Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Конкурентов не боимся! Компетентностный подход в обучении информатике и информационным технологиям

Учительская газета, №15 от 20 апреля 2004. Читать номер
Автор:

Ключевые компетентности – это умения надпредметного характера, формирование которых должно происходить не на конкретном уроке при изучении отдельного предмета, а на всех предметах школьного цикла. К компетентностям данного направления можно отнести формирование умений обработки информации разного рода, понимания текстов, действия в группе и т.д.

Ежегодно среди выпускников лицея в рамках недели информатики проводится конкурс операторов ЭВМ в форме деловой игры , целью которого является формирование навыков самопрезентации в условиях конкуренции на рынке труда.

Для определения уровня сформированности ключевых компетентностей у учащихся, поступающих в наш лицей, используются анкеты «Как вы владеете познавательными умениями», «Как вы владеете интеллектуальными и исследовательскими умениями» и другие.

К обобщенным предметным умениям можно отнести умение решать классы задач в рамках предмета. Для выявления сформированности компетентностей данного направления были выделены следующие группы задач:

– умение создавать документы любого уровня сложности;

– умение обрабатывать числовую информацию с помощью динамических (электронных) таблиц, анализировать полученные результаты, представлять данные в графическом виде (диаграммы, графики и т.д.);

– умение разработать и создать базу данных для хранения информации в рамках задачи;

– умение искать необходимую информацию в базах данных, Internet, некомпьютерных источниках информации;

– умение представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок;

– умение разрабатывать программные средства, ориентированные на решение практических задач.

Что касается прикладных учебных умений и жизненных навыков, то проведенные исследования показывают, что более половины школьников (56%), поступающих учиться в лицей, в той или иной степени владеют навыками работы на компьютере, 77% из них имеют возможность заниматься дома. Несмотря на это, использование компьютера во внеурочной деятельности сводится к развлечениям.

Моя задача: привить учащимся навыки сознательного и рационального использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой жизни, научить их работать с готовыми программными средствами и создавать собственные программные продукты.

На уроках информатики компетентности формируются в три этапа:

Этап 1. Подготовительный. Решение задач с практическим содержанием.

Цель: формирование обобщенных предметных умений. Предлагается набор заданий, в результате выполнения которых учащиеся приобретают умения и навыки, позволяющие им решать задачи более сложного уровня на последующих этапах.

– Используя многоуровневый список, оформить план сочинения или реферата по предмету.

– Построить график функции.

– Оформить генеалогическое древо династии.

– Оформить объявление, используя предложенный образец.

– Оформить заявление, используя предложенный образец.

– Разработать программу для данного психологического теста.

– Разработать мультимедийную презентацию для сопровождения доклада «Устройства персонального компьютера»

Этап 2. Основной. Разработка творческих проектов с привлечением знаний из других предметных областей.

Цель: развитие исследовательских и проектировочных умений.

На данном этапе учащимся предлагаются задания творческого характера:

– Разработать и оформить рекламу учебного заведения, предприятия, учреждения.

– Разработать мультимедийный проект для использования его в выбранной предметной области. Учащиеся выбирают несколько областей применения мультимедийных презентаций. Например, образование, развлечения, предпринимательство и бизнес. После этого класс разбивается на творческие группы (по количеству предметных областей). Каждая группа определяет, как можно использовать мультимедиа в предметной области, выбранной группой. Результатом работы творческой группы должна стать мультимедийная презентация.

– Разработать программный проект для возможного применения его в учебном процессе. Это может быть обучающая, контролирующая, обучающе-контролирующая программа, интерактивный учебник, тест для психологической службы и т.д.

– Разработать базу данных для учебного заведения, которую может использовать приемная комиссия для занесения информации о поступающих в лицей. База данных должна быть разработана таким образом, чтобы пользователи, работающие с ней, имели доступ только к той информации, которая им необходима.

– Разработать электронную таблицу для обработки результатов обучения по четвертям, полугодиям, за год.

На этом этапе помимо обобщенных и прикладных предметных умений происходит формирование ряда ключевых компетентностей: интеллектуальных, познавательных, коммуникативных и других.

Этап 3. Закрепляющий. Моделирование жизненной ситуации.

Цель: развитие способностей применять полученные знания и умения в нестандартной жизненной ситуации.

Занятие проводится в форме деловой игры. В практике лицея №166 г. Омска есть несколько подобных уроков:

Деловая игра «Многопартийность в России. Выборы».

Данный урок проводился совместно с преподавателем обществознания. Учащиеся были разделены на группы: избирателей, агитационная, избирательный комитет, пресс-группа, координационный совет (в него вошли учителя). Каждая группа имела свои цели и задачи. В ходе урока школьники учились самостоятельно принимать решение. Их задача была: выбрать кандидата в депутаты, исходя из собственных взглядов, а также оценив его агитационную деятельность, материалы прессы и выступление на пресс-конференции.

Для проведения подобного занятия в классах с углубленным изучением иностранного языка была выбрана тема «Международный конкурс рекламы».

Еще одна деловая игра называется «Конкурс издательств». Участники объединились в творческие группы – издательства, для которых были придуманы названия. Задача каждого издательства – создать школьную предметную газету.

На подготовительном этапе конкурса ребята отбирали материал. Каждый ученик или группа школьников стали корреспондентами одной из рубрик. В их задачу входил подбор материала для рубрики, причем независимо от предмета. Например, в одном из классов были созданы три творческие группы и выбраны соответственно три предмета: математика, литература, история. Каждая газета должна была содержать следующие рубрики: «Из истории предмета», «Это интересно», «Готовимся к экзамену», «Наши учителя», «Юмористическая страничка». Соответственно при подготовке к уроку класс был разделен на пять групп, каждая подбирала материал для одной из рубрик по всем трем предметам. Собранный материал затем разделялся по предметам и предлагался ученикам непосредственно на уроке. Причем заранее не оговаривалось, какое издательство за какой предмет будет отвечать. Это решал жребий.

Второй этап – создание газет. Каждое издательство за время игры должно было придумать название газеты, из собранного корреспондентами материала отобрать тот, который войдет в данный выпуск, и непосредственно оформить номер.

Отдельная группа учеников была назначена организаторами конкурса. Их задача на уроке – придумать название конкурса и подготовить дипломы для победителей. Победителей выбирали все участники игры путем голосования.

«Поиск работы»

Ежегодно среди выпускников лицея в рамках недели информатики проводится конкурс операторов ЭВМ в форме деловой игры «Поиск работы», целью которого является формирование навыков самопрезентации в условиях конкуренции на рынке труда.

Суть игры заключается в том, что все ее участники являются кандидатами на должность оператора ПК некоторой «Компании».

Игра проходит в два этапа. Первый этап – подготовительный. Все претенденты на должность оператора ПК должны подготовить для работодателя свое резюме. Ученики знакомятся с планом составления и правилами оформления таких документов.

Второй этап игры проходит непосредственно в офисе «Компании». Все претенденты на должность оператора должны выполнить контрольное задание. Каждому участнику конкурса даются неправильно оформленный документ «Компании» и правила его оформления. На выполнение дается 20-25 минут. Каждый элемент документа оценивается определенным количеством баллов. Резюме также оценивается по нескольким критериям: правильность оформления и изложения материала, оригинальность. Победители игры определяются по сумме набранных баллов.

Людмила ПАНЧЕНКО, учитель информатики лицея №166 г. Омска, учитель года Омской области-2003


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту