search
Топ 10

Конкурс

На каждую рукопись – по два рецензента

Не секрет, что сегодня наша школа нуждается в новом поколении учебников. Также не секрет то, что в государстве денег на это дело нет. Тем не менее сейчас появилась возможность приступить к решению этой задачи. А предоставлена она была Мировым банком, который выделил нашему правительству кредит на реализацию Инновационного проекта развития образования. Одним из двух компонентов проекта является компонент “Учебное книгоиздание”, в рамках которого реализуется программа “Создание на конкурсной основе учебной литературы нового поколения”.

О самом проекте и конкретно об этой программе уже неоднократно писалось в “Учительской газете”. Причем разъяснялись не только цели и задачи программы, но и механизм ее реализации. Тем не менее время от времени раздаются голоса о том, что решения, принимаемые Экспертной комиссией, носят порой необъективный характер. В этой связи хотелось бы еще раз, исходя уже из опыта проведенных отборочных туров, показать, как работают конкурсные процедуры, применяемые в данной программе на практике. Надо заметить, что процедуры эти или, иначе говоря, технология конкурсного отбора, применяемая при реализации проектов, финансируемых Мировым банком, намного строже и продуманнее тех, которые применяются при реализации аналогичных проектов, осуществляемых другими отечественными и международными организациями.

Итак, главными задачами, которые должна была решить реализация программы “Создание учебной литературы нового поколения”, были: закрытие лакун, существующих в нашем школьном учебном книгоиздании; разработка и выпуск учебной литературы в соответствии с новыми программами и методиками; поддержка издательств и, наконец, отработка нового механизма взаимодействия авторов, издательств, Федерального экспертного совета и Министерства образования.

Для их решения была выбрана следующая технология. На первом этапе авторы новых учебников должны были представить на суд Экспертной комиссии заявки, содержащие пробную главу и концепцию построения учебника и курса. При этом они выступают под присвоенным им кодом, так что эксперты, оценивающие ее, до самого последнего момента не могут узнать, кому она принадлежит. В первом туре рукописи проходили экспертизу согласно критериям, о которых мы уже писали на страницах газеты.

Второй тур поставил перед экспертами, участвующими в программе, ряд неожиданных вопросов. Например, некоторые рукописи, весьма интересные и удачные сами по себе, оказались не рассчитанными на массовую школу. Порой из всех рукописей, представленных на конкурс, эксперты не могли выбрать ни одной достойной. В этом случае номинация, по которой конкурс не состоялся, будет перенесена на следующий год. Тем более что подобные конкурсы предполагается проводить ежегодно в течение пяти лет реализации проекта.

Но бывали случаи и прямо противоположные, когда положительные оценки рецензентов получали сразу несколько рукописей. В таких случаях приходилось прибегать к мягкому рейтинговому голосованию, во время которого и определялась рукопись-победитель.

Самые сложные ситуации возникали тогда, когда мнения рецензентов кардинально расходились. И тогда приходилось прибегать к мнению третьего рецензента, которого назначала Экспертная комиссия.

Здесь нужно напомнить, что на каждую рукопись приходилось по два рецензента: один – теоретик, ученый или преподаватель вуза, другой – практик, школьный учитель или методист. Пятнадцать членов Экспертной комиссии были подобраны на межведомственной основе: в нее вошли как представители РАО и других академических и учебных институтов, так и представители Министерства образования, Комитета по печати, издательств и школ.

После того как третий рецензент выносил свое решение по спорной рукописи или рукописям и определял рукопись-победитель, последняя еще раз проходила обсуждение уже на уровне Экспертной комиссии. Однако и мнение Экспертной комиссии не было окончательным, так как последнее слово оставалось за Экспертным советом, который выносил свой вердикт, причем порой отличный от мнения комиссии. Таким образом, прежде чем быть утвержденной, рукопись проходила многослойное сито отбора.

Кроме того, в апреле прошлого года Экспертный совет получил письма от авторов коллективов – четыре рукописи учебников по начальной школе и рукопись “Математика для 5-го класса”. Они полностью соответствуют критериям, объявленным в конкурсе. Но так как у их авторов уже был заключен договор с издательством, они были допущены на безгрантовой основе. В итоге рецензенты признали эти учебники качественными, и им также было присвоено звание победителей. Однако ни авторы, ни издательства не получат грантовой поддержки.

Другой конкурс в рамках программы проводился уже среди издателей. В настоящее время учебное книгоиздание стало для них в финансовом плане довольно привлекательным. Поэтому неудивительно, что сегодня в этой области работают порядка шести десятков фирм. Задача, стоящая перед Экспертной комиссией, заключалась в том, чтобы отобрать из них те, которые наилучшим во всех смыслах образом справились бы с изданием отобранных на конкурсе рукописей.

Кроме того, на издательства, участвующие в конкурсе, изначально накладывалось одно ограничение – каждое из них могло не претендовать больше чем на 25 процентов победивших рукописей. Таким образом ставилась преграда попыткам любого издательства монополизировать издание конкурсных учебников.

В основу отбора издательств Экспертной комиссией был положен ряд критериев, таких, к примеру, как стаж работы, качество выпускаемых им книг, количество книг в Федеральном комплекте, отзывы об их книгах в СМИ и т.д. Кроме того, мы изучали образцы их продукции, можно сказать, в натуральном виде. Для этого воспользовались возможностями Комитета по печати, в который отправляются сигнальные экземпляры всех книг, выпускаемых всеми российскими издательствами.

Однако, отбирая издательства, комиссия ориентировалась не просто на формальное соответствие его показателей заданным на конкурсе критериям. Так, в счет им шел не формальный стаж их прежней книгоиздательской деятельности, но стаж деятельности именно в сфере учебного книгоиздания. Но и это не все. Издатель должен был иметь опыт самостоятельной работы – соиздательство в счет не шло. Кроме того, мы учитывали не только то, насколько продукция издательств-претендентов отвечает принятым санитарно-гигиеническим нормам, но и то, насколько умело оно может конструировать книгу с художественной точки зрения.

Одним словом, требования, предъявляемые к ним, были многообразны и довольно жестки. И в результате из 23 издательств, подавших заявки на конкурс, было отобрано 11.

После того как определились победители конкурса рукописей и издательств, начался этап по их соединению друг с другом. По условиям конкурса автор рукописи может выбрать издательство из списка, рекомендованного Экспертной комиссией, по собственному усмотрению. Однако Экспертный совет мог и не согласиться с выбором автора. Это происходило тогда, когда автор выбирал издательство, которое уже к этому моменту заключило договор более чем с шестью авторскими коллективами, так как по условиям конкурса ни одно издательство не может получить более 25% победивших рукописей.

Но, даже после того как все авторы разошлись по издательствам и последние приступят к работе над рукописями, работу над первым туром программы нельзя считать завершенной. Во-первых, сейчас издательства начинают приносить нам свои оригинал-макеты и калькуляцию этой части работы. Исходя из этого, мы можем убедиться, насколько правилен был наш выбор и какие из них в следующем году, возможно, уже не станут участниками нашей программы.

Кроме того, нам будет интересно посмотреть, как издательства будут работать по продвижению книг, изданных ими в рамках данной программы. В России 89 региональных и свыше двух тысяч районных органов управления образованием, до которых должна дойти информация об этой учебной литературе. Как издательства будут решать эту задачу: рассылать материалы в каждое из них, созывать совещания с их участием, давать рекламу в бумажных и электронных СМИ, какая из этих форм работы окажется наиболее эффективной, неизвестно пока ни нам, ни, наверное, самим издателям. Поэтому результатов ее мы будем ожидать с особым интересом.

Во-вторых, незаконченной мы считаем работу не только с издателями, но и с рукописями. Дело в том, что, в отличие от других программ и проектов в области учебного книгоиздания, мы стремимся к тому, чтобы учебники, выпущенные в рамках проекта Мирового банка, получили не просто одобрение, но и поддержку Министерства образования. Поэтому мы будем считать свою работу по созданию новых учебников окончательно законченной только тогда, когда они получат не просто рекомендацию министерства, но войдут в Федеральный комплект, тем более что одной из главных задач программы является именно закрытие прорех в последнем. На сегодня 9 из 26 победивших рукописей вошли в Федеральный комплект 1999-2000 гг.

Несмотря на то, что одна из основных целей программы – “закрытие лакун” в Федеральном комплекте, мы отдаем себе отчет, что абсолютного попадания быть не может. Ни один конкурс не гарантирует стопроцентного качества победивших учебников. Нам кажется, что было бы неверно рассчитывать, что все конкурсные учебники войдут в Федеральный комплект. Ведь многие из них – совершенно новый тип учебной литературы, новая линия, новый взгляд на построение учебников в предметной области.

Валерий ПОЛЯКОВ, председатель Экспертной комиссии, вице-президент РАО;

Зоя НЕФЕДОВА, заместитель председателя Экспертной комиссии, зам.начальника Управления издательств и книжной торговли Госкомпечати РФ

P.S. Часть рукописей уже получила одобрение Федерального экспертного совета и грифы Минобразования России. Остальные рукописи пройдут повторное рассмотрение Федеральным экспертным советом в ближайшее время.

12 января 1999 года прошла встреча авторов, победивших в конкурсе, и представителей издательств, рекомендованных Экспертным советом конкурса. После того как авторы выберут себе издательство, по условиям конкурса им дается 3 месяца на создание части оригинал-макета и разработку бизнес-плана по продвижению учебника на рынке. Эти материалы будут оценены Экспертным советом, который примет решение о выделении гранта издательству на каждый из учебников-победителей конкурса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте