школе»:«Мне очень хотелось, чтобы мама узнала, как хорошо я умею читать».«Мне понравился урок математики. Задача была трудная, но вместе с мамой мы ее решили».«Больше всего мне запомнился праздник. Я любовалась своей мамой: она такая красивая и молодая! Когда она выступала, все внимательно слушали и улыбались».«Мой папа всех сильней. В соревнованиях он победил. Я тоже буду таким».«Наша школа  старая: ей целых 50 лет! В ней учились все мои родные. Бабушка рассказала мне о своей первой учительнице. Я видел ее фотографии… Я люблю свою школу и буду ее беречь».Высокий интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Очень увлекло учащихся коллективное творческое дело «Школа в жизни моей семьи», посвященное 50-летию нашей школы. Оно позволило проследить историю становления школы, преемственность поколений, связь времен. В ходе родительской недели мамы и папы посетили не только уроки, но и занятия кружков, факультативов, присутствовали в столовой, при организации перемен и спортивных часов, стремясь помочь детям в учебной и общественной деятельности. Для меня важно в этот период умело организовать деятельность родителей, то есть их целенаправленное взаимодействие друг с другом, с детьми и со школой. Поэтому сама родительская неделя – это уже определенный промежуточный результат взаимодействия педагога, родителей и детей. Организуя общение на разных уровнях – «учитель – ученик», «ученик – ученик», «родитель – ученик», – я решаю важную задачу воспитания: личность ребенка рассматривается как субъект деятельности и общения.Овладев методикой проведения родительских недель, я пришла к выводу, что самые удобные сроки их проведения – октябрь и апрель. В октябре происходит постановка и коррекция воспитательных целей и задач на текущий учебный год. В апреле подводятся итоги, отслеживаются результаты воспитания классного коллектива и каждой конкретной личности.P.S. Другие формы и методы совместной работы учителя и родителей Галины Колесниковой, а также 8 приложений к ее материалу опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/580. ​Галина КОЛЕСНИКОВА, учитель начальных классов средней школы №4 города Светлограда Ставропольского края, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту