Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Конкурс «Воспитатель года»: вчера, сегодня, завтра. Проблем много, решаем сообща, главное – чтобы дети были здоровы

Учительская газета, №42 от 16 октября 2012. Читать номер
Автор:

1 октября завершилась процедура подачи заявок на конкурс «Воспитатель года-2012». В этом году он проводится уже в третий раз. Конкурс «Воспитатель года», пожалуй, один из самых молодых на всероссийском уровне. Но, несмотря на столь «детсадовский» возраст, у него уже есть и история, и традиции, и даже инновации.

Стоит начать с того, что появление конкурса – результат достаточно серьезной и планомерной работы Министерства образования и науки и Общероссийского профсоюза образования по исследованию ситуации в дошкольном образовании в условиях модернизации и перспектив развития НППО. Результаты мониторинга показали необходимость привлечения внимания власти и общества к проблемам дошкольного образования и их всестороннего обсуждения с целью изменения существующей ситуации.В 2009 году Минобрнауки России, профсоюз совместно с партией «Единая Россия» и Союзом женщин России, возглавляемым на тот момент заместителем председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Екатериной Лаховой, впервые за последние 80 лет провели Всероссийский форум работников системы дошкольного образования. Участники форума не только обозначили проблемы, стоящие перед системой дошкольного образования, но и, изучив опыт регионов и отдельных дошкольных образовательных учреждений по их решению, составили около 150 предложений по развитию системы дошкольного образования в России, которые были направлены в адрес органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней.Здесь же, на форуме, остро прозвучал и вопрос повышения статуса работников дошкольного образования, необходимости формирования в обществе позитивного отношения к профессии воспитателя. Большие нарекания были высказаны в адрес СМИ, которые это общественное мнение и формируют. Участники отмечали, что пресса и телеканалы зачастую позиционируют детский сад как место, где собраны взяточники, где организация содержания и обучения детей находится на низком уровне, а воспитатели низкокультурные, безграмотные тетеньки, собранные из бывших союзных республик в так называемые педколлективы по одному принципу – лишь бы согласились работать за столь низкую зарплату. Единственно в чем правы журналисты, соглашались участники форума, это в отношении заработной платы работников ДОУ. Она действительно чрезвычайно низкая и не соответствует ни уровню выполняемой работы, ни требованиям, которые стоят перед ДОУ. И проблемы в содержании и обучении тоже есть, но не по вине педколлективов…Идея проведения Всероссийского конкурса «Воспитатель года» возникла в профсоюзе в том числе и из-за желания защитить честь и достоинство работников ДОУ, представить общественности высокий профессиональный уровень работников детских садов и привлечь внимание к проблемам, которые есть в системе дошкольного образования. Но конкурс – это еще и часть системы повышения квалификации педагогических работников, предоставление возможностей для их профессионального и личностного роста, площадка для обмена опытом работы. Поэтому сразу же после форума, получив поддержку Минобрнауки России, в Общероссийском профсоюзе образования приняли решение учредить и провести в 2010 году Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года». Провести именно в Год учителя, показав тем самым, что дошкольное образование часть общей системы и что учитель, педагог заслуживает внимания и почтения вне зависимости от того, где он работает – в садике, школе или вузе.Первый конкурс стартовал в ноябре 2010 года. В конкурсе приняли участие представители 64 регионов. Для нераскрученного конкурса – значительное число участников, что наглядно продемонстрировало его востребованность. Здесь следует отметить и качественный состав участников – воспитатели, прибывшие на конкурс, имели не только опыт работы в ДОУ, но и специальное педагогическое образование – 80% – высшее, и соответственно 20% составили выпускники педагогических колледжей. Такой же высокий уровень профессиональной подготовки был и у участников 2011 года. А это пусть не абсолютный, но показатель того, что в наших садах работают высококлассные специалисты. Достойный ответ на язвительный вопрос журналистов: «А давайте-ка посмотрим, кто воспитывает наших детей в садах?»Пригласить первый, а затем второй Всероссийский конкурс «Воспитатель года» решилась Московская область. Областное министерство под руководством Лидии Антоновой оказало огромную помощь в организации и проведении всех конкурсных мероприятий, а на закрытие конкурса воспитатели России были приглашены в Дом правительства МО. Даже логотип конкурса «Жемчужина в раковине» подарили участникам воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада №25 и 27 города Московский Ленинского района, тогда еще – Московской области. Каким образом? Когда организаторы конкурса знакомились с дошкольными учреждениями, которые вызвались принять у себя конкурсантов, старшие детишки, естественно, проявили любопытство: «Зачем вы к нам пришли?» Конечно, пришлось рассказать, что воспитатели со всей нашей Родины станут гостями их садиков и будут участвовать в конкурсе, и что символом такого состязания выбрана жемчужинка в раковине, и что… «А мы тоже хотим участвовать в конкурсе!» – заявили ребята. И тогда организаторы, уже изрядно намучившись с дизайнерами, которые отрисовывали логотип конкурса, предложили ребятам стать участниками конкурса на лучший логотип. Что такое логотип, дети, конечно, не очень четко понимали, но зато объяснили замечательно: «Логотип – это то, что всегда сначала и впереди». Именно детские рисунки и надписи легли в основу логотипа Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Так что история конкурса начала слагаться задолго до его начала.Тогда же, в 2010 году, сразу же после окончания конкурсных мероприятий, создания всероссийского клуба «Воспитатель года», была заложена традиция послеконкурсного движения. Конечно, клуб «Воспитатель года» виртуальный, но дела его реальны. Клуб содействует профессиональному общению работников ДОУ, дает возможность как участникам конкурса, так и их коллегам обменяться опытом, поучаствовать в социологических опросах, обсуждениях актуальных проблем образования и мероприятиях клуба. Например, в 2010-2011 гг. в рамках клуба проводился творческий конкурс на лучшую символику и название клуба, победители которого были приглашены на финал второго конкурса «Воспитатель года». Казалось бы, какая польза от такого рода конкурса? С победителями понятно – признание и приглашение в Москву, но что он дал другим участникам? Оказывается, многое. На форуме клуба этот вопрос обсуждался, и вот какие мнения были высказаны: конкурс дал возможность попробовать свои творческие силы, оценить свои возможности; есть и прямое практическое применение от участия в нем – смогли красочно и наглядно презентовать проект, оформили свое ДОУ; конкурсные материалы легли в основу оформления группы, дизайна сайта…В этом году по инициативе клуба проводится конкурс на лучший сайт дошкольного учреждения. Целесообразность такого конкурса очевидна. Информационная открытость – необходимое условие развития любого образовательного учреждения. Итоги будут подведены до начала финала конкурса «Воспитатель года-2012», победитель получит грант на развитие сайта ДОУ, председатель профкома ДОУ – победитель в номинации «Лучшая страница первичной профсоюзной организации ДОУ» – приглашение на обучающий семинар и участие в финале конкурса «Воспитатель года-2012».Любой профессиональный конкурс включает в себя традиционный набор конкурсных мероприятий, количество победителей и систему их определения. «Воспитатель года» не исключение. Все участники конкурса презентуют свой опыт работы и проводят учебное занятие с детьми. 10 участников, набравших наибольшее количество баллов по итогам этих испытаний, продолжают соревнование за звание абсолютного победителя конкурса в следующем туре. В 2010 и 2011 гг. таким экзаменом стало обсуждение актуальных образовательных проблем в рамках круглого стола, на котором, по мнению оргкомитета конкурса, участники могут наиболее полно раскрыть свои профессиональные, личные и лидерские качества. Например, в 2011 году к обсуждению были предложены такие темы: «Миссия воспитателя XXI века», «ФГОС для ДОУ. За и против», «Должен ли воспитатель «воспитывать» родителей?» и «Особенные дети, как с ними работать?». Темы достаточно серьезные, требующие от участников не только методической, но и общекультурной осведомленности.Абсолютным победителем конкурса 2010 года была признана Юлия Маляшок, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №123, г. Мурманск. Надо отметить, что Юлия Александровна поразила жюри, участников и зрителей конкурса не только профессиональными талантами. Она увлекается живописью и фотографией, пишет стихи и песни. А еще она призер соревнований по технике водного туризма.В 2011 году главный приз конкурса «Хрустальная жемчужина» достался Наталье Помпеевой, учителю-логопеду детского сада комбинированного вида «Снежинка», г.п. Новоаганск (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра). В ее профессиональном багаже – Сызранское педагогическое училище (дошкольное воспитание), Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова (дошкольная педагогика и психология) и Новосибирский государственный педагогический университет (коррекционная педагогика и психология). Так и хочется воскликнуть: «Вот какие интересные люди работают в наших детских садах!»В 2012 году, учитывая пожелания учредителей и участников конкурса, в мероприятия, определяющие 10 лауреатов, войдет заочное конкурсное испытание «Интернет-ресурс». Участники конкурса размещают на личном интернет-сайте, в блоге или на личной странице, находящейся на одном из образовательных интернет-ресурсов (сайте дошкольного образовательного учреждения, городского методического центра и т. п.), методические и (или) иные авторские разработки, отражающие опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет. А в следующем туре лауреатов ждет не только круглый стол, но и мастер-класс, который они проведут с аудиторией взрослых. В этом испытании, тему которого участники выберут самостоятельно, они смогут продемонстрировать конкретный методический прием, метод, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающие современные тенденции дошкольного образования. Это конкурсное задание будет транслироваться в режиме реального времени, а затем выложено в сети Интернет. Таким образом, методика воспитания и обучения от лучших воспитателей России станет доступна всем работникам системы дошкольного образования. А виртуальными участниками третьего тура конкурса смогут стать не только воспитатели, но и широкая общественность, родители, СМИ. А это немаловажно, так как одна из целей конкурса, определенная учредителями конкурса – Общероссийским профсоюзом образования и Министерством образования и науки РФ, – «формирование позитивного общественного мнения о профессии педагога дошкольного образовательного учреждения и утверждение приоритетов дошкольного образования в обществе».В 2012 году Всероссийский конкурс «Воспитатель года» пройдет в Москве. Это не случайно – конкурс утвердился как федеральное мероприятие, и где, как не в столице РФ, следует его провести? В этом году на конкурс прибудет более 60 участников. Следует отметить, что от других образовательных конкурсов «Воспитатель года» отличает его гендерный состав. По понятным причинам в соревновании за главный приз – «Хрустальную жемчужину» – принимают участие только женщины. Но не бывает правил без исключений. В 2010 году в конкурсе принял участие и представитель сильного пола – Сергей Куранов, руководитель физической культуры центра развития ребенка – детского сада №22 Иванова, он вошел в десятку лауреатов. А в этом году конкуренцию представительницам прекрасного пола составят Святослав Почкаев, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №161 из Твери, Василий Лукьянец из Кемеровской области и Аркадий Афонский, представляющий дошкольное образование Республики Саха (Якутия). И кто знает, может быть, если не в этом, так в следующих годах на пьедестал «Воспитателя года» взойдет мужчина?Учредители и организаторы конкурса довольны своим детищем. Конкурс набирает обороты, совершенствуется, ширится послеконкурсное движение… Но немаловажно и интересно мнение самих участников Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Общероссийский профсоюз образования обратился к участникам прошлых лет с просьбой принять участие в опросе, чтобы узнать, достигает ли конкурс «Воспитатель года» поставленной цели, какие изменения следует внести в процедуру, чтобы конкурс приносил большую пользу как развитию дошкольного образования в целом, так и каждому участнику, какие интересные проекты и мероприятия следует предложить участникам конкурса разных лет и их коллегам. И конечно, были заданы самые главные вопросы: что послужило причиной для участия в конкурсе? Что он дал и как изменилась жизнь после участия в финале конкурса? Изменил ли конкурс отношение власти и общества к профессии воспитателя, проблемам дошкольного образования?Думается, что ответы даже нескольких участников конкурса дадут более полное представление о конкурсе, его значении для работников ДОУ, о перспективах развития и изменениях конкурса, которые обязательно будут основываться на уже созданных принципах и традициях.Плешкова Татьяна Михайловна (Липецкая область), 2010 год:- На участие в конкурсе меня подтолкнуло желание повысить свою профессиональную компетентность, расширить свои знания и кругозор, поделиться опытом с коллегами, поэкспериментировать с новыми идеями, для того чтобы быть интересной детям и их родителям и, конечно, для того, чтобы повысить престиж нашей профессии. Моя послеконкурсная жизнь, конечно же, изменилась – я заслужила уважение своих коллег, родителей. Была награждена грамотой, печаталась в прессе. Стала изучать различные инновационные методы своих коллег и активно их применять в своей работе. Я также считаю, что конкурс способствовал изменению отношения к дошкольному образованию. В настоящее время власти проявляют заботу о дошкольном образовании (расширяется сеть дошкольных учреждений, тем самым повышается охват детей дошкольным образованием; повышается зарплата, учреждения оснащаются инвентарем и оборудованием). Во всяком случае такие изменения происходят в нашей области.Пенькова Юлия Михайловна (Республика Марий Эл), 2010 год:- Конкурс – это возможность поделиться результатами своей работы и узнать, над чем работают другие воспитатели. Если быть до конца откровенной, то могу сказать, так как я мама троих детей, то всю мою жизнь в основном можно передать двумя очень емкими понятиями – детский сад, дом. Проблем много, решаем сообща, стараемся, чтобы было весело, уютно и, главное, чтобы были здоровы дети – и дома, и в детском саду. И, казалось, больше ничего и не надо. О том, чтобы выйти на такой уровень общения, я и не помышляла. Просто к тому времени уже был накоплен некоторый материал по исследовательской деятельности, который оказался новым и был интересен многим воспитателям нашего города. Мне предложили рассказать о своем опыте уже на всероссийском уровне. Так я стала участником конкурса 2010 года. Сказать, что конкурс сильно изменил мою жизнь, не могу. Все осталось по-прежнему: работа и дом, но немного с другими взглядами на происходящее вокруг. Жаль, что и отношение властей к нам не сильно поменялось. Может, мы еще недостаточно о себе заявили… Воспитатели – скромные люди, привыкли верить обещаниям и бесконечно ждать, когда что-то изменится. Обещали повысить зарплату, поменяв коэффициенты в начислениях… Но после подсчетов оказалось, что все осталось на прежнем уровне, у некоторых даже уменьшилась зарплата. Но мы работаем, несмотря ни на что, ведь рядом с нами дети. Они-то об этом ничего не знают и не должны знать. А еще хочется обратиться к организаторам конкурса: спасибо вам за конкурс, за то, что не забываете нас, спрашиваете наше мнение… Участие в конкурсе такого масштаба бывает в жизни только раз. В памяти сохранились все моменты, постоянно их прокручиваю в голове, задаю себе разные вопросы, что-то отвечаю… А это значит, что мероприятие было ярким и грандиозным!Овсянкина Анастасия Александровна (Псковская область), 2011 год:- К участию в конкурсе меня подтолкнули творческий интерес, желание взаимного обмена опытом с педагогами-дошкольниками из других регионов. И конечно, серьезные изменения произошли после конкурса – стала больше времени уделять методической работе, новым разработкам и авторским публикациям, расширился круг общения, наладились связи по обмену опытом, конкурс подтолкнул к дальнейшему самообразованию – я поступила в аспирантуру. Этот конкурс у меня позади, может быть, будут и другие… А будущим участникам «Воспитатель года» хочется пожелать, чтобы участие в конкурсе стало для них лишь одной из ступенек к творческим и профессиональным успехам, чтобы их профессиональные качества и способности всегда и везде оценивались по достоинству.Литвиненко Инна Михайловна (Республика Саха (Якутия), 2011 год:- Конкурс нужный, и понравилось многое – прием конкурсантов и сопровождающих, организация мероприятий, особенно в детском саду, где проводили педагогические мероприятия. Особо хочется отметить, что В.В.Путин присылал приветственный адрес конкурсантам, что много было откликов и публикаций в Интернете. Значит, конкурс способен достичь поставленных целей. Конечно, очень сложно в одночасье изменить отношение общества к профессии, но если идея конкурса будет продолжаться, я думаю, и власти, и общество изменят свое отношение к профессии воспитателя – самой мирной профессии на Земле. Спасибо Министерству образования и науки и профсоюзу! Здорово, что организация неравнодушна к педагогам дошкольного образования России. Но есть и замечания, хотелось бы, чтобы в будущем конкурсанты могли посещать педагогические мероприятия коллег, ведь конкурс – это еще и обмен опытом.Павлова Наталья Евгеньевна (Нижегородская область), 2010 год:- Конкурс – поддержка всем работникам дошкольных образовательных учреждений. На конкурсе я увидела, что профсоюз реально хочет помочь дошкольному образованию решить многие проблемы. Лично мне профсоюз дал возможность участвовать в конкурсе и познакомиться со многими талантливыми педагогами, повысить свою квалификацию, дал уверенность в себе. Хорошо, что общение после конкурса продолжается в рамках клуба «Воспитатель года» – я думаю, что данный проект дает уникальную возможность общаться коллегам из разных уголков нашей страны, обмениваться опытом, расширять профессиональные горизонты.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту