search
main
0

Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться

Конфликты — естественная часть рабочего процесса. Но зачастую разногласия и личная неприязнь делают работу неэффективной и даже невозможной. Получив очередную порцию обвинений или «токсичности», хочется просто встать и выйти и из учительской, и из школы. Можно ли решить проблему иначе? Как вести себя с непростыми коллегами? Собрали рекомендации и примеры от экспертов Центра толерантности Еврейского музея — научно-методического центра в области психологии и педагогики.

Фото: stockking, Freepik

Комфортная среда не только для ребенка

Задача администрации любого образовательного учреждения заключается в том, чтобы создать комфортную среду не только для учеников, но и для преподавательского состава. Сложно представить себе ситуацию, когда учитель делится вдохновением с детьми, и в это же время в учительской подвергается травле. 

Конечно, педагог не может взять на себя всю ответственность за успехи ребенка и школы в целом: на детей одновременно влияют очень многие группы, начиная от родителей и заканчивая одноклассниками. Тем не менее, учительский коллектив просто не может тратить свой бесценный ресурс на осуждение, сплетни и ссоры, если страдают ценности безопасной и психологически комфортной среды. 

Как понять, что коллектив успешен, а администрация справляется со своими обязанностями? 

  • Успеваемость и показатели учеников, их удовлетворенность, вовлеченность и благополучие.
  • Эффективность воспитательной работы. Например, насколько оперативно классные руководители, школьные психологи и администрация включаются в процесс разрешения проблем, насколько коллектив ориентирован на профилактическую работу. 
  • Оперативная коммуникация. Насколько быстро и комфортно коллеги обмениваются информацией, насколько в коллективе принято или не принято обсуждать сложные моменты, открыто говорить о проблемах, обращаться за советом. 
  • Развитие учителей. Работа в сфере образования требует от педагогов постоянного развития, повышения квалификации по самым разным направлениям. Развиваться в ситуации неопределенности и стресса невозможно. 

Главный вывод: развиваться, оперативно решать вопросы, работать и помогать детям можно только в психологически безопасном климате. Хорошая новость в том, что даже если в учительской «гроза и ураганы», у вас есть возможность контролировать хотя бы собственное отношение к происходящему и не позволять дождю смывать ваши планы на успешную работу.

Фото: freepik

Особенности конфликтов в педагогическом коллективе

Риск конфликтов возрастает в среде, где есть общая ответственность и при этом каждый член коллектива полифункционален. Кажется, это идеальное описание школы. 

Почему же педагогический коллектив особенно «взрывоопасен»?

Очень высокая нагрузка на педагогов. Один учитель может совмещать разные направления деятельности, одновременно находиться на нескольких должностях, нести ответственность по разным фронтам работы. Сюда же добавляется ненормированный рабочий день. Естественно, растет психологическая нагрузка, что приводит к усталости, раздражительности и неудовлетворенности. 

Очень непросто высказывать свои возражения и предложения в корректной форме, когда не удовлетворены базовые потребности в признании, сне и отдыхе. Иногда нам кажется, что во всем виноваты вот они — дети и коллеги, а на самом деле оказывается, что виновник – недосып.

Коллективный характер труда. Общая ответственность за получаемый результат при разном способе и уровне вовлеченности в этот результат. 

Женский коллектив. Избегая стереотипов, все-таки стоит отметить повышенную эмоциональность среды, а также роль семейных и домашний проблем как фона для психологической напряженности. 

Причины конфликтов в педагогическом коллективе

Ресурсные конфликты. «Борьба» за кабинеты, материально-техническую базу, часы, нагрузку и т.д.

Личностно-психологические факторы. Кто-то не нравится субъективно, кто-то косо посмотрел, позволил себе замечание относительно внешнего вида, тона или семейного положения. 

Ценностные причины — это несовпадения во взглядах на процессы, методики, отношения, коммуникацию. Например, на стиль общения между педагогами и детьми. 

Фото: Freepik.com

Как отличить конфликт от травли?

Конфликт как таковой — это довольно полезный динамический процесс, благодаря которому люди в группах могут обозначать проблемные точки и с помощью открытых совместных обсуждений приходить к новым решениям, искать компромиссы и совершенствовать совместную работу.

Но если конфликты не разрешаются, они переходят в скрытую стадию, выйти из которой уже очень сложно. Начинается «эпоха» деструктивных отношений.

Травля — как раз такой деструктивный процесс. Он приводит к распаду и разрушению школьной системы, причем разрушает систему коммуникации на всех уровнях. Если педагогический коллектив толерантен к травле, то она проникнет и за пределы учительской. 

У любого конфликта всегда есть предмет. Например, невыключенный свет, обидный комментарий, чужая ошибка, срыв сроков. Предмет обсуждается, ищется выход. В травле предмета нет. Человек просто «не нравится», его унижают на педсовете, в невыгодном свете представляют родителям. Тема не обсуждается, выход не нужен, агрессор и свидетели просто удовлетворяют свои потребности за счет жертвы. 

В конфликте стороны равны, в травле — одна сторона всегда слабее, не может дать отпор и как-то корректно, ассертивно, но в тоже время жестко, уверенно ответить, не может остановить нападки в свой адрес.

Если на ваших глазах разворачивается сцена травли, то проблема уже вас коснулась, вы – свидетель. И именно у вас есть ресурсы, чтобы остановить травлю, так как жертва и агрессор находятся в заложниках своих деструктивных сценариев. Иногда достаточно просто четко и недвусмысленно сообщить агрессору, что его подход недопустим. Если на это нет внутреннего ресурса, можно просто поддержать теплыми словами жертву. Главное — не оставаться «молчаливым большинством».

Подробнее с темой травли и свидетелями Центр толерантности работает в проекте «Каждый важен». На портале можно скачать материалы для работы с детьми, родителями и коллегами, готовые сценарии и памятки. В сентябре 2023 года откроется всероссийский бесплатный онлайн-курс повышения квалификации по теме профилактики агрессии и травли. 

«Токсичные» коллеги: что с ними делать? 

Какие бывают формы и виды деструктивных отношений?

  • сплетни, неуместная или непрошенная критика;
  • обесценивание, когда ваш успех просто не замечают или когда вместо поддержки следует язвительный комментарий о якобы реальной значимости достижения; 
  • непрошенные советы, когда люди стремятся поделиться своей жизненной мудростью там, где их не просят, тем самым ставя собеседника в позицию ребенка; 
  • игнорирование; 
  • постоянные жалобы — на школу, на коллег, на детей и т.д.; 
  • прямая агрессия — оскорбления, провокации, манипуляции. 

Зачем люди прибегают к этим формам общения? Для того, чтобы «забрать себе энергию», напитаться за счет других, нарушив при этом личные границы. 

Как и в случае с травлей в детском коллективе, агрессор – далеко не самый смелый и уверенный. Наоборот, он уязвим, так как с помощью агрессии пытается закрыть свои неудовлетворенные потребности.

Фото: master1305, Freepik

Правила общения с «токсичными» коллегами

Правило общения № 1: не играйте по их правилам

Как мы уже поняли, токсичные люди часто, если не всегда, выбирают позицию жертвы:

  • обвиняют других в собственных неудачах;
  • перекладывают ответственность за свои промахи;
  • кроме жалоб, редко что можно услышать;
  • регулярно нарушают собственные обязательства под разными предлогами и при этом манипулирует чувством вины. 

Пример 1.

Вас попросили подменить или взять на себя часть работы, вы отказываетесь. Токсичный человек попробует разные тактики: манипуляция чувством вины (у меня дома проблемы), манипуляция общим делом (а я думала мы команда). 

Пример 2. 

Вы ведете уроки истории и придерживаетесь позиции: дать школьникам право высказаться, используя источники. Коллеги (возможно, старшие коллеги) возмущенно сообщают вам, что уходить за пределы изложенного в учебнике материала не нужно. За вас уже обо всем подумали. «Поработайте сначала лет 20, потом используйте новые методы». 

Как себя вести?

Во-первых, спокойно выразить свое несогласие, используя уважительные формулировки. Например: «У меня другое мнение на этот счет» или «Спасибо, что вы поделились своим видением, но я придерживаюсь другой позиции». 

Не переходите на личности и ни в чем не обвиняйте коллегу, не нужно давать оценку ее словам: просто констатируйте факт и удаляйтесь от темы. 

Правило общения № 2: говорите о последствиях для себя 

Токсичный человек может испытывать проблемы с эмпатией, иначе бы он не вторгался столь бесцеремонно в личное пространство других. Неумение выразить свои эмоции и просчитать последствие становится сложностью, которую человек может даже не осознавать. 

Поэтому часто то, что нужно, — это просто открытый разговор о последствиях, которые поведение «токсика» имеет для вас. Вариант реакции здесь похожий: никаких обвинений, только наблюдаемые факты и ваши личные чувства. Использовать можно формат «Я — высказываний».

Пример 1. 

Коллеги в учительской обсуждают сотрудницу и ее недавний развод. В ход идут сплетни, подробности отношений с мужем и описание внешнего вида. К вам подходят и спрашивают вашего мнения.

— Я чувствую себя некомфортно и неловко, когда слышу обсуждение чужой личной жизни. Я бы не хотела участвовать в этой беседе. 

Пример 2.

В учительской идет бурное обсуждение политических вопросов. Вам неприятна эта тема и вы не хотите дискутировать.

—  Я не чувствую себя готовой обсуждать этот вопрос. У меня сейчас многовато работы: надо ребят к олимпиаде подготовить. Боюсь не успеть, а Саша подает большие надежды. 

После этого можно даже надеть наушники. 

Ценности «общих достижений» могут быть хорошей опорой при выборе стратегии поведения в конфликте. Мы совместно трудимся в интересах детей и всей нашей школы. А значит попытка вовлечь вас в деструктивное общение мешает качественно выполнять вашу работу. 

Фото: pixabay.com

Правило общения № 3: не исправляйте человека

Мы можем заботиться о коллегах, о близких, о друзьях — это нормально и здорово. Но мы не можем вложить им в голову собственные мысли, чувства и установки.

Люди могут меняться, но только в том случае, если они сами для себя делают такой выбор. Зачастую в общении со сложными, проблемными коллегами хочется взять на себя роль наставника, родителя, указать на ошибки, дать советы. 

Но помните: непрошенная критика или советы являются проявлениями деструктивного общения и не приведут к положительным результатам в случае, если сам человек не намерен меняться. Единственное исключение: вы знаете, что являетесь для коллеги авторитетом, и готовы качественно потратить свое время и наставнический ресурс, чтобы в будущем атмосфера стала лучше для всех. 

Правило общения № 4: выйти из коммуникации

Довольно распространенная и достаточно эффективная стратегия — выйти из коммуникации, просто прервав цепочку нежелательный фраз. Вам проще выйти из учительской или из профессии? 

Токсичные люди могут манипулировать вашими чувствами, если вы в «доступной» зоне. Если же вас «физически и ментально нет», с вами неудобно взаимодействовать. Дома избегать общения с токсичным родственником затруднительно, а вот на работе с коллегой — вполне удобный вариант. 

Можно фактически покинуть пространство, выбрав любой удобный предлог. Можно использовать наушники, если момент рабочего дня позволяет. Даже если вы ничего не слушаете, наушник будет сигнализировать вашему визави, что вы сейчас не настроены общаться, вы заняты.

— Простите, Маргарита Игоревна, сейчас не могу говорить. Очень важный отчет.

— Что вы сказали? Я сегодня невнимательная, надо проверить проекты семиклассников.

— Всего доброго, коллеги. Мне нужно отойти. 

Правило общения № 5: защита границ

Нас буквально приучили, что говорить о своем дискомфорте и желаниях как-то неприлично. Это очень вредный стереотип, потому что у вас есть полное право говорить о том, что вы чувствуете, и фиксировать правила игры. Внутри себя вы точно знаете, что готовы пропустить мимо ушей, а что – нет. Сообщите об этом и придерживайтесь плана.

Можете даже записать, чтобы сформировать установку: «Я могу спокойно реагировать на едкие комментарии, они меня не обижают, так как себе я верю больше, чем другим. Но если из-за разговоров и сплетен я не смогу работать надлежащим образом, я сообщу об этом. Я всю жизнь хотела работать педагогом и не позволю никому помешать мне». 

В следующий раз, когда коллеги начнут неприятные разговоры, вы вспомните установку и спокойно скажете «нет».

Чтобы не выглядеть снобом, вслух вновь используйте «Я — высказывания» и принципы ненасильственного общения:

  • Я вижу/слышу (не оценивая действия других людей, констатация фактов)
  • Я чувствую (конкретно я, не вы) 
  • Моя потребность (принимаю на себя ответственность, что это моя потребность, а не общее правило или догма) 
  • Моя просьба (конкретная, обращенная именно к вам) 

Пример 1. 

Я слышу, что на этой неделе вы уже в четвертый раз упоминаете мой внешний вид. Я чувствую непонимание и грусть, потому что мне бы хотелось работать в дружественной атмосфере и не тратить ресурсы на обсуждение этого вопроса. Могу я попросить вас говорить со мной только на рабочие темы? 

Всегда заканчивайте сообщение конкретной просьбой. Лучше, если она будет сформулирована как утвердительное предложение. Не «не делайте вот так», а «делайте вот так». 

Пример 2.

Я слышала, что вы рассказываете о моей личной жизни Марине Петровне и Инне Валерьевне (не всем, а конкретно — кому). Я чувствую обиду и страх, потому что мне необходимо находиться в безопасной и комфортной среде, чтобы качественно работать. Могу я попросить вас обсуждать с коллегами только мою профессиональную деятельность? 

То, как ведут себя с нами окружающие — только отчасти следствие нашего собственного поведения. Конечно, мы можем сделать атмосферу в коллективе более здоровой, но контролировать паттерны и травмы других людей просто не в силах. Постарайтесь не принимать на свой счет: все, что люди говорят о других, они зачастую говорят именно о себе.

В педагогической среде попытка обратиться за помощью, будь то психолог или администрация, рассматривается с позиций слабости или жалобы. Оставьте этот стереотип. Если нездоровая среда и травля сказываются на вашем здоровье, решить конфликт без привлечения третьих лиц не удается, обратитесь в отдел кадров и попросите решить эту проблему на новом уровне. 

Ранее эксперты Центра толерантности Еврейского музея рассказали Сетевому изданию «Учительская газета» о том, что такое эффективный диалог и как нужно правильно разговаривать с начальством, коллегами, школьниками и их родителями.

___________

Центр толерантности Еврейского музея — научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности, занимающийся вопросами безопасной коммуникации, создания открытой среды и профилактики травли и агрессии. С бесплатными мероприятиями и материалами можно ознакомиться на сайте центра. 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте