Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Конкурс как шок. Положительный!

В Волгограде подведены итоги первого тура конкурса «Учитель года»-2020
Учительская газета, №05 от 2 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Кажется, что нет ничего более невозмутимого, чем время. Оно идет себе и идет, устремив свои стрелки в то, что нам неведомо. Однако в конкурсные дни со временем творятся диковинные вещи: оно то тянется, заставляя мучиться ожиданием, то начинает ускорять свой ход, подгоняя и торопя. Кажется, лишь недавно все только начиналось, никто еще никого не знал, а прошла неделя – и вот разговоры за полночь, дружеские кофепития, прогулки с теми, кто стал близкими друзьями и единомышленниками. Это магия конкурса, его загадка, объяснить которую словами не получится. Нужно прожить и прочувствовать. И, может, поэтому, когда начинается оглашение результатов первого тура – объявление «пятнашки», нет драмы в душе, а есть радость за друзей.

Во всяком случае так говорят практически все конкурсанты, не прошедшие в «пятнашку» лауреатов. Например, как заметила учитель иностранных языков из Курганской области Елена Антропова, на конкурсе «Учитель года» она вообще не ощутила духа соперничества. Да его и не было, потому что было интересное и очень насыщенное общение с коллегами. Елена Валентиновна даже нашла этому любопытное определение. По ее словам, она получила положительный шок.

Учитель математики из Челябинской области Ильяс Габайдуллин согласен с мнением коллеги. Он признался, что всегда допускал: конкурсы, форумы (даже на уровне муниципалитета или региона) – это реальная возможность узнать что-то новое, но такой масштабный коворкинг, как конкурс «Учитель года», можно назвать поистине волшебным подарком судьбы. Хотя и Ильяс Гизатуллович, и учитель истории и обществознания из Республики Саха (Якутия) Роман Оконов уточнили: несмотря на то что конкурсных испытаний первого тура было меньше, чем в прошлые годы, испытание «Методическая мастерская» для них, к примеру, было более трудоемким, чем урок. Учителю все-таки ближе роль практика, чем тонкости теории.

В то же время члены жюри, а серьезные эксперты работали в 7 конкурсных группах, убеждены, что в этом году на главный педагогический конкурс действительно приехали региональные лидеры. В частности, один из членов жюри, абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2017 Илья Демаков, подчеркнул, что приятно было наблюдать за хорошей проработанностью того методического и практического материала, который привезли учителя. Кроме того, выяснилось, что некоторые конкурсанты оказались в данном статусе спонтанно и узнали о том, что будут представлять целый субъект Федерации, буквально за неделю до начала конкурса. Согласие приехать, безусловно, требует определенной смелости, но ни один из педагогов не подвел свой регион. Как выразился Илья Сергеевич, нынешний конкурс – это история про силу учительского духа, когда люди проявили чудеса внутренней мобилизации, да и, собственно, ситуация с ковидом тоже подтвердила то, что российские педагоги способны справиться с любыми трудностями.

Вообще на вечере, где была объявлена «пятнашка» лауреатов, самые нужные и самые добрые слова произносили члены жюри. Но, наверное, так и должно было быть, ведь именно эти люди были рядом с финалистами все первые дни конкурса, видели и оценивали педагогическое мастерство конкурсантов. Как сказала народный учитель России, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга Ройтблат, судить было непросто. В их экспертной группе даже шли серьезные дебаты, потому что все конкурсанты разные, у каждого свой подход, своя индивидуальность. Сложность выставления оценки, на взгляд Ольги Владимировны, как раз и говорила о высоком качестве подготовки учителей-лидеров. И проигравших на конкурсе, несомненно, нет. Ведь каждый из учителей вернется в свой регион другим человеком. Его возвращение – это продолжение его роста.

Абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2012 Александр Демахин в свою очередь добавил, что прошедшие дни действительно были предельно наполненными событиями, которые меняли всех – и членов жюри, и конкурсантов, и детей. Эти события были настоящими и яркими. Александр Александрович пожелал педагогам продолжения этих и профессиональных, и личных событий, поскольку, меняясь сам, человек меняет свою жизнь.
За что похвалил и поблагодарил конкурсантов абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2015 Сергей Кочережко, так это за то, что ни один из них не давал урок для жюри, для хайпа, для ролика в Ютьюбе, а вел свое занятие для детей, погруженный и увлеченный им. Кроме того, по словам Сергея Сергеевича, эти встречи с ребятами в тысячный раз доказали важность и необходимость живого присутствия учителя на уроке. Ни одна, даже самая усовершенствованная, искусственная система не сможет заменить жест, взгляд, интонацию человека.

Очень поэтично высказался о конкурсе абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2016 Александр Шагалов. Он не стал скрывать, что после объявления «пятнашки» ему в свое время было очень грустно, оттого что эти мгновения переживания всех вместе в этом месте и в этот час уже никогда не повторятся, ведь время, увы, безжалостно к настоящему. Но – вот парадокс! – чем дальше отодвигается прошедшее событие, тем ярче и ближе оно становится. Забываются трудности и хлопоты, а остается радость от воспоминаний и предстоящих встреч.

А встречи – это, пожалуй, самое приятное и самое необходимое, что дарит конкурс «Учитель года». Как пояснила член Большого жюри, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, так повелось, что в конкурсе все те, кто не вошел в «пятнашку», – «шестнадцатые». Просто они в этом беге на короткую дистанцию не первыми коснулись ленточки, но разве это поражение? С участия в конкурсе все только начинается. Вступая в большое пеликанье братство, разве можно остаться в стороне от многочисленных педагогических затей, идей, дискуссий, событий, проектов?! И «Учительская газета» всегда собирала и будет собирать под свое журналистское крыло тех, кто ценит, любит, развивает конкурсное движение.

К слову, за то, что конкурс дал потрясающую возможность стать частью масштабного педагогического события и увидеть опыт работы педагогов из всех регионов России, поблагодарила организаторов и участников конкурса председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина. По ее словам, все педагогическое сообщество Волгоградской области получило просто неоценимый подарок и приобрело новые точки роста.

Конкурсанты и члены жюри в свою очередь аплодисментами выразили свою благодарность волгоградским школьникам и учителям школы №55 «Долина знаний», где проходили испытания первого тура конкурса. Каждому финалисту дети помогали своей активной работой на уроке.

Но даже самые приятные минуты убегают в прошлое со скоростью спринтера. Останутся позади бессонные ночи и волнение у «шестнадцатых». «Пятнашка» победителей определена, и имена лауреатов оглашены в Детско-юношеском центре Волгограда. Им двигаться вперед, не сходя, сколько возможно, с дистанции. Растянется ли для них бесстрастное время или будет похоже на соколиный полет, никто не может предугадать. Зато можно с уверенностью утверждать: даже время не властно над желанием человека делиться счастьем с коллегами, с друзьями, с детьми. А конкурс – это счастье. В этом его тайна, но кому-то она открывается сразу, а кому-то – через… время.

Пятнадцать лауреатов:

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Вадим МЕЛЕШКО (фото), Волгоград


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt