search
main
0

Кому Родину защищать? На вопросы отвечает начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Василий СМИРНОВ

Ситуация с призывом на военную службу с каждым годом все тревожнее. По прогнозам, если не будут приняты эффективные меры, к 2010 г. уровень укомплектованности Вооруженных Сил рядовыми и сержантами снизится до 50 – 55%. Где же выход? Об этом рассказывает компетентный собеседник.

– Василий Васильевич, переход на контрактную службу должен отчасти решить проблемы комплектования армии. Но не поделит ли это военнослужащих на «белую» и «черную» кость? Ведь денежное довольствие будет различным? Что в связи с этим предусматривает Федеральная целевая программа перехода на контрактную службу?

– Одним из ключевых вопросов военной реформы в Послании Федеральному Собранию Президент России – Верховный Главнокомандующий Владимир Путин определил совершенствование принципов комплектования. Существующая система перестала отвечать требованиям времени. С каждым годом из-за достаточно либерального законодательства, ожидающей нас «демографической ямы» и состояния молодого поколения становится все сложнее комплектовать Вооруженные Силы и другие войска призывными ресурсами. Все это потребовало изменений.

25 августа 2003 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей. В Вооруженных Силах предусмотрен перевод на контрактный способ комплектования 72 соединений и частей, в том числе в Сухопутных войсках – 60; в ВДВ – 5; в ВМФ – 7. Количество контрактников рядового и сержантского состава в них должно увеличиться с 22,1 тысячи до 133,4 тысячи. Министр обороны РФ потребовал не набирать, а тщательно отбирать людей для службы по контракту.

За особые условия боевой подготовки в этих частях солдату-контрактнику предусмотрена надбавка в сумме 3300 рублей, а на территории Чеченской республики – 5000 рублей. Таким образом, среднестатистический солдат-контрактник на руки будет получать 6300 рублей, а в Чечне – порядка 15000 рублей.

Конечно, к военнослужащим частей постоянной готовности можно отчасти применить ваше выражение «белая кость», как к наиболее подготовленным к выполнению любых задач. Но у них есть важная «привилегия» – быть в первую очередь направленными для выполнения боевых задач в «горячих точках». Сегодня в горной части Чечни выполняют задачи подразделения 76-й воздушно-десантной дивизии, укомплектованные только военнослужащими-контрактниками. Согласитесь, за такую «привилегию» людям надо платить значительно больше, чем проходящим службу в тыловой части или на базе хранения вооружения и военной техники, рядом с домом и семьей.

– Принято решение о службе в наших Вооруженных Силах граждан стран СНГ. Тоже, полагаю, не от хорошей жизни. Не знаменует ли это начало наемничества в нашей армии?

– Военная служба в российских Вооруженных Силах граждан СНГ – дело решенное. После первого же упоминания о возможности приема на службу по контракту граждан стран СНГ в Министерство обороны поступило немало письменных обращений по этому вопросу.

Следует, однако, отметить, что ни о каком «наемничестве» не может быть и речи. Прежде всего речь идет о наших с вами согражданах по бывшему государству, которые проходили военную службу и желают связать свою судьбу с Вооруженными Силами России. Не секрет, что во многих государствах СНГ уровень жизни ниже, чем в России, и желание их граждан поступить к нам на военную службу и в итоге получить российское гражданство вполне понятно и оправдано. В то же время это не значит, что мы примем всех желающих. Будет тщательнейший отбор кандидатов, всесторонняя их проверка.

Отмечу, что предоставление права проходить военную службу гражданам других государств – явление не новое. Есть богатый исторический опыт, в том числе российский. В современной жизни всем известен пример французского иностранного легиона, опыт которого мы тщательно изучили. В последнее время законодательные органы Италии предоставили возможность военной службы в ее вооруженных силах гражданам других государств.

Хочу напомнить, что под понятием «наемник» во всем мире понимается человек, который продался кому-то из низких, корыстных побуждений, защищает чужие интересы. В соответствии со статьей 1 Международной конвенции «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» термин «наемник» означает лицо, которое специально завербовано, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, не входит в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и, принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому обещано материальное вознаграждение, существенно превышающее выплачиваемое личному составу вооруженных сил.

В нашем случае граждане СНГ поступают на военную службу с целью получить гражданство РФ, проходят военную службу в воинских частях на общих основаниях и получают такое же денежное содержание, как и российские граждане. Поэтому говорить о привлечении их, скажем, к уголовной ответственности по законам тех государств, откуда они прибыли, вряд ли возможно. Они становятся под защиту Конституции России и не могут быть выданы другому государству за действия, не признаваемые в РФ преступлением.

– В конце 2003 г. на совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ, проведенном в Минобороны под руководством президента, оглашены некоторые тезисы новой Военной доктрины России. Будет ли больше внимания уделено мобилизационной готовности, мобресурсам, что в последние годы оставалось «на втором плане»?

– После совещания активизирована работа по совершенствованию правовой базы мобилизационной подготовки и мобилизации, усилено взаимодействие с органами власти, продолжается совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил. Способствует этому и то, что в последнее время высшие органы государственной власти и управления заметно активизировали работу по решению вопросов как мобилизационной готовности войск (сил), так и мобилизационной подготовки государства. Важнейшее подтверждение этому – деятельность Президента России, Совета Безопасности и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по реализации «Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года».

За последнее десятилетие целый ряд факторов, в том числе политических, демографических, экономических и социальных оказал негативное воздействие на состояние системы подготовки и накопления в запасе военнообученных людских ресурсов, обусловил значительное сокращение количества граждан, пребывающих в запасе, которые обладают необходимыми военными знаниями и умениями. Поэтому Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ) Генерального штаба уделяет пристальное внимание подготовке и накоплению в запасе военнообученных мобилизационных людских ресурсов.

После десятилетнего перерыва с 2001 г. в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах возрождены военные сборы с гражданами, пребывающими в запасе. Объемы призыва запасников на военные сборы из года в год увеличиваются. И тут не обошлось без помощи руководителей субъектов Федерации, особенно Южного и Сибирского федеральных округов. За что им большое спасибо.

Одновременно надо отметить, что из-за несовершенства федерального законодательства ряд причин снижает эффективность системы подготовки и накопления специалистов запаса. В связи с этим ГОМУ Генерального штаба принимает комплекс мер по совершенствованию существующей и разработке новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. В том числе с учетом материальной заинтересованности граждан совершенствовать свои военные знания, умения и навыки.

– Очень болезненный вопрос – о призыве студентов. Каково ваше отношение к этому?

– Студентов не призываем. Но ответ на этот вопрос не может быть столь кратким. Надо коснуться целого ряда проблем и обстоятельств.

На протяжении последнего десятилетия неуклонно сокращается доля граждан, которых можно призвать на военную службу. В 2003 г. призвано 10,3% из всех призывных ресурсов государства, а весной 2004 г. можно призвать на военную службу только 9,5%. В ряде регионов страны, причем наиболее населенных и насыщенных учебными заведениями и предприятиями промышленности, этот показатель еще меньше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге он не достигает 4%. Это напрямую связано с законодательно установленными основаниями для предоставления освобождения и отсрочек от призыва. Наиболее массовый отряд пользующихся ими – студенты вузов. На 1 января 2003 г. в 940 таких образовательных учреждениях РФ обучались 1,3 млн. граждан призывного возраста, которые в общих призывных ресурсах страны составляли 36,1% – более трети. Если их численность будет увеличиваться темпами, характерными для трех последних лет, то к 2005 г. она приблизится уже к 2,0 млн.

Ежегодное освобождение от исполнения воинской обязанности таких огромных контингентов призывной молодежи не оправдывается реальными потребностями страны в специалистах. Как 19 ноября 2003 г. со ссылкой на министра образования РФ сообщило «Русское радио-2», в стране перепроизводство специалистов с высшим образованием (в частности, экономистов, бухгалтеров и др.), лишь половина из них определяется на работу по специальности по окончании вузов. Фактически во множестве случаев имеет место обучение ради обучения и ради освобождения от исполнения своего конституционного долга по защите Отечества.

От этого несут потери армия, флот, другие воинские структуры страны, в которых налицо некомплект солдат, матросов, сержантов и старшин, все более необходимы высокий интеллект, молодые люди, способные быстро и качественно осваивать современные средства вооруженной борьбы.

Потери несет и общество, утрачивая все большей своей частью чувства духовности, патриотизма, ответственности за судьбы страны. Девальвируется значимость статьи 59 Конституции РФ, установившей, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина России. Поэтому практика широчайшего предоставления отсрочек от призыва на военную службу для продолжения образования вряд ли может оставаться неизменной. Представляется, что необходимо искать компромиссное решение, реализация которого, с одной стороны, обеспечила бы беспрерывную подготовку в вузах жизненно необходимых для страны специалистов, а с другой – способствовала бы расширению базы призыва, полному и качественному комплектованию Вооруженных Сил.

– А что подсказывает западный опыт?

– В таких странах, как Дания и Норвегия, отсрочки предоставляют только обучающимся в вузах по специальностям, родственным военным, в Швеции – только курсантам морских училищ и изъявившим желание поступить в них.

– Как вы оцениваете перспективу возвращения начальной военной подготовки? Кое-кто считает, что это милитаризация школы…

– Во-первых, вопрос о возвращении в школы начальной военной подготовки не стоит, тем более неправомерно говорить о милитаризации образовательных учреждений. Этот тезис использует тот, кто хочет дискредитировать саму идею подготовки молодежи к защите Отечества.

Подготовка по основам военной службы осуществляется в учреждениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в течение последних двух лет обучения. В 2001 г. издан совместный приказ министра обороны РФ и министра образования РФ №203/1936, в котором порядок обучения юношей основам военной службы подробно описан.

В то же время Минобороны России не устраивает противоречие двух законов: «О воинской обязанности и военной службе» и «Об образовании». Согласно первому подготовка юношей к военной службе в школах, ПТУ и техникумах обязательна, а согласно второму – добровольна. Несовершенство законодательства дает возможность некоторым руководителям образовательных учреждений относиться к ней как к обременительному и даже ненужному делу. Это противоречие должно быть устранено в ходе принятия Госдумой соответствующей поправки, внесенной Комитетом по обороне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте