search
main
0

Конец истории Британские школьники не знают прошлого своей страны

Сколько лет длилось правление королевы Виктории? 48 лет? Или 64 года? Нашим школьникам было бы еще простительно не знать ответа на вопрос, касающийся чужой истории, а вот британским ошибаться стыдно. Ведь долгих 64 года правления английской монархини, пришедшиеся на период расцвета Британской империи, были столь знаменательными, что в историю вошли под ее именем – Викторианская эпоха. Между тем специальное исследование, проведенное под эгидой Британской энциклопедии на предмет выяснения знания английскими, шотландскими и уэльсскими учащимися родной истории, обнаружило, что о времени правления королевы Виктории понятия не имеют целых 81 процент опрошенных! 75 процентов школьников, участвовавших в опросе, затруднились определить, в каком столетии сиживал на троне воспетый Шекспиром король Ричард Третий. 69 процентов ничего не знают о том, какой святой является покровителем Англии, путая его со святым, покровительствующим Ирландии. 43 процента приписали знаменитому Генриху Восьмому от четырех до десяти жен, тогда как у коварного короля было их на самом деле шесть. О высадке британских войск в Нормандии в 1944 году слыхом не слыхивали 44 процента участвовавших в опросе школьников, искренне полагая, что к сему времени вторая мировая война уже закончилась. А каждый двенадцатый вторжение нормандцев в Британию в 1066 году спутал с высадкой на берега Альбиона римлян.
Суммируя результаты опроса школьников на предмет знания ими родной истории, исследователи в панике заявили, что, судя по ошарашивающе плачевным результатам опроса, молодое поколение фактически не знает прошлого своей родины, а страна в целом вследствие оного находится под угрозой утраты своей идентичности.
С чего же вдруг молодые британские Джоны стали Иванами родства не помнящими? С того, что, по мнению многих наблюдателей, сегодняшняя британская школа преподает историю из рук вон плохо. Как заявил глава Ассоциации преподавания истории Крис МакГоверн, изучение истории в школе переживает глубокий кризис: “Печаль в том, что спасти ситуацию, судя по всему, уже невозможно. Дети попросту не знают истории своей нации и не осознают, чьими наследниками являются. Целые поколения, прошедшие через школьную систему в последние 15 лет, страдают амнезией”.
Что сие означает? Что в школах Соединенного Королевства историю вывели на периферию учебных планов и преподают в качестве необязательного предмета наравне с хореографией и кулинарией? Отнюдь нет. Внешне все выглядит вполне благополучно. Как подтвердили в Департаменте по образованию, история как была, так и является обязательным предметом во всех государственных и частных школах и изучается на протяжении 9 лет вплоть до десятого класса. Единый для страны учебный план обязывает учащихся начальных и средних школ изучать основные факты, касающиеся британской истории, мировой истории, а также истории родного края.
В чем же дело и почему исторический материал так скверно усваивается девять лет томящимися над учебниками истории юными британцами? По справедливому мнению Криса МакГоверна, преподавать историю можно по-разному. Современная же школьная программа, по его словам, гораздо больше фокусируется на этнических и социальных аспектах, а также половых проблемах, нежели на исторических фактах: “Если учителя рассказывают о битве у Хастингса, то они могут подать это важнейшее для Англии историческое событие через призму…взаимоотношения полов. А личность королевы Елизаветы Первой может быть преподана не с точки зрения ее роли в укреплении мощи государства, а в контексте…королевского гардероба, то есть какие платья носила королева”.
В каком аспекте преподается история второй мировой войны в каждой отдельно взятой британской школе, сказать затруднительно, однако факты налицо: основных дат и событий этого трагического периода сегодняшние британские школьники зачастую не знают. Как не знают ключевых фактов отечественной и мировой истории многие 20-30-летние британцы. Всевозможные телеконкурсы и викторины, обещающие превратить рядовой народ в миллионеров, красноречивее всяких социологических исследований свидетельствуют о повальной эпидемии исторической “амнезии”: так, император Наполеон путается с Карлом Великим, битва при Ватерлоо переносится из XIX столетия в XVIII, а российский царь Петр Первый причисляется к лику французских королей. Патриотизм, как известно, не мыслим без знания родной истории. Судя же по вышеизложенным фактам, напрашивается вывод, что с чувством патриотизма у молодых британцев могут возникнуть определенные проблемы.

Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте