Сколько лет длилось правление королевы Виктории? 48 лет? Или 64 года? Нашим школьникам было бы еще простительно не знать ответа на вопрос, касающийся чужой истории, а вот британским ошибаться стыдно. Ведь долгих 64 года правления английской монархини, пришедшиеся на период расцвета Британской империи, были столь знаменательными, что в историю вошли под ее именем – Викторианская эпоха. Между тем специальное исследование, проведенное под эгидой Британской энциклопедии на предмет выяснения знания английскими, шотландскими и уэльсскими учащимися родной истории, обнаружило, что о времени правления королевы Виктории понятия не имеют целых 81 процент опрошенных! 75 процентов школьников, участвовавших в опросе, затруднились определить, в каком столетии сиживал на троне воспетый Шекспиром король Ричард Третий. 69 процентов ничего не знают о том, какой святой является покровителем Англии, путая его со святым, покровительствующим Ирландии. 43 процента приписали знаменитому Генриху Восьмому от четырех до десяти жен, тогда как у коварного короля было их на самом деле шесть. О высадке британских войск в Нормандии в 1944 году слыхом не слыхивали 44 процента участвовавших в опросе школьников, искренне полагая, что к сему времени вторая мировая война уже закончилась. А каждый двенадцатый вторжение нормандцев в Британию в 1066 году спутал с высадкой на берега Альбиона римлян.
Суммируя результаты опроса школьников на предмет знания ими родной истории, исследователи в панике заявили, что, судя по ошарашивающе плачевным результатам опроса, молодое поколение фактически не знает прошлого своей родины, а страна в целом вследствие оного находится под угрозой утраты своей идентичности.
С чего же вдруг молодые британские Джоны стали Иванами родства не помнящими? С того, что, по мнению многих наблюдателей, сегодняшняя британская школа преподает историю из рук вон плохо. Как заявил глава Ассоциации преподавания истории Крис МакГоверн, изучение истории в школе переживает глубокий кризис: “Печаль в том, что спасти ситуацию, судя по всему, уже невозможно. Дети попросту не знают истории своей нации и не осознают, чьими наследниками являются. Целые поколения, прошедшие через школьную систему в последние 15 лет, страдают амнезией”.
Что сие означает? Что в школах Соединенного Королевства историю вывели на периферию учебных планов и преподают в качестве необязательного предмета наравне с хореографией и кулинарией? Отнюдь нет. Внешне все выглядит вполне благополучно. Как подтвердили в Департаменте по образованию, история как была, так и является обязательным предметом во всех государственных и частных школах и изучается на протяжении 9 лет вплоть до десятого класса. Единый для страны учебный план обязывает учащихся начальных и средних школ изучать основные факты, касающиеся британской истории, мировой истории, а также истории родного края.
В чем же дело и почему исторический материал так скверно усваивается девять лет томящимися над учебниками истории юными британцами? По справедливому мнению Криса МакГоверна, преподавать историю можно по-разному. Современная же школьная программа, по его словам, гораздо больше фокусируется на этнических и социальных аспектах, а также половых проблемах, нежели на исторических фактах: “Если учителя рассказывают о битве у Хастингса, то они могут подать это важнейшее для Англии историческое событие через призму…взаимоотношения полов. А личность королевы Елизаветы Первой может быть преподана не с точки зрения ее роли в укреплении мощи государства, а в контексте…королевского гардероба, то есть какие платья носила королева”.
В каком аспекте преподается история второй мировой войны в каждой отдельно взятой британской школе, сказать затруднительно, однако факты налицо: основных дат и событий этого трагического периода сегодняшние британские школьники зачастую не знают. Как не знают ключевых фактов отечественной и мировой истории многие 20-30-летние британцы. Всевозможные телеконкурсы и викторины, обещающие превратить рядовой народ в миллионеров, красноречивее всяких социологических исследований свидетельствуют о повальной эпидемии исторической “амнезии”: так, император Наполеон путается с Карлом Великим, битва при Ватерлоо переносится из XIX столетия в XVIII, а российский царь Петр Первый причисляется к лику французских королей. Патриотизм, как известно, не мыслим без знания родной истории. Судя же по вышеизложенным фактам, напрашивается вывод, что с чувством патриотизма у молодых британцев могут возникнуть определенные проблемы.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии