search
main
0

Конституция нуждается в расшифровке

Постоянно наблюдаю за словесными баталиями по телевизору, а тут еще прочитала в “Аргументах и фактах”, сколько уходит средств на содержание депутатского корпуса, и схватилась за голову. Неужели, кроме политики, у них в голове ничего нет. Пусть “УГ” поинтересуется у депутатов, что же полезного они сделали за время своей работы в парламенте.

Анна туринова, учитель

Нижегородская область

же на третий день своего губернаторства Валерий Васильевич Сударенков, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, нашел время, чтобы дать интервью “Учительской газете”.

– Над чем сейчас работает комитет, которым вы руководите?

– Я считаю, что комитету необходимо выработать систему законов, разграничивающих полномочия между федеральными и региональными органами образования. Основные положения Конституции в этой области нечеткие. В ней записано, что в совместном ведении федеральных и региональных органов образования находятся общие вопросы образования, но что в себя включает это понятие “общие вопросы”, не уточнено. Значит, опираясь на Конституцию, мы не можем сказать, кто же все-таки гарантирует предоставляемое ею право на бесплатное среднее образование – федеральные структуры или региональные?

Наш комитет старается внести ясность в этот вопрос, расшифровать общие положения Конституции. Лично я выступаю тут за повышение роли государства в образовательном процессе. За сохранение единого образовательного пространства, единой методологии, единого уровня финансовой обеспеченности школ. Я за то, чтобы в Российской Федерации сохранялась система образования, которая складывалась годами, шлифовалась и совсем недавно была одним из наших главных достояний.

Мы проводим реформу образования, не совсем четко представляя себе функции государства и функции местного самоуправления. На практике получается так: кто платит, тот и действует. Сегодня 75-87% всех затрат на образование восполняют регионы. А у федеральных органов образования нет финансов. Значит, нет и функций. Регионы же все обеспечены по-разному, неизбежно появляется местничество в подходе к образованию. В регионах разный набор учебных предметов, разные методологии. Отличается и уровень образованности школьников.

Естественно, что включиться, скажем, в программу ЮНЕСКО “Образование для ХХI века” не может какой-то отдельный регион, а только Россия в целом, ее государственная система образования. Наш комитет, разрабатывая законы в сфере образования, особо учитывает положение этого международного документа. Так было и при принятии Закона РФ “Об образовании”, при разработке Закона о государственной поддержке начального профессионального образования. Очень хотим, чтобы его поскорее подписал президент.

Уже вступил в силу Закон о высшем и послевузовском образовании. Остался незавершенным Закон о среднем специальном образовании. Необходимо также законодательно определить отношение государства к учителю и ввести обоснованные нормы финансовых затрат на образование – тогда можно будет сказать, что в основном нормативная база в системе образования разработана.

– Как вы относитесь к мнению тех директоров школ, которые пишут нам в редакцию, что образование – это категория экономическая? Читатели считают, что если мы сегодня сумеем в масштабах государства воспитать у детей правовую культуру, уважение к закону, то завтра не понадобятся чрезвычайные меры по сбору налогов. А если, к примеру, введем начальную медицинскую подготовку для девочек, чтобы они могли грамотно относиться к своему здоровью и к здоровью своих детей, не понадобятся такие колоссальные затраты на медицину…

– С директорами, которые так считают, я согласен. Любые наши продуманные, обоснованные вложения в школу окупятся уже через 10 лет. Скажу больше: через школу можно решать не только экономические задачи, но и развивать любой потенциал общества. Уверен: ничто так не формирует общественное сознание, как образование. Я намерен защищать его на всех уровнях, добиваться увеличения затрат в этой области.

– Что конкретно делает комитет, чтобы предотвратить дальнейшее снижение уровня финансирования образования?

– Недавно мы приняли Обращение ко всем членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы. Его можно назвать настоящим криком души членов комитета.

В Обращении говорится о сложной ситуации, в которой оказалось образование, о том, что предполагаемые расходы на него в бюджете 1997 года не обеспечат даже неотложных нужд школы. Для стабилизации положения потребуется как минимум 38 триллионов рублей. В обращении также отмечается, что если трансферты, которые использовались для финансирования учебных заведений в 1996 году будут такими же, то мы погубим систему образования.

Татьяна ГРУЗДЕВА

Сударенков Валерий Васильевич родился в 1940 году в Калужской области, окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана и Московскую высшую партийную школу при ЦК КПСС. До своего избрания 9 ноября калужским губернатором возглавлял законодательное собрание этой же области. Член Совета Федерации, председатель Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Работал в Совете Европы, ЮНЕСКО, Конгрессе региональных и местных властей Европы, Межпарламентской ассамблее СНГ.

Женат, имеет двоих дочерей. Увлекается историей, краеведением, работой с землей и на земле.

Кто вы, читатель?

Письма с ответами на анкету “УГ” начали поступать робко, по одному, так, что мы стали переживать за судьбу нашей акции. Но затем ручеек уверенно перерос в реку, а потом и вовсе заполонил редакционные столы океаном читательских мнений о газете. Наконец пришло последнее письмо. Спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу и не пожалел времени на то, чтобы ответить на вопросы, и денег на конверт (не секрет, что сегодня учителю приходится считать все расходы!).

от разнокалиберный ворох анкет обработан, и суровый компьютер превратил ваши ответы в стройные ряды цифр, которые на первый взгляд могут быть интересны только сотрудникам редакции. При более глубоком изучении результатов можно найти и кое-что любопытное для всех. Ведь, получив отклики из 67 регионов России, мы фактически создали не только социологический портрет подписчика “УГ”, но и педагога, работающего сегодня в российской школе.

Итак, кто же вы, дорогой читатель? Вам, скорее всего, от 41 до 50 лет (43,9 процента), вы – женщина (78,3 процента) и живете в сельской местности (63,9 процента), педагогический стаж более 10 лет (91,1 процента), вы преподаете математику (17,2 процента), русский язык (17,2 процента) или литературу (15,6 процента) в 5-9-х (66,1 процента) или в 10-11-х (51,1 процента) классах, в вашей семье 4 человека (35,6 процента), на каждого из которых приходится 250-300 тысяч рублей семейного бюджета (16,1 процента), ваш же личный заработок составляет 800-900 тысяч рублей (15,6 процента). Естественно, у вас при такой зарплате возникают трудности при подписке на любимую газету (29,4 процента), но тем не менее 70,6 процента наших респондентов получают “УГ” на дом и 20,6 – знакомятся с ней в школьной библиотеке. Кроме “Учительской”, вы также читаете методические журналы (33,3 процента) и предметные приложения к “Первому сентября” (40 процентов).

Возвращаясь к ответам по поводу “УГ”, можно сказать, что теперь ваши предпочтения нам более ясны и мы учтем их при формировании концепции “УГ-97”.

Наиболее популярные среди подписчиков рубрики газеты можно увидеть на таблице, а самыми запомнившимися журналистами газеты названы: Петр Положевец (17,2 процента), Светлана Царегородцева (12,2 процента), Надежда Тумова (12,2 процента), Лидия Сычева (9,5 процента), Ольга Кутасова (8,9 процента), Наталья Савельева (7,2 процента). Впрочем, в списках результатов мы нашли всех – значит, не зря стараемся делать газету интереснее, и наши усилия читатели замечают с благодарностью. Еще раз спасибо.

И напоследок, отложив компьютерные таблицы, вернемся к “океану анкет”. Лотерея, обещанная нами, состоялась. Вытащенные наугад, с закрытыми глазами, из общей массы десять писем принесли их авторам в качестве подарка от редакции фирменные футболки. Счастливчиками стали: Олег Белов (Воронежская область), Зоя Евсеева (Республика Бурятия), Г.Калугина (Пермская область), Ольга Князева (Астрахань), О.Кузнецова (Красноярский край), Наталья Покоякова (Республика Хакасия), Галина Сапрыкина (Алтайский край), М.Семенова (Комсомольск-на-Амуре), Л.Соловьева (Ярославская область), Шушана Тивьяева (Тула).

Ждите подарки почтой. Кстати, предыдущий победитель лотереи “УГ” – Наталья Николаевна Жилякова из Курска – только что вернулась из призовой поездки на Канарские острова, где она смогла на солнечных пляжах протестировать на комфортность фирменную футболку “УГ” и, кажется, осталась довольна. Надеемся, что и впредь наши читатели будут получать удовольствие не только от прочтения интересных материалов, но и от призов во всевозможных конкурсах и лотереях. Только не забудьте подписаться на газету! Это можно сделать с любого месяца…

Эдуард ОБРАЗЦОВ

Десятка самых читаемых рубрик газеты

название проценты

Методическая кухня 85

Ваш адвокат 72,2

Классный руководитель 68,9

Зеркало в учительской 53,9

Лад 46,1

Дневник 43,3

Из первых рук 42,8

Тема 41,7

Учительские истории 36,7

Криминал 37,2

Вы еще не стали “Школой “Учительской газеты”?

Продолжается акция, обьявленная “Учительской газетой” в номере 46 от 19 ноября. Условия ее просты: ваша школа подписывается на год на “УГ” и три приложения – “Чужая азбука”, “Граждановедение”, “Открытый урок”, а редакция включает вас в эксклюзивный список “школ “Учительской газеты”. Что это дает? Во-первых, льготы при подписке на следующий период, во-вторых, особый статус при участии во всевозможных акциях газеты – конкурсах, викторинах, лотереях, в-третьих – возможность бесплатно или в полцены посещать некоторые семинары и получать скидки на книги, в-четвертых, школе и ее педагогическому коллективу будет посвящен очерк в рубрике “Визитная карточка”. Ну и, наконец, вы станете обладателем особого диплома “Учительской газеты”.

Итак, можно подписаться с любого ближайшего месяца по следующим индексам – 32542 (“Учительская газета” для организаций на год), 32513 (“Открытый урок” на полгода), 32514 (“Чужая азбука” на полгода), 32515 (“Граждановедение” на полгода). Затем отослать по адресу редакции: 103012, Ветошный переулок, 13-15, с пометкой “Школа “УГ” копии оплаченных подписных абонементов и небольшой рассказ о школе с указанием контактного телефона и адреса.

Ждем писем!

Ваш адвокат

Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР

В конце года образуется экономия фонда зарплаты по школе. Эти деньги уходят в неизвестном направлении, школа ими не распоряжается. Правильно ли это?

В.КОПРАНОВА

гор. Бакал,

Челябинская область

Нет, неправильно.

В силу ст.43 Федерального закона РФ “Об образовании” школа или иное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изьяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в обьем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Экономия фонда заработной платы по смете учреждения может быть использована по решению трудового коллектива школы на премирование, выплату надбавок, оказание материальной помощи и другие социальные нужды коллектива работников (письмо Министерства образования РФ N 04-М от 2 февраля 1995 г.).

* * *

По долгу службы (работаю директором сельской школы) мне часто приходится ездить на личной автомашине в районный отдел образования.

Каков порядок оплаты за использование личного автотранспорта в служебных целях?

Г.КАПКАНЩИКОВ

с.Новопокровка,

Красноярский край

Выплата компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок производится, если постоянные служебные разьезды связаны с должностными обязанностями работника.

Конкретный размер ежемесячной компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного автомобиля для служебных поездок с учетом возмещения эксплуатационных затрат (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

Компенсация директору государственного или муниципального образовательного учреждения выплачивается с разрешения вышестоящего органа управления образованием.

С 1 августа 1996 г. Министерством финансов РФ установлены следующие предельные нормы месячных компенсаций за использование личных автомобилей для служебных поездок в зависимости от марки автомашины:

ЗАЗ – 48895 руб., ВАЗ (кроме ВАЗ-2121) – 62652 руб., АЗЛК, ИЖ – 69741 руб., ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 – 84591 руб. (письмо Министерства финансов РФ N 74 от 9 августа 1996 г.).

* * *

Могу ли я быть переизбранным на должность зав. кафедрой?

Заведую кафедрой педагогики в Государственном педагогическом университете. Мне 69 лет, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии информатизации.

Д.ГРИШИН

Калуга

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности заведующих кафедрами (а также ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов и институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет, независимо от времени заключения трудовых договоров (контрактов).

Лица, занимающие эти должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета вуза ректор вправе продлить срок пребывания в должности заведующего кафедрой до достижения им возраста семидесяти лет. Это предусмотрено п.3 ст.20 Федерального закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании N 125-ФЗ от 22 августа 1996 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте