Концепция разработана по заказу Министерства образования РФ при консультативной поддержке Министерства здравоохранения РФ авторским коллективом в составе:
– Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отделения внебольничной помощи и реабилитации Института наркологии Минздрава России;
– Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель отделения ГНЦС и СП им.В.П.Сербского, советник Минобразования России;
– Гериш А.А., к.м.н., главный специалист Минобразования России;
– Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации и коррекции личности;
– Котельникова Л.Н., к.филос.н., старший научный сотрудник Института наркологии Минздрава России.
Под общим руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г.Н.Тростанецкой.
ВВЕДЕНИЕ
В изложении концепции профилактической антинаркотической помощи акцентируется внимание на социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них носят общий характер, другие – частный, специализированный.
Главная задача, выдвигаемая в концепции, – предупредить сам факт распространения и употребления психоактивных веществ, включения детей и молодежи в наркогенную ситуацию и субкультуру. При решении задач первичной профилактики в основном ставится заслон развитию наркомании и токсикомании.
К важнейшим положениям первичной профилактики относятся:
– приоритет первичного профилактического подхода к решению проблемы наркомании;
– определение главным субъектом первичной профилактики всех без исключения детей, подростков, молодежи, родителей;
– выделение основных объектов реализации активной профилактической деятельности (семья, учебные заведения, места досуга);
– признание высокой значимости профилактических мер для раннего выявления и диагностики, эффективного лечения и реабилитации наркозависимых, для улучшения криминогенной обстановки в обществе;
– определение роли реабилитации как в первичной, так и во вторичной профилактике, направленной на предотвращение развития заболевания и возможных осложнений.
Роль и значение вторичной и третичной профилактики заключается в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия весьма существенно ограничивают возможности наркоманов по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, криминальном добывании денег для их приобретения.
Таким образом, активные профилактические мероприятия должны опираться:
– на методологию формирования ценностей здорового образа жизни у детей и молодежи, не вовлеченных в наркологическую ситуацию;
– на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию (первичная и вторичная профилактика);
– на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
– на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации (вторичная и третичная профилактика).
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
Важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро осложняется сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. Во многих странах для детей и подростков “группы риска” развернута целая сеть учреждений социальной помощи – “жилые общины” для молодежи, женщин с детьми, “кризисные” молодежные временные убежища, ночные приюты.
Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в “группы риска”. Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа “помощи на рабочих местах” (ЕАР) и др.
В международной практике можно выделить следующие основные модели первичной профилактики: медицинская, образовательная, психосоциальная.
Различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам – от разрешения на легальную торговлю мягкими наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни (Китай) за распространение наркотических средств.
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании занимается практически исключительно система образования, в основном учебные заведения среднего звена – школы, ПТУ, менее активно – колледжи и лицеи. Введены новые учебные программы ОБЖ и валеология, косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.
Следует отметить, что все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность.
В соответствии с “Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации” (22 июня 1993 года) одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. # 3-ФЗ “О наркотических средствах и психоактивных веществах” (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. # 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющие индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий.
Первое – Федеральный закон от 8 января 1998 г. # 3-ФЗ “О наркотических средствах и психоактивных веществах” предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной) помощи исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор не принят федеральный закон “О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией”, призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
Второе – действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков.
Третье – Федеральный закон “О наркотических средствах и психоактивных веществах” запрещает потребление наркотических средств или наркотических веществ без назначения врача, но не определяет меру ответственности за нарушение закона. Отсутствие хотя бы административной ответственности для потребителя наркотиков создает целый ряд препятствий решению задач первичной профилактики наркозависимости, а также решению задач вторичной профилактики при осуществлении лечебных и реабилитационных программ для больных наркоманией.
Чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Разработка новой целостной системы первичной профилактики в условиях нашей страны должна исходить из трех основных условий:
– социальное и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;
– этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
– обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и результативности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.
Цели первичной профилактики
Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики употребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
– изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам с вторичным снижением спроса на психоактивные вещества (наркотики) в детско-подростковой популяции;
– сдерживание вовлечения учащихся в прием наркотических веществ;
– сдерживание роста тяжелых, особо опасных социально-медицинских последствий злоупотребления наркотиками (вовлечение в криминальную деятельность, оставление семьи и учебы, заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями).
Стратегия первичной профилактики
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность, – семья, школа и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных:
1. На формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
2. На формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
3. На внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
4. На развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка “группы риска наркотизации” и ребенка, заболевшего наркоманией.
Перечисленные условия определяют необходимость стратегического направления профилактики употребления ПАВ и развития наркомании. Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально.
ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания.
В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное образование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Лечение и реабилитация – это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус.
Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. (Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть ППМС-центров).
Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.
КОМПЛЕКСНАЯ АКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ (КАПР)
Основные принципы активной первичной профилактики употребления психоактивных веществ и наркоманий
Первичная профилактическая деятельность в образовательной среде включает следующие принципы:
1. Комплексность
Основана на согласованном взаимодействии:
– ведомств и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетентности ;
– специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики .
2. Дифференцированность
Основана на дифференциации своих целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом возрастного состава детей, которые в данном случае выступают как субъекты первичной профилактической деятельности.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
Направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, уважения к человеку, государству и окружающей среде.
4. Многоаспектность
Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами являются: воспитательный, психологический, образовательно-обучающий.
5. Последовательность (этапность)
Предусматривает разделение задач на общие стратегические и частные (этапные) при целевом финансировании каждого этапа.
6. Легитимность
Легитимность системной, активной, компактной, дифференцированной, многоаспектной и этапной первичной профилактики употребления наркотиков и развития наркомании предусматривает разработку необходимой правовой базы.
Предшествующий отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Исходя из конкретных условий в нашей стране и стратегии сдерживания, моделью выбора является программа КАПР (комплексная активная профилактика и реабилитация), которая предполагает в качестве концептуального решения проблемы первичной профилактики наркомании – объединение в единый комплекс целей и задач первичной профилактики, ранней диагностики и лечебно-реабилитационных мероприятий.
Цели профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях и цели КАПР полностью совпадают:
– снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
– снижение заболеваемости наркоманиями и другими сопутствующими заболеваниями;
– снижение численности групп риска потребления ПАВ;
– снижение тяжести медико-социальных последствий наркомании;
– повышение качества здоровья учащихся;
– улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
– улучшение криминогенной обстановки;
– разъединение наркотических асоциальных групп;
– противодействие идеи безнаказанности потребления ПАВ путем широкого информирования о диагностических тест-системах.
Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать программу КАПР наиболее эффективной.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – этап неотложных мероприятий. Организационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодательства. Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отдельных составляющих:
– создание ведущего организационно-методического центра в структуре системы образования по программе КАПР с соответствующими подразделениями;
– создание центров реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью;
– создание правовой и инструктивно-методической базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи в действующих ППМС-центрах;
– модификация действующих программ профилактики;
– частичная модернизация ряда школьных образовательных программ;
– внедрение интернет-информационной системы;
– создание просоциальных общественных организаций;
– разработка системы мониторинга;
– модификация системы профилактических осмотров;
– создание пакета информативно-инструктивной документации для начальной переподготовки кадров на местах.
ВТОРОЙ ЭТАП – этап научно-организационных мероприятий. Фактически данный этап следует рассматривать как подготовительный для 3-го этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия 1-го этапа. Задачи 2-го этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной, законодательно-инструктивной и финансово-материальной базы:
– создание системы переподготовки педагогов, школьных психологов и социальных работников;
– создание региональной сети учебно-методических центров профилактики;
– создание специализированного издательства, включая еженедельную газету и ежемесячный журнал;
– создание международной ассоциации просоциальных общественных движений по проблеме профилактики наркомании;
– разработка конкурирующих программ КАПР, адаптированных к различным регионам;
– создание полномасштабной системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но и степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;
– регистрация просоциальных общественных движений;
– разработка различных моделей положительного лидера в области спорта, включая тренировочные площадки экстремальных видов;
– организация спортивных соревнований и околоспортивных форм досуга.
ТРЕТИЙ ЭТАП – этап полного развертывания программы КАПР. Данный этап вводится дифференцированно по различным регионам:
– внедрение в регионах;
– мониторинг эпидобстановки и последствий;
– анализ результатов;
– разработка новейших методов и приемов профилактики;
– сравнительное обобщение лучшего российского и международного опыта.
Программа КАПР включает в себя следующие подпрограммы:
– активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях;
– активная профилактическая деятельность в семье;
– активная профилактика в организации внеучебной, досуговой деятельности детей и молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и подростков – семья, школа, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конкретная реализация профилактики возможна только в рамках комплексной программы активной профилактики и реабилитации (КАПР). Данная программа дает возможность работать не только с “группами риска” и обеспечить реализацию реабилитационных программ, но и продолжить работу с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме того, она обеспечивает комплексный подход и активное выявление заболевших, а также динамический контроль за процессом реабилитации, а также позволяет оценить эффективность профилактических программ.
Печатается в сокращении
Комментарии