Я нас возвысить не хочу.Мы – послушники ясновидца…Пока в России Пушкин длится,Метелям не задуть свечу.Давид СамойловОдной из задач государственной программы «Столичное образование» на 2016 год является изменение образа молодого москвича как человека, не только обладающего необходимым для XXI века набором знаний и навыков, позволяющих ему быть успешным независимо от социального статуса и отрасли приложения сил, постоянно совершенствоваться в течение своей жизни, получая новые компетенции, но и соответствующего традиционному для России культурному коду.
Грамотное владение русским языком, умение выражать и отстаивать в диалоге свою точку зрения, знание произведений, составляющих основу отечественной и зарубежной литературы, уважение к российской истории, бережное отношение к Москве как родному городу, твердая гражданская позиция – черты, характеризующие выпускника системы образования города Москвы. Формированию будущего выпускника способствует весь образовательный и воспитательный процесс в школе в совокупности, немаловажной составляющей которого является конкурсное движение.Конкурс детского творчества «Пока в России Пушкин длится…» проводится в образовательных учреждениях Восточного округа с 2007 года. В течение двух лет наша гимназия №2200 является организатором и базовой площадкой конкурса не случайно, ведь главной целью конкурса помимо популяризации пушкинского наследия является приобщение обучающихся к отечественной словесности через содействие развитию интереса к чтению, читательского и исполнительского мастерства у школьников, создание условий для интеллектуального развития гимназистов через организацию учебной и досуговой деятельности. Ежегодно для актуализации конкурса объявляется девиз, который предлагает будущим участникам конкурса уделить особое внимание тому или иному событию в культурной жизни страны и общества. Например, 2010 год – «Литературный венок России (Пушкин и его окружение из числа писателей-юбиляров)», 2013 год – 300-летие Санкт-Петербурга, 2014 год был объявлен Годом культуры, потому в конкурсных работах участникам предлагалось уделить отдельное внимание вопросу о вкладе Пушкина в мировую сокровищницу искусства (привлекая другие виды искусства). 2016 год – Год российского кино, и в конкурсных работах в номинации «Искусствоведение» ребята уделили отдельное внимание экранизации наследия поэта в отечественном и мировом кинематографе. Количество участников конкурса растет с каждым годом, расширяется диапазон конкурсных номинаций. В конкурсе 2016 года приняли участие 430 обучающихся 5-11-х классов из 70 образовательных учреждений и 6 колледжей Москвы. Традиционными для конкурса стали следующие номинации: конкурс чтецов (чтение наизусть стихов А.С.Пушкина и о Пушкине), «Мой Пушкин» (стихи собственного сочинения), «Литературоведение», «Литературное краеведение», «Искусствоведение», конкурс литературно-музыкальных композиций, конкурс детского рисунка «Пушкин в изобразительном творчестве детей». В 2016 году в конкурс включена новая номинация: конкурс чтецов, исполняющих стихи А.С.Пушкина и стихи о Пушкине на английском, немецком и/или французском языках. В данной номинации успешно выступили более 70 обучающихся 5-11-х классов и студентов колледжей, которые своим прочтением доказали, что и на иностранных языках Пушкин звучит великолепно («Пушкин хорошо звучит даже на английском языке», «Вечерняя Москва» №67 от 18.04.2016). Партнерами конкурса и соорганизаторами в течение нескольких лет являются Комиссия по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, РОО «Независимая ассоциация словесников», РОО «Единая независимая ассоциация педагогов», Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка», Московский институт открытого образования и Московский финансово-юридический университет МФЮА. Яркость, эмоциональность и выразительность выступлений участников конкурса оценивают одновременно несколько составов жюри, сформированных из преподавателей и студентов МФЮА, лучших учителей словесности и иностранных языков города, сотрудников кафедры филологического образования МИОО. В качестве почетных гостей на конкурс приглашаются члены Союза писателей России и Московского союза журналистов.Особенные поэтические строки звучат в номинации «Мой Пушкин» (стихи собственного сочинения). У каждого свой Пушкин, свое видение поэта и его замечательной лирики. Посвящая ему стихи, дети пытаются объяснить, кем является для них и для России поэт:Пока в России Пушкин длится,Все еще может повториться:И скрип саней, и чьи-то лицаВ слезах заснеженной столицы.Пока в России Пушкин длится,Такое не должно забыться:Морозный день; следы, следы,И нет спасенья от беды.Ну что, скажите нам на милость,Свершить, чтоб все не повторилось?Чтобы не целились в поэта,Дающего нам столько света,Тепла и радости, любви!Полина Пекурова, 10 летПо итогам конкурса в номинации «Мой Пушкин» издается альманах со стихами – дипломантами конкурса. Информационная поддержка конкурса осуществляется на официальном сайте гимназии №2200 http://gymnasium2200.mskobr.ru/, на сайтах Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» http://uchitel-slovesnik.ru, Независимой ассоциации словесников города Москвы http://aurilm.blogspot.ru/.Всех, кому интересно литературное наследие Александра Сергеевича Пушкина, кто является любителем и поклонником русской словесности, истории нашей страны, всех, кто считает, что «…за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в литературное наследие», приглашаем на десятый, юбилейный, конкурс детского творчества «Пока в России Пушкин длится…», который пройдет 6 апреля 2017 года в ГБОУ «Гимназия №2200». Ведь, по определению Ю.М.Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По-настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они «идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим».
Екатерина Маркова, директор гимназии №2200;Ирина ГРИБ, заместитель директора гимназии №2200
Комментарии