Школа «Технологии обучения» уже более пятнадцати лет является организатором инклюзивного конкурса чтецов и проектов для учеников 1-6‑х классов.
Начинался конкурс как мероприятие внутри одного класса, но довольно быстро перешагнул пределы классов одной школы и объединил ребят из центров дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья нашей страны – стал всероссийским. Затем мы пригласили к участию всех школьников, которые любят и хотят читать стихи. На наше удивление, заявки на участие в конкурсе пришли не только от ребят с ОВЗ, но и от школьников из других школ. География конкурса стала разрастаться и вышла за пределы нашей страны.
Вот уже десять лет конкурс является международным. Преград для участия в нем нет ни для кого: заявку может подать любой взрослый – не обязательно учитель, но и родители, руководители кружков. Конкурс построен на бесплатной основе, чтобы на пути к чтению у детей не было барьеров. Главное одно – хотеть читать, заниматься творчеством, быть любопытным и любознательным. Теперь в конкурсе каждый год участвуют от 800 до 1000 ребят разных возрастов из разных населенных пунктов и разных стран.
Главными задачами мы определили для себя создание условий, при которых ребята с ОВЗ получили бы широкий круг содержательного общения, чтобы они ознакомились с большим количеством литературных произведений, семьи поддержали бы детей в становлении читательской биографии, чтобы все получили удовольствие от встречи с литературой.
Изначально мы видели конкурс скорее фестивалем чтения, однако одним из сильнейших мотивов для самих детей является соревнование, поэтому мы решили идти за первоначальным мотивом, углубляя его. Первый этап конкурса мы назвали «Поисковый». В нем школьники знакомятся с произведениями, а в ходе знакомства у них формируется умение выполнять поисковую деятельность.
Каждый участник может прислать организаторам столько произведений по теме, сколько сумеет найти, за каждое найденное неповторяющееся произведение начисляется балл. Такие условия, конечно же, стимулируют ребят искать, читать, отбирать, присылать свои находки. По ходу этого этапа организаторы дают советы взрослым о том, как его организовать: в рамках внеклассного чтения, походы в библиотеки, приглашение на творческие встречи с детскими писателями, рекомендации родителям по организации детского чтения дома. В результате поискового этапа каждый год собирается целая подборка произведений, которой впоследствии может пользоваться каждый. Хорошим признаком является то, когда ученик меняет первоначальный выбор в пользу другого произведения, так как в этом он проявляется как автор своего свободного решения.
Второй этап – чтение произведения, которое предварительно выкладывается на специальном сайте. Третий этап – открытое голосование, в котором может принять участие абсолютно любой человек. Члены жюри голосуют наравне с маленькими участниками, важен голос каждого. А нам важно то, что на этом этапе дети продолжают слушать и знакомиться с разными произведениями, именно так формируется читательский кругозор. Открытое голосование становится своеобразным обучением не только тому, что такое выразительное чтение, но и толерантному отношению к сопернику, пониманию того, что чтецких интерпретаций может быть много, при этом они не все становятся в ряд «хуже – лучше».
При подсчете голосов перед финалом оргкомитет конкурса отбирает в каждой возрастной группе четверых, набравших наибольшее количество баллов, и одного с наименьшим количеством. Так возможность пройти в финал получают те ребята, которые обычно никогда в своей школьной жизни не попадают в призеры или победители. Такой ход помогает детям поверить в себя, стремиться к лучшим результатам, но самое главное – войти в мир литературы, начать читать с удовольствием. Мы знаем немало примеров старта читательской активности, начавшейся именно с попадания в финал конкурса.
Особенным своим достижением мы считаем разработку идеи групп чтецов. В нашем конкурсе принимают участие «олимпийцы» (то есть ребята, не имеющие ограничений по здоровью), «паралимпийцы» и чтецы из специальной группы. В последней группе соревнуются ребята, имеющие выраженные нарушения звукопроизношения, те, кто обычно не попадает в конкурсы в связи с этой особенностью. В идее групп соревнующихся есть перекличка с тем, как поступают в вузы абитуриенты.
Финал конкурса становится большим книжным праздником. В этом нам очень помогают коллектив Российской государственной детской библиотеки, каждый год открывающей для финалистов двери, и ассоциация «Растим читателя», предоставляющая призы для финалистов. Попасть в финал – это попасть на яркое событие, где все связано с книгой. На финал многие ребята, живущие довольно далеко от Москвы, специально приезжают, чтобы окунуться в атмосферу праздника и испытать эмоции от финальных соревнований.
Конкурс живет так давно, что некоторые наши финалисты, повзрослев, оказываются помощниками своим младшим братьям и сестрам, начинающим этот путь, – участвуют в фестивале чтения, где каждое прочитанное в поддержку конкурсанта произведение приносит ему балл.
Вовлечение в процесс чтения осуществляется также за счет второй важнейшей линии – проектной, в ходе которой ребята определяют тему проекта, разрабатывают его, готовят представление и, если проект попадает в финал, получают возможность защитить его перед широкой публикой и профессиональным жюри. Яркие театральные и музыкальные проекты становятся украшением центральной площадки финала. Интересным для нас опытом стало то, что одна из учительниц, много лет участвующая в конкурсе, разработала чат-бот для поддержки детей в ходе работы над проектом. Этот локальный опыт мы планируем сделать достоянием всех участников.
О конкурсе можно было бы еще многое рассказать, но, наверное, лучше один раз увидеть и поучаствовать! Ждем вас в следующем году! Приходите, читайте, играйте, соревнуйтесь! Следить за событиями конкурса можно в нашем информационном телеграм-канале.
Юлия РЯЗАНОВА, учитель начальных классов школы «Технологии обучения»
Комментарии