Некоторые события, включая юбилеи и годовщины знаменательных дат, заставляют нас обращаться к великим деятелям и делам прошлого и пересматривать свое отношение к тому, в чем мы участвуем и к чему имеем отношение. Почему же необходимо вспомнить непреложный опыт трудных лет действительно революционной перестройки всей системы отечественного образования?
Надежда Крупская и ее соратники прекрасно понимали, что становление и развитие новых производительных сил и производственных отношений требовало нового человека труда, науки и культуры, что нужны были свои ученые и специалисты во всех сферах многоукладной российской жизни и экономики. Стране нужны были учителя нового типа, нужно было создать новую систему образования, учитывающую богатейший опыт предыдущих поколений, российскую самобытность и менталитет. Зная опыт развитых капиталистических стран, Надежда Константиновна в своих работах опирается на опыт Англии и Германии и не боится привнести его в Россию. В статье «Задачи профессионального образования» Крупская задается вопросом: «Как же организовать профессиональное образование так, чтобы оно дало рабочему и крестьянину именно те знания, которые ему нужны? Тут два вопроса: как дать профессиональное образование взрослому населению, стремящемуся получить это образование как можно скорее, и как давать его в школе подрастающему поколению?» Она показывает, что эта работа должна не замыкаться в узком кругу конкретных вопросов, а раскрывать весь спектр проблем, связанных с данным производством, начиная от сырья и кончая готовым изделием, то есть от предмета труда и орудий труда до конечного результата деятельности. Уделяя немаловажное внимание самообразованию и давая практические советы по его организации (выбор изучаемого материала, как изучать, как экономить время и энергию при изучении), Н.К.Крупская отмечала, что «настоящее самообразование выковывается не в кабинетах, а в процессе активного участия в коллективной жизни».Сегодня в СМИ нередко проходят сюжеты о неблагополучных семьях, в которых из-за бытовых проблем родителей страдают дети. Анализируя оперативные сводки и сюжеты в СМИ, можно сделать вывод, что на современном этапе занятость или незанятость родителей в общественно полезном труде не создает должного влияния семьи на воспитание и обучение ребенка. Современная система образования должна этот пробел восполнить, а сделать это можно только созданием системы непрерывного воспитания, в образовании нужны подвижники, но подвижники не только предмета, знаний, но и подвижники добра и тепла, которые вместе со знаниями будут давать детям. Влияние виртуальной реальности еще не изучено в полной мере, а эго-состояния детей, играющих в компьютерные игры, еще не обозначены, даже Эрик Берн был бы в затруднении, описывая их. Ведь если предыдущие модели эго-состояний находились в поле известных поведенческих моделей человека в реальном обществе в реальных ролях, то в виртуальном мире связь личности с нереальными персонажами и ситуацией строится совершенно по другим принципам. Если до компьютерных технологий интерес ребенка, да и вообще интерес личности, был связан с реальной жизнью и окружающей действительностью, то сейчас он опирается на виртуальную действительность, созданную сценарием разработчика. Рассматривая деятельность Н.К.Крупской и ее соратников сквозь призму времени, где лакмусовой бумажкой становятся наши дипломы, мы видим (честно положа руку на сердце, а не за спину), что та педагогика, то воспитание, то образование, которое получили наши родители и мы, позволили создать передовое, мощнейшее государство, которое занимало ведущие позиции в мировой политике и экономике. Я горжусь таким государством, счастлив, что был причастен к его успехам и желаю новой России вернуть себе былую мощь, славу и уважение (читай преклонение) в мире.Александр НАЗАРОВ, МИРО
Комментарии