Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Конкурс – это еще и повышение квалификации

УГ - Москва, №9 от 3 марта 2009. Читать номер
Автор:

В Зеленограде уже давно к конкурсу «Учитель года Москвы» относятся не как к шоу, а как к серьезному этапу профессиональной подготовки педагогов.

Каждый год Зеленоградский окружной этап конкурса «Учитель года Москвы» начинается с курсов повышения квалификации продолжительностью 36 часов. Основная задача курсов – знакомство педагогов с особенностями конкурса, конкурсными заданиями, требованиями к ним, психологически подготовить их к открытым конкурсным испытаниям. В этом году через курсовую подготовку прошли 54 педагога (2 группы). Им были предложены занятия по таким темам, как «Педагогическая мастерская как эффективная форма обобщения и трансляции передового педагогического опыта», «Профессиональный педагогический конкурс как форма повышения квалификации», «Психология публичного выступления. Основы психической саморегуляции. Способы создания и сохранения необходимого эмоционального состояния», «Художественно-педагогическая драматургия урока». Занятия проводили Игорь Агапов – директор школы №1151, председатель окружного жюри конкурса, Виктор Копцев – директор школы №1913, заместитель председателя окружного жюри, М.Осипенко – директор школы №1940, член окружного жюри, О.Ходаев заместитель директора ОМЦ, куратор профессиональных конкурсов в Зеленограде. Конкурс «Учитель года Москвы», считают в Зеленограде, – это не только соревнование, но и общение лучших педагогов. Поэтому курсовая подготовка предоставляет возможность педагогам еще до начала конкурсных испытаний начать профессиональное и личностное общение друг с другом.

Непосредственно перед началом проведения окружного этапа конкурса в школе №1151 прошел окружной парад педагогического мастерства для молодых специалистов, участников конкурса в рамках акции «Учителя года – учителям Зеленограда». Акция, которая в Зеленограде проведена в четвертый раз, дала возможность продемонстрировать свои знания, мастерство, педагогические находки лучшим, наиболее опытным педагогам округа и приглашенным учителям из других учебных округов Москвы. В этом году открытые уроки и 14 мастер-классов провели для более чем 200 педагогов округа призеры и победители московских городских конкурсов «Учитель года», «Педагог года Зеленограда-2008», лауреаты премии мэра Москвы в области образования, педагоги Зеленограда – победители конкурса в рамках ПНПО, а также учителя из Зеленоградского, Центрального, Западного, Юго-Западного округов Москвы и Козельска Московской области. Стало доброй традицией проводить все организационные мероприятия конкурса на базе школы №1940, где ежегодно набирается класс, ученики которого спрофилированы на педагогическое образование. В этом году в этой школе состоялась жеребьевка участников конкурса.

Первый этап конкурса – самопрезентация конкурсантов и проведение отрытого урока (45 минут в чужой школе и в незнакомом классе) – проходил в базовых школах округа №№718, 1703, 1739 и в гимназии №1528. На первом этапе открытые уроки оценивали предметные жюри, состоящие из методистов ОМЦ. В этом году в рамках конкурса впервые была учреждена отдельная номинация «Молодой педагог» для учителей со стажем работы менее трех лет. Они принимали участие во всех конкурсных мероприятиях наравне со старшими педагогами, самопрезентации молодых педагогов «Мой профессиональный выбор» проводились в течение двух дней на базе школы №1940. Все желающие смогли познакомиться с лучшими педагогами округа, их взглядами на образование, увлечениями. Таким образом, конкурс стал некой творческой системой повышения квалификации и самообразования для участников конкурса, членов жюри, учителей базовых школ. Самым главным испытанием на первом этапе стали открытые уроки, ведь одно дело провести открытый урок в своей школе со знакомыми детьми и совершенно другое – открытый урок в незнакомой школе и с незнакомыми детьми. Во время таких уроков и проявляются талант учителя, мастерство общения с учениками, методическая и дидактическая грамотность, психологическая устойчивость в любых ситуациях. Все открытые мероприятия прошли на очень высоком уровне. Необходимо отметить возросший уровень использования ИКТ в конкурсных мероприятиях и трудности для предметных жюри, для которых главное – не просмотреть среди конкурсантов тех «звездочек», на которых будет равняться весь округ.

К участию во втором этапе были допущены 20 конкурсантов, среди них четверо молодых педагогов. Конкурсные мероприятия второго этапа включали презентацию педагогом своего педагогического опыта и открытый урок с последующим самоанализом и вопросами жюри. Конкурсные мероприятия на этом этапе оценивало окружное жюри. Сложность первого задания заключалась в том, что необходимо в течение 10 минут исчерпывающе и интересно рассказать не о себе, а о своей педагогической системе работы. Здесь и эксперимент, и инновации, и ИКТ, и новые технологии, и находки, и работа классного руководителя, и многое другое, чем богаты наши учителя. Важно отметить, что многим конкурсантам удалось провести логическую связь между презентацией педагогического опыта и открытым уроком. Не менее сложным испытанием были открытые уроки, ведь условия проведения стали более жесткими. Продолжительность урока всего 30 минут, но за это время, кроме методической и психологической грамотности, нужно продемонстрировать изюминку своей педагогической деятельности, а после урока ответить на вопросы, которые намного сложнее, чем были на первом этапе.

Кульминацией проведения окружного конкурса стал выездной этап. Традиционно он проводится в течение нескольких дней и третий год проходит на базе Санкт-Петербургского филиала университета искусств и информационных технологий. На этом этапе необходимо было выявить тех трех учителей, которые будут представлять округ в финале городского конкурса «Учитель года Москвы», поэтому программа выездного этапа была максимально приближена к условиям городского финала конкурса. По итогам второго этапа к участию в выездном этапе конкурса были допущено 10 конкурсантов и два молодых специалиста. Кроме них, участие в конкурсных мероприятиях (но уже не как конкурсанты) принимали все участники второго этапа и участники конкурса «Психолог года». Конкурсанты продемонстрировали свои мастер-классы, продолжительность которых не должна была превышать 20 минут. Второй конкурсный день можно было бы назвать парадом педагогического мастерства и профессионализма. Ну в самом деле, разве просто за 20 минут научить решать сложные математические задачи или познакомиться с тонкостями работы литературного гения, автора «Мастера и Маргариты» Булгакова, рассказать, почему из перевернутого стакана не выливается вода? После мастер-класса конкурсанты приняли участие в другом конкурсном мероприятии – импровизационном задании, условно названном «Черный и белый оппонент». 12 конкурсантов по жребию объединялись по трое, в каждой тройке выступающий должен в течение минуты рассказать о технологии, в которой он работает, о каком-либо своем методе или педагогическом приеме, черный оппонент после тридцатисекундных размышлений должен был высказать критические замечания по высказанному, белый оппонент, наоборот, защитить позицию выступающего. Все конкурсанты с честью выдержали это испытание. Третий день начался с мастер-классов молодых педагогов (стаж работы до трех лет). Молодые учителя мало в чем уступили мастерам, а в чем-то даже превосходили своих «взрослых» коллег. Сразу после мастер-классов молодежь выполняла два импровизационных задания. И если первое в основном касалось методики и технологий, то второе задание было больше ориентировано на понимание целей и задач сферы образования в целом. Завершало конкурсную программу третье импровизационное задание «Внимание: вопрос». Вот уж где проявились находчивость, эрудиция, широта кругозора, чувство юмора молодых конкурсантов! Торжественная церемония закрытия конкурса стала красивым и трогательным праздником педагогического творчества. Начальник Зеленоградского окружного управления образования Анна Халева назвала имена победителей, это учитель русского языка и литературы гимназии №1528 Д.Булгаков, учитель физики школы №1913 Е.Полтанова, учитель русского языка и литературы школы №1151 Н.Филимонова. В номинации «Молодой специалист» победителем стала учитель начальных классов школы №923 Е.Моисеенкова. Но на этом выездной этап конкурса не закончился. К работе приступили тренеры: для подготовки педагогов к участию в городских испытаниях в округе в прошлом году был создан тренерский совет, в состав которого вошли представители окружного оргкомитета и жюри конкурса.

Окружной этап конкурса «Учитель года Москвы-2009» завершился. Осталось провести торжественную церемонию награждения победителей и участников всех профессиональных педагогических конкурсов, на которой будет названо имя лучшего педагога – педагога Зеленограда-2009.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту