search
main
0

Компьютеров стало больше. Что дальше?

Информатика пришла в нашу начальную школу ровно 20 лет назад вместе с двенадцатью компьютерами «Агат». «Агат» был первым советским персональным компьютером, аналогом компьютера Apple II, тогда доминировавшего в американском образовании. В это время компьютер был дорогой и очень редкой диковиной. Практически невозможно было встретить его дома у учеников, и первое знакомство с компьютером происходило именно в школе.

Как это начиналось

Мы начинали работать с учащимися выпускных для начальной школы 3-х (1-3) и 4-х (1-4) классов. Использовался час урочного и час внеурочного времени (кружок или факультатив) в неделю. Уроки строились по достаточно традиционной для школы схеме, а внеурочные занятия позволяли создать атмосферу свободного творчества при небольшой направляющей роли учителя. Для проведения уроков использовались материалы очень известного в то время УМК «Роботландия», переложенного нами вместе с учениками старших классов на компьютеры «Агат» (незадолго до этого он был разработан для других отечественных компьютеров). Курс был прежде всего направлен на развитие у учащихся логики и алгоритмического мышления.

Первые опыты позволили понять, что отдельный курс информатики не использует всех возможностей компьютерного кабинета и информационных технологий. Хотелось интеграции, возможности использования информационных технологий для творческих работ учащихся, экспериментирования в области математики, совместной работы учителей информатики и начальной школы. Постепенно в нашей начальной школе появилось творческое пространство «Урок информатики», в которое попадало все то, что с трудом помещается в традиционный школьный урок. В этом пространстве вместе живут дети, учитель информатики, учитель начальной школы, учителя других предметов.

Постепенно менялись компьютеры и увеличивалось их число, формировалась общешкольная сеть. Компьютеры пришли во все учебные кабинеты. При этом общее выбранное направление использования компьютеров в учебном процессе оставалось неизменным.

Информационная культура и компетентность через интеграцию

Одна из основных задач образования (не только в области информатики, а вообще) – формирование у учащихся информационной компетентности: умения грамотно и успешно работать с информацией.

Наш опыт преподавания информатики в начальной школе показал, что наибольшая эффективность достигается при тесном взаимодействии с учителями начальной школы. Также стало ясно, что работу по формированию информационной компетентности учащихся можно и нужно начинать с 1-го класса. В основу интеграции были положены общие для всех курсов понятия: множество, признак, классификация, соответствие, зависимость, доказательство (выраженные для маленьких детей более простыми словами), содержащиеся внутри всех предметов. Программа предполагает согласованное формирование и применение этих понятий. Второе основание для интеграции – анализ на каждом уроке (не только на информатике) работы детей с информацией. Третьим основанием для интеграции были инструментальные возможности информационных технологий, позволяющие их эффективно использовать в любой учебной деятельности, делающие ее более творческой.

Уроки с использованием компьютера помогают в освоении материала «основных» предметов, общих основных понятий, сформулированных выше, и одновременно берут на себя заботу о развитии мышления и творческих способностей учащихся. Программы по письму, чтению и математике строятся на базе действующих стандартов с введением элементов интеграции и развивающего обучения. Интеграция всех курсов проводится прежде всего на уровне технологии подачи и проработки материала и параллельной работы над общими для разных предметных областей вопросами. При работе на всех уроках большое внимание уделяется умению проводить рассуждения, индивидуальной и групповой исследовательской деятельности, содержательному групповому обсуждению.

Клавиатурное письмо и обучение русскому языку

Сегодня клавиатура компьютера становится основным средством общения человека со всем огромным миром информации. Основная масса текстов в современном мире возникает с ее помощью и создается именно автором, а не перепечатывается специально обученной машинисткой, поэтому умение свободно использовать клавиатуру для создания текстов уже давно перешло из разряда профессиональных умений в разряд повседневных жизненно важных умений, необходимых каждому человеку. Осмелюсь высказать предположение, что клавиатура еще будет жить долго, настолько долго, что умению эффективно ее использовать необходимо учить каждого школьника.

Умение быстро и безошибочно работать на клавиатуре компьютера эффективно используется во всем процессе обучения, а значит, навык надо приобретать как можно раньше. В современной школе необученного печатать ученика трудно просить представить реферат или сочинение в электронном виде.

Существует и еще один очень важный аспект. При обучении письму с помощью клавиатуры по-другому формируется грамотность. Компьютер в отличие от учителя может «ловить ученика за руку» (точнее, за палец) при каждой попытке совершить ошибку. Современные технологии и средства проверки орфографии сдвигают понятие грамотности с заучивания правил и словарных слов в сторону формирования культуры речи.

Обучая учащихся русскому языку, школа ставит перед собой задачу не только научить переписывать предложения из учебника в тетрадь или записывать мысли учителя, но и прежде всего научить создавать на бумаге свои тексты (изложения, сочинения, рефераты и другие творческие работы). Творческая работа с текстами, написанными на компьютере, значительно проще и эффективней, поскольку позволяет легко улучшать, дорабатывать и перерабатывать текст. Поэтому в начальной школе мы говорим не просто об изучении десятипальцевой слепой печати, а об обучении второму, и основному, и для выпускника, и для школьника способу письма.

Видеоинформатика и развитие речи

Одна из важнейших задач начальной школы – развитие устной и письменной речи учащихся. На это направлены уроки письма, русского языка, чтения, литературы. Большие возможности для развития устной речи учащихся предоставляет компьютер и видеокамера. У нас в начальной школе уже много лет назад появился в учебном плане урок, который дети называют «видеоинформатика». Урок видеоинформатики предоставляет возможность работать над развитием речи учащихся в ходе интересной для них деятельности, результатом которой становится озвученный видеофильм: зарисовка о природе, репортаж с экскурсии, художественный игровой фильм и так далее. Видеозапись – единственная возможность для ребенка увидеть и услышать себя со стороны, а значит, и эффективный способ работы над речью и движением. Одно из эффективных средств развития речи учащихся – участие в коллективной работе над созданием видеофильмов в рамках уроков-проектов «Мое кино».

Конечно, развитие речи не единственная цель видеоинформатики. Для детей это урок, на котором они снимают и монтируют видеофильмы, а для учителей это еще и способ обучения детей планированию, поскольку любая видеосъемка начинается с написания сценария, заполнения монтажного листа и составления плана проведения съемок. Дети учатся зоркости – умению выделять и фиксировать главное, интересное, необычное. Учатся наблюдать при построении кадров.

Интересный вариант видеофильма – так называемое слайд-шоу, или презентация, в которых неподвижное изображение или короткие видеоклипы сопровождаются текстовыми пояснениями и устным рассказом учащегося.

Мультипликация – новое направление в школьном курсе изобразительного искусства

Основной способ представления информации в современном мире – цифровой (электронный). Цифровая страничка отличается от бумажной еще и тем, что на ней, кроме текста и рисунков, может быть помещен видеофрагмент или мультфильм. То значение, которое в книге отводится графике, на электронной страничке отведено мультипликации. На интегрированных уроках изобразительного искусства и информатики детей учат выражать свою мысль в маленьком мультике.

Создавать мультфильмы можно по-разному, например, с помощью покадровой фотосъемки, сделанной с помощью цифрового фотоаппарата, можно использовать средства программирования в среде ПервоЛого, а затем Лого. С точки зрения внутренних (и при этом общезначимых) задач информатики, в ходе работы с мультипликацией учащиеся осваивают важное соответствие между непрерывным и дискретным.

Проекты и истории

Прикладное значение информатики хорошо проявляется при организации работы учащихся над большими и маленькими проектами. Проект – это достаточно длительная (не менее двух уроков) групповая или индивидуальная творческая работа, результат которой что-то значимое для учеников, что можно пощупать или посмотреть.

За время работы (обучения) дети осуществляют несколько проектов: «Записная книжка», «Семейное дерево», «Мой микрорайон», «Азбука», «Сказки», «Пословицы». Например, работая над проектом «Семейное дерево», дети должны узнать как можно больше интересного о своих предках, собрать и оцифровать, перевести в электронную форму записанные на диктофон воспоминания, семейные письма и фотографии, разместить все это на семейном дереве и ленте времени.

Роболаб – мир, построенный и оживленный руками детей

Конструктор Лего – любимая детская игрушка. Уроки конструирования с использованием конструктора – хорошая составная часть курсов технологии и информатики. Особенно интересны те конструкторы, которые подключаются к компьютеру и используют «Программируемый блок». К этому блоку можно подключить до трех устройств (моторов, лампочек или сигналов), а также до трех датчиков (температуры, освещенности, угла поворота или касания). На компьютере с помощью графического языка Роболаб готовится программа управления устройствами и через инфракрасный порт передается в блок. Роболаб имеет несколько степеней сложности (с различным интерфейсом), что позволяет создавать программы для него как второклассникам, так и 10-классникам: для каждого из них найдется свой уровень сложности. Блок встраивается в Лего-модель и превращает ее в марсоход, кузнечика или интеллектуальный дом.

Важной методической стороной работы с моделями, созданными на базе программируемого блока, мы считаем формирование понимания необходимости обратной связи при управлении объектом. (Это важно не только для информатики, но и для воспитания – формирования общих моделей поведения. «Когда что-то сделал – посмотри на результат и только потом делай следующий шаг».) Управление различными исполнителями – важный элемент большинства курсов информатики для начальной и основной школы: Роботландия, Алгоритмика, Черепашка из мира Лого. Однако именно программируемое Лего – наиболее эффективный инструмент для освоения понятия обратной связи, столь важного в информатике и необходимого человеку во всей последующей жизни. Сделанный из конструктора Лего (как, впрочем, и из металла) исполнитель уже не может также точно выполнять команды. Реальная машина, которая движется 5 секунд вперед, а потом 5 секунд назад, никогда не вернется на то же место. Оказывается, любые машины так же точно, как живые организмы, могут правильно выполнить задуманное, только если постоянно получают информацию о результатах предыдущих действий. Дети с неописуемым удивлением узнают, что не могут ходить по прямой (например, дойти до угла класса) с закрытыми глазами.

Что нас ждет дальше

Первое сентября означает для маленького человека не только портфель, учебные принадлежности, отрыв от теплой маминой руки, но и переход в новую социальную ситуацию. Вчера он был просто ребенок, сын или дочь, внук или внучка, воспитанник детского сада, а сегодня он стал учеником с полным набором прав и обязанностей. Все окружающие ребенка горячо им любимые взрослые хотят видеть его выдающимся учеником, гордостью семьи. Задача школы – помочь ребенку научиться сложным вещам, оставаясь в ситуации успеха и постоянного желания прийти в школу опять.

На сегодняшний день самой серьезной становится проблема оптимизации учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в частности. Серьезно встает вопрос об использовании ИКТ в учебном процессе. Компьютеры пришли и в квартиры наших учеников. Сейчас уже отсутствие компьютера дома становится редким исключением. Первое знакомство ребенка с компьютером чаще всего происходит под большим или меньшим присмотром родителей еще до поступления в школу.

Сейчас мы в своей начальной школе реализуем модель, в которой в каждом кабинете начальной школы есть 15 ноутбуков (по одному ноутбуку на двух учеников). Такая модель в сочетании с доступом к школьной сети и Интернету открывает широкие возможности, ставя и новые вопросы. Раньше использование компьютера ограничивалось его доступностью, теперь оно может быть ограничено только здравым смыслом. На данный момент стоит задача определения необходимых временных и содержательных рамок использования компьютеров в учебном процессе начальной школы, разумного сочетания с некомпьютерной работой с учебником, тетрадью, бумагой и другими материалами, сочетания сидячих и подвижных (физкультура, бальные танцы, театр) форм организации учебного процесса.

Наш долгий положительный опыт использования информационных технологий в учебном процессе позволяет нам быть уверенными в том, что проблемы с эффективным встраиванием постоянно доступных средств ИКТ будут решены.

Алексей МУРАНОВ, директор начальной школы «Измайлово» №1811

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте