В профессиональной деятельности я использую различные методы обучения, направленные на развитие познавательной активности студентов. Однако наиболее эффективным методом, на мой взгляд, является дидактическая игра.
Все дидактические игры имеют существенный признак – четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Дидактическая игра направлена на повышение активности, самостоятельности и заинтересованности обучающихся. Использование дидактических игр на уроках превращает учебную деятельность в личностно значимую, упрощает процесс приобретения знаний и умений.
Приведу примеры дидактических игр, применяемых на уроках обществознания, которые особенно нравятся студентам 1‑го курса нашего колледжа.
При изучении темы «Конституционные права и свободы граждан РФ» проводится дидактическая маршрутная игра «Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации». Игра представляет собой путешествие по различным станциям, на каждой из которых студенты, объединенные в команды, выполняют задания различного уровня сложности. Студенты используют разные источники информации: материалы нормативно-правовых документов, текст практической ситуации (кейс), текст Конституции РФ. Использование различных источников информации направлено на формирование критического мышления. Применение дидактической игры на уроке позволяет обучающимся более глубоко погрузиться в изучаемый материал, научиться основам исследовательской деятельности. Игровая деятельность развивает личность, учит отстаивать свою позицию, вести диалог.
При изучении темы «Конституционное право как отрасль российского права» применяется дидактическая игра «Конституция РФ – главный закон нашей страны». Игра представляет собой интеллектуальную викторину по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», то есть команда знатоков против команды телезрителей. Самостоятельная подготовка к игре способствует формированию познавательной мотивации и заинтересованности в поиске новой информации. При проведении игры используются ИКТ, что позволяет визуализировать процесс игры. Игра способствует формированию коммуникативных компетенций студентов, умения работать в команде. В процессе игры развивается память, формируется логическое и критическое мышление. Игра-викторина вносит элемент состязательности, погружает обучающихся в условия поиска.
Достаточно простой, но не менее эффективной дидактической игрой является игра «Изучаем уголовное право». Она представляет собой классическое лото с использованием карточек-полей с изображением сюжетов мультипликационных фильмов и карточек-фишек, на которых указана статья Уголовного кодекса РФ. Задача обучающихся – внимательно изучить сюжеты мультфильмов, изображенные на карточках-полях, а затем к каждому сюжету подобрать карточку с соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ. Кстати, согласно психологическим исследованиям информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, у многих людей лучше сохраняется в памяти. Наглядность служит опорой для раскрытия сущности изучаемых явлений, обеспечивает более глубокие их усвоение и запоминание.
Я убеждена, что использование дидактических игр в процессе изучения материала на уроках обществознания способствует активизации познавательной активности студентов, стимулирует их интерес к изучаемому предмету, развивает познавательные процессы. Игра формирует общеучебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, способствует доброжелательным взаимоотношениям в группе и освоению социальных ролей (прежде всего гражданина). Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого обучающегося личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Участие в дидактических играх требует от студента мобилизации имеющихся знаний и умений, побуждает осваивать новую информацию, расширяет кругозор. Мои студенты становятся активными, творческими и познающими личностями.
Инна БОБРЕШОВА, преподаватель педагогического колледжа №18 «Митино»
Комментарии