search
main
0

Константин Хабенский научит юных петербуржцев свободе

Недавнее необычное собрание в школе № 285 Красносельского района Санкт-Петербурга обязательно войдёт в историю образовательного учреждения. Перед родителями, детьми и педагогами выступил… актёр Константин Хабенский. Но не в роли персонажа, а в роли руководителя детского творческого проекта. В октябре в школе планируется открытие «Студии творческого развития» при благотворительном фонде Константина Хабенского. О её работе, о том, кому в ней предстоит преподавать и заниматься, и рассказал знаменитый гость.

Целью этого проекта фонда Хабенский определил укрепление связи между поколениями, передачу культурных и духовных традиций, бесценного жизненного опыта – от старших к младшим – так, как это было во времена его детства.

– Существовало огромное количество театральных кружков, студий, школьных и народных театров, где находилось занятие всем – не только тем, кто выступал на сцене, – заметил актёр. – Многие известные творческие люди – те, кто сегодня добился успеха, начинали в маленьких любительских театральных коллективах: писали пьесы, учили роли, сочиняли музыку, создавали костюмы и декорации. От этого их детство становилось интересным и счастливым.  Наша цель – возродить уникальные театральные традиции, русскую театральную школу; оторвать подростков от подъездов и улиц, дать актёрам возможность передавать свои знания и опыт. Я и мои коллеги создавали студии творческого развития именно с этой целью.

Среди предметов, которые будут преподаваться детям в виде тренингов, уроков, лекций, творческих семинаров, Хабенский назвал сценическую речь, культуру речи, сценическое движение, танец, пластическое самовыражение, актёрское мастерство. При этом артист уточнил, что за время  обучения дети познакомятся лишь с малой частью занятий, которые проходят профессиональные актёры, и подчеркнул, что никакого натаскивания на поступление в театральный вуз не будет. Перед организаторами стоит более важная задача: выпустить свободных людей.

– Конечно, мы будем обращать внимание на того ребёнка, который выказывает актёрские задатки. За год работы студий уже создано видеопортфолио, где ребята, кто терпеливо прозанимался год, рассказывают о себе, о своих интересах и увлечениях. Это портфолио может посмотреть режиссёр и выбрать того или иного ребёнка на ту или иную роль, но это дело случая. Мы не ставим перед собой задачу сделать детей актёрами. Мы хотим, чтобы ребенок ходил на актёрское мастерство, которое подразумевает, в том числе, художественное слово, и которое мы бы хотели научить любить, ценить и представлять визуально, а также на сценическое движение. Владение словом и телом потом даст хороший результат.

Как выяснилось, в проекте уже участвуют и другие регионы.

– Мы начали проект в прошлом году – открыли студии в двух школах в Казани и Екатеринбурге, – пояснил Хабенский. – Я кинул клич, рассказал людям, которые занимаются меценатством в стране, и меня поддержали. Считаю, что это самое правильное и самое высокопроцентное вложение – вложение в наших детей. Проект стартовал в Екатеринбурге в апреле 2010-го года. Сейчас есть две школы в Казани, одна в Перми, Нижнем Тагиле, Воронеже, две в Петербурге, в Новосибирске. Есть ещё вакансия для Самары, Саратова, Уфы и Волгограда. Кто первым откликнется, туда и придём.

Когда у Хабенского спросили, чем отличается судия творческого развития от любой другой театральной студии, он ответил:

– В нашу студию никакого отбора и кастинга нет. Заниматься могут все желающие с пятого по десятый класс. Она бесплатная. Кроме того, это долгосрочный проект, такие вещи нет смысла запускать на один-два года. Я бы хотел, чтобы программа шла параллельно с учебной программой. По прошествии времени видно, что проект чрезвычайно интересный. Всё зависит от устремления детей. В Екатеринбурге, например, дети снимают кино, в Перми придумывают кукол для кукольного театра, в Казани создали бит-квартет.

Кстати, в Питере откроется еще одна студия фонда Хабенского – в 612-й школе. Актер пояснил, почему выбор пал именно на эти две школы.

– Когда я решил реализовать проект здесь, то позвонил депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга Павлу Анатольевичу Крупнику. Он предложил самые обычные дворовые школы. Я согласился. В элитных школах у  родителей есть возможность оплачивать дополнительные занятия для детей. В обычной школе родителям сложнее обеспечить ребенка какими-то занятиями для его развития. Поэтому мы начинаем с этих школ. Я хочу, чтобы родители захотели приводить детей не только в школы с золочённые полами и мраморными колоннами, но и в наши школы. Это будет самым главным показателем.

– Константин, чему вы, как артист, берётесь научить детей?

– Помимо освобождения и раскрепощения, мне кажется, нужно учить тому, чего сейчас нам всем не хватает, – человечности. Мы будем стараться это сделать, ведь актёры – это люди, которые достаточно часто беседуют со своим вторым «я», со своей душой. Мы постараемся сделать так, чтобы по окончании школы и студии, вышли люди, которые через какое-то время будут заботиться о нас с вами. Наша профессия – фантазировать и делиться с детьми этим умением, учить их смеяться, плакать, жалеть близких.

– А как будет выглядеть экзамен на человечность?

– Экзамен – это жизнь. Она проверит и подтвердит.

– Константин, а если в студию придёт ребёнок, который  мало что умеет, не имеет актерских способностей?

– Мы – люди терпеливые. Если ребёнок сидит и молчит, мы дождёмся того момента, когда он сам выйдет и начнет говорить. Нет неталантливых детей, нужно просто присмотреться и найти ту грань, которая заиграет.

Вообще, не нужно недооценивать детей и не нужно их жалеть. Они настолько хотят фантазировать, делиться, показывать, на что они способны, что эта нагрузка только на пользу. Общее образование и наша студия будут друг другу помогать. Учителя – учиться у детей. Надеюсь, ребята  начнут пользоваться своими навыками на уроке. И уже начали. У нас один мальчик даже вылечился от заикания, теперь выходит к доске и внятно и чётко отвечает, имеет своё мнение по истории, литературе. Если бы этого не произошло, я бы не стал заниматься проектом. По девяносто ребят осталось заниматься в студиях Казани и Екатеринбурге, и педагоги подходят и говорят, что детей просто не узнать. Они научились думать, свободно излагать свои мысли, общаться друг с другом.

– А будут ли востребованы потом нашим обществом свободные, думающие люди?

– Актёрскими методами общения, обучения, фантазирования, мышления мы будем готовить людей, которые будут, по крайней мере,  интересны себе. А если человек интересен себе, он будет интересен обществу.

Ответил Константин Юрьевич и на вопрос, зачем ему это нужно лично.

– Мне это интересно. Я могу помочь своим коллегам. Кроме того, проект ведёт за собой какую-то большую волну. И ещё, из студий будут выходить личности, и от того, сколько мы дадим им знаний, тепла, любви, фантазии, будет зависеть наша с вами старость.

Директор школы № 285 Дмитрий Соколов добавил, что и школа заинтересована в данном проекте:

– Концепция развития нашего учреждения предполагает, что мы являемся школой выбора. Каждый ребенок, независимо от социального статуса, материального благосостояния, интеллектуальных способностей, может иметь выбор образовательного маршрута. Ещё в 2002-м году мы решили, что школа должна стать центром досуга, развития, и наша задача на первом этапе заключалась в том, чтобы создать образовательное пространство, где ребенок мог бы сделать выбор. Следующей задачей стало  – расширить это пространство. Сегодня мы должны помочь организовать выбор ребёнку при  наличии множества  кружков, секций и т.д. Поэтому открытие студии творческого развития подпадает под нашу концепцию, чему мы искренне рады. Тем более мы совпали с Константином Юрьевичем в отношении к детям. Все вместе мы делаем  важное общее дело, и нам не всё равно, что останется после нас.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте