Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Конференция – это удивительная мотивирующая среда. Привлекать людей в науку нужно нестандартными приемами

УГ - Москва, №18 от 1 мая 2018. Читать номер
Автор:

​В школе №1502 при МЭИ в течение 5 лет обучается Михаил НАЗАРОВ, в настоящее время учащийся 11-го класса, победитель и призер многочисленных олимпиад и конкурсов, неоднократный участник проектных смен образовательного центра «Сириус». Работы Михаила представлялись первым лицам страны.

– Михаил, как ты вышел на стезю достаточно серьезных изысканий?- В детстве я, как и все мальчишки, сооружал на даче различные «инженерные» устройства, ну так, по мелочи. Дальше – набор «Юный химик». Родители всемерно поддерживали мои увлечения. Будучи семиклассником лицея, пришел в кружок робототехники и был приятно удивлен возможностями современной цифровой лаборатории инженерного класса. Быстро нашел общий язык с инженером лаборатории Владимиром Александровичем Поярковым, знающим, увлеченным человеком. Я решил взяться за создание проекта, связанного с автоматизацией полива растений. Кстати, очень благодарен Владимиру Александровичу как опытному наставнику. Мне кажется, у нас сложился оптимальный формат сотрудничества. Формируется модель проекта, обсуждаются непонятные вопросы, намечаются пути реализации, но дальше – работа автора. Владимир Александрович предоставляет широкое пространство для творчества, оказывая помощь на всех этапах. Через год – международная конференция в школе №1502, где я был одним из модераторов, в том числе выступал на английском языке. Эта деятельность придала мне уверенности.- Как, на твой взгляд, сочетаются привычные уроки по предмету и занятия проектной деятельностью?- Даже в нашей школе при, безусловно, высоком качестве образования уроки для меня скучноваты. Урок – 1,5 часа, проектом же можно заниматься до 6 часов в день. Возьмем, к примеру, химию. Это разноплановая, красочная наука, она шире, чем урок химии. Привлекать людей в науку нужно нестандартными приемами, хотя понимаю, что какой-то части сверстников все эти изыски не очень нужны.- Продолжим разговор о твоей дальнейшей научной траектории.- Далее был проект «Автоматический пылесос». И, конечно же, конференции: наши школьные – «Ахилл и черепаха», «Потенциал», городские – «Юниор», «Инженеры будущего». Конференция – это удивительная мотивирующая среда. Видишь успехи сверстников, сравниваешь со своими достижениями, общаешься с единомышленниками.- Михаил, тебе комфортно обучаться в нашей школе, в классе?- Да, в нашем классе подобрался коллектив учеников, стремящихся к знаниям, они радуются и своим, и моим успехам. Впрочем, в другом классе, возможно, с моим характером было бы менее комфортно.- Много ли времени от жизни учащегося отнимают конференции и олимпиады?- Они вообще ничего не отнимают. А что в альтернативе? Часами сидеть с компьютерными игралками? Намного интереснее пообщаться с единомышленниками. Готовлюсь к выступлениям с большим удовольствием. А какой соревновательный дух! Ну и призы получать тоже приятно.- Давай поговорим о твоей поездке в «Сириус».- Приятные впечатления начались еще в аэропорту, я сразу узнал ребят, близких мне по духу, и с удовольствием познакомился с ними уже в самолете. Там же завязалась наша дружба. «Сириус» ценен своими технологическими возможностями, полным погружением в творческий процесс. Нас распределили по научным профилям, и работа пошла. Кстати, была очень интересная культурная программа, много замечательных экскурсий. «Сириус», спасибо тебе! Первый проект в «Сириусе» – «Киберводитель», автомобиль без водителя. Проект удался и был представлен В.В.Путину во время его посещения «Сириуса». Признаюсь, было волнительно и немного страшновато. Но море последующих эмоций! Вторая проектная смена – «Большие вызовы» – проходила через год, в 2017-м. Наш совместный со знакомыми уже мне ребятами проект назывался «Биоплато» – установка очистки воды и сопутствующего мониторинга. Мы проработали много специализированной литературы, быстро включились в работу. Сам проект решает две задачи: очистка воды и мониторинг окружающей среды. В процессе очистки вырабатывается энергия, которая впоследствии используется для работы датчиков метеомониторинга и отправки показаний в центр мониторинга. Также производилась борьба с эвтрофикацией водоемов посредством переработки содержания в воде соединений азота, влияющих на интенсивность роста биологической среды при помощи бактерий азотного цикла.В конце смены, во время очередного приезда в «Сириус» президента, состоялся «Недетский разговор» с участием Владимира Владимировича и представителей Администрации Президента РФ. С нами, десятком школьников, около 4 часов вели разговор такие люди! Было очень приятно, что прозвучала высшая оценка московского образования. Общаясь с ребятами из разных регионов России, я убедился, насколько почетно и ответственно быть москвичом, учеником московской школы! Когда я рассказывал им о возможностях, которые нам предоставлены, честное слово, многие не верили. Замечу, что дополнительные и очень нужные знания для создания и реализации своих задумок я получил на занятиях в рамках проекта «Академический класс в московской школе», в классе, в котором обучаюсь.- Какие еще встречи тебе запомнились?- Конкурс «Россия, устремленная в будущее». Это опять встречи с интересными и очень ответственными людьми. Обсуждались вопросы содержания образования по различным предметам. Удивительно, как такие очень занятые люди столько времени нам уделяли? От подобных встреч может закружиться голова! Я докладывал о нашем проекте «Биоплато» в Манеже большой делегации, в которую входили Президент РФ Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, патриарх Кирилл и главы других конфессий. Из интересных моментов беседы могу указать, что представитель одной из конфессий оценил мою идею, когда в практически полностью техническое устройство удалось внедрить «жизнь» в виде реальных растений и рыбок. Глава государства пожелал успехов в дальнейшем развитии и реализации проекта. Также в диалоге вспомнили «Недетский разговор» в «Сириусе».- Общение с большими руководителями, как правило, влечет за собой появление желания участия в большой организационной работе, приобщение к чему-то важному и значимому. По своему опыту знаю: дается определенный заряд. Это так? Куда этот заряд у тебя направлен?- Конечно, это так. Мне кажется, нужно получить базовое техническое образование, скажем, на химфаке МГУ. Но меня откровенно заинтересовала система управления. Попробуем, посмотрим.- Есть вариант управления в образовании, управления в науке. Может, это? Занимаешься наукой, защищаешь диссертацию, и, возможно, руководишь научной организацией.- Я об этом тоже думал.- Не рассматривался ли вариант преподавательской деятельности?- «Кружок от чемпиона» в родной школе очень хотелось бы вести. Я призер регионального этапа ВОШ по химии и полагаю, что к региону вполне мог бы готовить школьников. Хотелось бы поработать с небольшой группой увлеченных ребят.- Ты согласен, что для работы с учениками нужны опыт, знания, высокая ответственность?- Безусловно, так. Конечно, я должен работать честно, с полной отдачей, на результат.- Проучившись 5 лет в нашей школе, что бы ты хотел в ней изменить?- Я думал над этим. Не хочу менять атмосферу школы. Уважаю труд педагогов и идею фундаментального образования, но хотел бы меньше рутинной работы на уроках, хочется больше творческой работы. Мне кажется, мы – и ученики, и родители – слишком зависимы от оценок, многие просто заточены на них. Хочется видеть больше возможностей для выбора. Конечно, не в ущерб фундаментальности образования.- Тут мы с тобой союзники.- Да, и еще маленькое замечание: напрягает обязательность школьной формы.- Ну вот, я-то думал, что говорю с солидным человеком (извини, шутка). Меня тоже форма как таковая напрягает, но ведь зубы по утрам надо чистить! Михаил, ты замечаешь, как на глазах меняется московская школа? И сколько изменений грядет! Проект «Московская электронная школа», качественное улучшение математического и IT-образования.- Да, московская школа преобразилась. Проекты «Инженерный класс», «Академический класс», «Московская электронная школа», в которых участвует школа №1502, очень помогают моим сверстникам в реализации многих инновационных замыслов. Радует тесная интеграция школ и вузов. У меня в этой связи возник вопрос: чем мы, школьники, можем помочь новой московской школе, чтобы не выглядеть лишь потребителями?- Михаил, ты отличный, эффективный потребитель! Но, замечу, в современных проектах, реализуемых в Москве, все же маловато творческих учащихся, тут нам всем вместе надо работать, как ты сказал, на результат. Кстати, как ты относишься к созданию у нас в школе ученого совета? Можно было бы объединить неравнодушных и креативных педагогов и учащихся.- Очень позитивно отношусь.- Ну тогда считай, что я тебя приглашаю в этот совет, но придется пройти выборы. Желаю тебе счастья и правильного выбора пути. У тебя действительно сейчас много возможностей. Реализуй себя максимально. Если у тебя появятся возможность и желание, я предлагаю в дальнейшем полноценное сотрудничество с нашей школой.Владимир ЧУДОВ,директор школы №1502 при МЭИ, заслуженный учитель РФ, кандидат технических наук, доктор педагогических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту