search
main
0

Кому все-таки живется весело? Урок по творчеству Н.А.Некрасова

В творчестве многих писателей фольклор стал тем источником, который пробудил их дарование. Готовясь к урокам, я всегда учитываю это. Я выросла в семье, где между делом пелись народные песни, загадывались старинные загадки, мама и отчим – большие знатоки заговоров. Все свое познание фольклора использую на уроках не только как иллюстративный материал. Мои ученики вместе со мной поют, знают пословицы, поговорки, загадки, заговоры.
Предлагаю вашему вниманию урок, в котором фольклор и литература – начало и следствие.
Тема: Поэма Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – сокровищница народной мудрости”.
Цель: Определить влияние русского фольклора на поэтический дар Некрасова, на образы в поэме, на ее речевую структуру.
Оформление: опорный конспект (по Меженко) поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; опорный конспект “Русский фольклор”; портрет Н.А.Некрасова, публикации о Некрасове; “Портрет крестьянки” (художник Венецианов); женская крестьянская одежда (сарафан, рубаха, кокошник, шаль); выставка книг Н.А.Некрасова, сборников пословиц, поговорок, русских народных сказок.
Ход: Вступительное слово учителя о теме, цели урока, о Некрасове. Сообщение (сжатое). Жизненная и творческая биография Н. Некрасова – Оксана П. “Последние песни” – о последних днях жизни поэта – сообщение по материалу статьи учебника Лебедева Ю.В. для 10-го кл. Сообщение о жанре и композиции поэмы (по мат. учебника) – чтение опорного конспекта: “Тому живется хорошо на Руси, кто борется за освобождение народа”.
Цель путешествия: “Кому живется счастливо, вольготно на Руси?”
Главный конфликт поэмы:
“Дольщики”, духовенство, чиновники, помещики, Оболт-Оболдуев, Утятин-Последыш, Шалашников, Фогель, Глуховский, “Народное море”, правдоискатели, русская женщина.
Слово учителя о том, что вся поэма наполнена фольклорным материалом, который поэт собирал по крохам, общаясь с народом. Учитель читает опорный конспект “Русский фольклор”, приводит примеры.
Фольклор – устное народное творчество, включает в себя былины, сказки (волшебные, бытовые, о животных), песни (разбойничьи, обрядовые, лирические, бурлацкие, шуточные, сиротские), заговоры, загадки.
Примеры загадок:
Бегут бугунчики, везут везунчики, везут рогатину, колоть мохнатину. (Бегут кони, везут сани, везут вилы, чтобы колоть сено).
Сидит сидюлечка на живом стульчике, живое мясцо теребит. (Ребенок сосет грудь).

Песня “Ой вы ветры-ветерочки…” (фрагмент).
Ой вы ветры-ветерочки,
полудены вихоречки,
Оли-лей-лели-лели,
Оли-лей-лели-лели.
Вы не дуйте, не бушуйте,
Мое сердце не волнуйте.
Оли-лей-лели-лели,
Оли-лей-лели-лели.
Мое сердце шаловливо,
Моя матушка ревнива,
Оли-лей-лели-лели,
Оли-лей-лели-лели…
Русские народные сказки всегда начинались с зачина, из которого нельзя было узнать точное время и место действия, это придавало загадочность произведениям. На каких же зачинах строились русские сказки? В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были дед и баба…
Русские пословицы и поговорки отражают ум, красоту, мудрость речи русского человека. Маленькие по форме, они, как и загадки, раскрывают образный мир человека. Какие пословицы и поговорки, загадки поместил в своей поэме о народе Некрасов?
Пословицы, поговорки, загадки, обработанные Некрасовым:
А свиньи ходят по земи – не видят неба век!..
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать-обнять!
Мужик – что бык: втемяшится в башку какая блажь –
Колом ее оттудова не выбьешь.
Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются…

Жизнь русской женщины. Эта тема всегда занимала большое место в творчестве Н.А.Некрасова. Матрена Тимофеевна Корчагина из главы “Крестьянка”. Этот образ никого не оставил равнодушным.
Заговор “Заря – зарница”.
Заря – зарница, красная девица, утренняя заря Марья, вечерняя Маремьяна, полуночная Мария. Сними с рабы Божией Матрены уроки, призоры, страхи, переполохи, ветреный перелом. Сними с ясных очей, с черных бровей, с бумажного тела. Снеси за высокие горы, где птица гнезда не вьет, ворон костей не носит. Аминь.
Обобщающее слово учителя о значении поэмы Некрасова, о том, что вопрос остается без ответа, что поэма – кладезь народной мудрости. Сейчас, когда наш язык заполонили иностранные слова, эстраду переполняют песни-однодневки, нам, русским людям, чья Родина – Россия, всем, кто желает воспрянуть духом, поверить в себя, никогда не помешает прочесть поэму Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, обратить внимание на любознательность, трудолюбие, мужество, искренность, талантливость русского народа.
В завершение урока проводится викторина: из какой главы эти слова?
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
(“Пролог”)

Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Чур! отвечать на спрос!
(“Поп”) и др. фрагменты.
Самостоятельная работа: сочинение-миниатюра (5 мин.) Как вы расцениваете влияние фольклора на творчество Некрасова, на его поэму?

И.ЕГОРОВА,
учитель литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте