search
main
0

Конституционная обязанность каждого. Тема «Налоги». 8-й класс

Мною разработан блок уроков «Основы предпринимательской деятельности» концентра «Госпожа Экономика и вечные истины» для гимназического класса. Это следует за занятием «Реклама как один из элементов маркетинга» и предшествует «Этике предпринимательства» либо уроку-практикуму, на котором учащиеся в том числе пробуют произвести расчеты по некоторым видам налогов в рамках выполняемых ими проектно-творческих работ «Моя фирма» (возможно иное расположение урока внутри учебного блока в зависимости от познавательных интересов и уровня подготовленности учащихся).

Основные понятия: конституционная обязанность, налог, налоговая система, налогоплательщик, объект налогообложения, прямой налог, косвенный налог, акциз, пошлина, Налоговый кодекс, налоговая инспекция.

Повторяемые понятия: маркетинг, сбыт продукции, реализация услуг, реклама, недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама; юридические лица, физические лица, несовершеннолетний; федерация, субъект РФ, органы местного самоуправления, конституция, федеральный закон, закон субъекта РФ; прибыль, доход.

Оборудование: классная доска, цветные мелки, четыре разноцветных шляпы (белая, красная, желтая, синяя), кукла (котенок или тигренок, опутанный разноцветными нитками, на конце каждой из которых – ярлычок с названием налога), три корзинки или коробки – символы казны с надписями «Федеральный/региональный/местный бюджет», стилизованное изображение растерявшегося персонажа, опросники по уроку и чистые листки для ответов.

Межпредметные связи: история – виды налогов и сборов в Древнем Риме и России; русский язык – термины «мыт» и «мытари».

Внутрипредметные связи: обществознание – 11 класс: раздел «Экономическое развитие современного мира»;

граждановедение – 5 класс: права и обязанности детей, права и обязанности человека;

– 6 класс: раздел «Государство» (уровни власти в РФ, конституционные обязанности граждан РФ);

– 7 класс: раздел «Правовое регулирование жизни государства» (виды законов; ответственность);

– 8 класс: раздел «Экономика», рефлексия предыдущей деятельности учащихся в рамках блока «Основы предпринимательской деятельности» (понятия юридического и физического лица, прибыль и доход), предвосхищение изучения раздела «Основы потребительских знаний»;

право и политика – 9 класс: уровни власти в РФ, органы государства, конституционные обязанности граждан РФ, нарушения и защита прав человека, права ребенка, гражданское право, налоги.

Цель: углубление экономических знаний и воспитание правильной гражданской позиции на основе социальной ответственности.

Задачи

учебные: продолжить формирование понятийного аппарата по разделу «Экономика»;

сформировать первичные знания учащихся о налогах;

ознакомить учащихся с основными классификациями (видами) налогов;

развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельного отбора и необходимой для выполнения поставленной цели информации из предлагаемого учебного материала: умение оперировать ранее сформированным понятийным аппаратом и навыков классификации понятий; творческие способности учащихся;

познакомить учащихся с новым для них методом коллективной работы – групповым анализом информации на основе цветных «Шляп мышления» Эдварда де Бруно;

воспитательные: приступить к формированию у учащихся уважительного отношения к налогам как необходимому элементу в составе экономической деятельности, осознанию будущими гражданами необходимости уплаты налогов;

продолжать предоставлять учащимся различные возможности стать организаторами учебного процесса;

развивать навыки межличностного общения, необходимые для совместной деятельности: умения налаживать контакты, уважительно относиться к чужому мнению, распределять обязанности в группе, умения высказывать и доказывать собственное мнение.

Домашнее задание

обычное: изучить теоретический материал по учебному пособию «Экономика без тайн» (с. 297-299) и конспекту в тетради;

познавательное: выделить основные этапы развития отношения людей к налогам (на основе познавательной информации на с. 300-301 учебного пособия «Экономика без тайн»);

объяснить, почему на Руси в старину сборщиков налогов называли «мытари»;

творческое: определить, какие виды налогов должна будет уплачивать созданная учащимися «своя» фирма.

С прошлого урока у нас с вами в классе осталось немало интересного, мы создали свою собственную экспозицию – синквейны о рекламе, наблюдения за ней. У нас есть два рекламных плаката, составленных на том занятии рекламными группами, и их вы видите на классной доске. Есть место и для третьего плаката, который хотело исправить рекламное агентство «Скрепка», чтобы получить более высокую оценку. Предоставим им слово.

Предоставим слово «экспертам» прошлого урока. Исправилась ли группа? Какой оценки заслуживает их работа?

Итак, свое право получить высокую оценку за творческое применение знаний на прошлом уроке группа «Скрепка» реализовала, а мне хочется проверить, как вы усвоили теоретический материал.

Что представляет собой реклама?

Какие общие требования предъявляются к данному виду передачи информации?

Какие виды рекламы особо выделяли на прошлом уроке наши «эксперты» и почему?

Как вас – детей – защищает закон «О рекламе»? Что показали ваши наблюдения за рекламой в этой части?

Подведем итоги. Если я вас правильно поняла, реклама наносит вред и ее надо запретить? …она людям не нужна…? Чем же важна реклама и зачем мы ее изучаем?

Отвечают на поставленные вопросы, «эксперты» дают необходимые пояснения, если основная часть учащихся не может этого сделать, и называют статьи закона «О рекламе». Одновременно приводятся примеры из проведенных дома наблюдений за наружной и внутренней рекламой на территории города, рекламой в СМИ.

Дискутируют, доказывая учителю, что реклама – один из важных элементов маркетинга, важный вид информации и предпринимательской деятельности, позволяющий улучшить сбыт товаров или реализацию услуг (в качестве комментария своей позиции допустимо повторение учащимися написанных ими ранее синквейнов.

Я вижу, вы хорошо усвоили основной материал прошлого урока, но должна отметить, что реклама – это информация не только о товарах и услугах либо лицах, их производящих и продающих, но также и информация об идеях. И вот – ее пример. (Демонстрирует до этого скрытую от учащихся экспозицию «Я запутался в налогах»).

Как вы думаете, почему тигренок такой грустный?

Экспозиция «Я запутался в налогах» – кукла-котенок или тигренок и т.п., обвитая разноцветными нитками, на конце ниток – ярлычки с названиями налогов, приколотые к клубочкам.

Можно ли ему помочь?

Каким образом?

Вот вы сами и определили цель нашего с вами урока: узнать, что такое налоги, нужны ли они людям и зачем нужны. (Открывает классную доску).

Первые объяснения и ответ на главный вопрос урока мы найдем в одной из статей Конституции нашей страны, выдержка из которой записана первой на классной доске (зачитывает фрагмент текста ст. 58 Конституции РФ).

Как видите, из текста Конституции РФ ясно, что налоги должны быть установлены только законами. Самый крупный среди таких законов называется Налоговый кодекс РФ. Именно в нем определено, что такое налог. Он представляет собой обязательный платеж в доход государства.

Это могут быть отдельные федеральные законы, то есть те законы, которые принимает Государственная Дума, или законы субъектов РФ.

(Рассказ дополняется демонстрацией экспонатов со стенда «Законодательство о налогах», попутно учитель может проверить знают ли учащиеся, в каком субъекте РФ они проживают и учатся и т.п.).

Все вместе взятые налоги страны образуют налоговую систему, с ее структурой вы можете ознакомиться на с. 298 учебного пособия на схеме 13.2 (учителю следует обязательно обратить внимание учащихся на изменения в изображенной системе, произошедшие после выпуска учебного пособия, а также строго дозировать время на ознакомление со схемой 13.2).

Дома вы продолжите изучение данного раздела учебного пособия, а также сможете, при желании, воспользоваться и другими источниками, а сейчас давайте проверим, как вы усвоили этот материал, и поможем тигренку выбраться из паутинки «налогов».

Трое учащихся работают с экспозицией, направляя «налоговые потоки» – ниточки с клубочками в заранее подготовленные корзинки – символы казны – федерального, регионального и местного бюджета.

Приглашаются трое учащихся к экспозиции «Я запутался в налогах», попутно предлагая классу помогать им в распределении ниточек-«налоговых поступлений» на три группы: федеральные, региональные и местные налоги.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, а значит, усвоили первую классификацию современных российских налогов – бюджетную… (обращает внимание учащихся на схему №1 на классной доске), …но есть и другие классификации, и в них вовсю уже пытается разобраться вот этот смешной человечек. Давайте и мы вместе с ним познакомимся с некоторыми видами налогов.

Мы ответили лишь на часть вопросов, которые себе поставили на этом уроке, на какие? Что же такое налоги?

Ученики высказывают суждения типа:

…это обязательный платеж в бюджет государства;

…это конституционная обязанность гражданина РФ.

Мозговая атака

Хорошо! На оставшиеся вопросы я предлагаю вам ответить, используя новый способ – выработку общего мнения при помощи специальных мыслительных шляп разного цвета. Чтобы испробовать этот метод, вам надо будет, объединившись в группы, изучить совершенно одинаковую информацию с разных сторон, четыре группы должны будут сделать свой вывод с заранее оговоренной точки зрения, а с какой – вам подскажут цветная шляпа и правила работы с этим символом мысли, остальные ребята изучают информацию в том темпе и с той точки зрения, какие им подходят, работая индивидуально или в парах, они должны будут выполнить одно из труднейших заданий – одним словом выразить сущность налогов, возможное отношение к ним.

Кто выступит в роли «мудреца», а кто в это время запишет на классной доске предложения для синквейна?

Итак, подведем итоги

(Обращается к учащимся, работавшим в обычных группах или самостоятельно).

О чем мы сегодня получаем информацию?

Правильно! И это будет первая строчка нашего совместного – классного – синквейна.

На какой вопрос мы должны дать ответ на этом этапе работы?

Верно, предоставим слово нашим «мыслителям».

А теперь слово тем, кто должен был найти синоним или высказать отношение людей к налогам всего-навсего одним, но емким словом…

Что ж, прочитаем получившийся синквейн.

(Желательно предложить это сделать тому из учащихся, кто не проявлял личной активности на уроке).

Зачем нужны налоги?

«Мудрецы», надев шляпы, называют ту часть информационного учебного материала, которая соответствует мыслеобразу выбранной группой шляпы; один из членов группы делает записи цветным мелом на доске в соответствующей строке синквейна.

Мне бы хотелось попросить вас сдать свои творческие работы, вернуть мне учебный раздаточный материал и ответить на листочках, которые можно подписать, а можно не подписывать, каким для вас был сегодняшний урок. Я же вашу работу оценила следующим образом: …

(Оглашаются и комментируются оценки, отмечаются успехи, высказываются пожелания, выслушиваются мнения учащихся).

Метод «шести шляп мышления» Эдварда де Бруно

БЕЛАЯ ШЛЯПА – БЕЛЫЙ ЦВЕТ БЕСПРИСТРАСТЕН И ОБЪЕКТИВЕН. В БЕЛОЙ ШЛЯПЕ «ВАРЯТСЯ» МЫСЛИ, «ЗАМЕШАННЫЕ» НА ЦИФРАХ И ФАКТАХ. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. Не аргументируйте без необходимости. Помните, что есть факты, в которых мы убеждены, а есть проверенные факты. Если утверждение построено на основе убеждения, его следует подкреплять цифрами и фактами. В ИЗЛОЖЕНИИ ФАКТОВ ОТ НАДЕВШЕГО БЕЛУЮ ШЛЯПУ ОЖИДАЕТСЯ ПОЛНАЯ БЕССТРАСТНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ.

КРАСНАЯ ШЛЯПА – в красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции – это субъективное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот, что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использовании красной шляпы – это противиться искушению объяснить возникновение у вас того или иного чувства.

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА – это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции, основывается на логике несоответствия того, что мы имеем, тому, как все должно быть. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА – полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений.

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА – символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательно в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.

СИНЯЯ ШЛЯПА – связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? – этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

Комментарии учащимся даются в несколько упрощенной форме.

Черная шляпа в данном случае не используется, т.к. итог изучения темы должен быть позитивным.

Варвара РОМАНОВА, учитель граждановедения, Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте