search
main
0

Компьютер и валенки Они уживаются в калужской глубинке

Древний Мосальск, в котором всего около пяти тысяч жителей, недавно отметил свое 770-летие. В последние годы город стал развиваться, в нем строится современный льнокомбинат на тысячу рабочих мест, который, как предполагается, станет одним из крупнейших в Европе.
…Первый день после зимних каникул. Городок встречает стайкой ребятишек, бегущих из школы, неторопливыми бабульками в полушубках и валенках. В центре города поражает величиной и великолепием недавно отреставрированный Никольский собор. Напротив, в старинном каменном особнячке – районный отдел народного образования.

Электронный ликбез
– В нашем районе – 2 городские и 15 сельских школ: 5 начальных, 7 основных и 3 средние, – рассказывает заведующий роно Анатолий Лариков. – По федеральной программе сельские школы получили 13 компьютеров, а городские – 14. Кроме этого, на средства муниципального образования благодаря стараниям главы администрации района Ивана Козлова приобретены 11 компьютеров и 11 принтеров.
К моменту получения компьютеров по президентской программе в каждой сельской школе оборудовали рабочие места. В четырех школах были сканеры. Учителя прошли специальную подготовку, что помогло быстро установить технику и начать ею пользоваться. К сожалению, все еще не решен вопрос с техническим обслуживанием – в районе нет специалиста. Есть проблемы и с установкой новых программ, с их освоением – не все программы запускаются. Два раза возили компьютеры на серьезный ремонт в областной центр. А ведь это 100 километров от нас! И приглашать специалистов, как вы понимаете, тоже довольно накладно.
– Когда мы получили компьютеры от главы администрации, – продолжает Лариков, – то главной задачей было обучение в первую очередь директоров школ. На зимних и весенних каникулах они занимались в городских кабинетах под руководством учителей информатики. Проводился своего рода компьютерный ликбез. Директора изучили устройство компьютера, текстовый редактор, Word, табличный Excel, знакомились с системой файлов.
В Мосальском районе (он, кстати, один из самых редконаселенных в Калужской области и в то же время один из самых передовых в вопросе компьютеризации сельских школ) – пять учителей информатики: по одному в каждой школе. Все они прошли 72-часовые курсы при Калужском департаменте образования на базе филиала МГТУ имени Баумана. Там же учились и по одному представителю от школы. Стоимость обучения составила примерно 4 тысячи рублей на человека. В 2002 году нашли удобную форму обучения компьютерной грамотности. Смогли обучить всех педагогов райцентра с наименьшими финансовыми затратами, договорились с областным ИПКРО об организации подготовки на базе района.
Интернет – это, конечно, здорово. Но, к сожалению, выход во Всемирную сеть есть только в двух городских школах и в детском саду. К интернету также подключены методический кабинет роно, кабинет заведующего отделом. Отсюда информация распространяется по школам района.
Через областной Департамент образования и науки получены компьютерные учебные программы для 8-9-х и 10-11-х классов. Конечно же, нужна медиатека, особенно по физике и химии. В каждой школе появился набор программ от Министерства образования. Правда 20 учебных дисков маловато. Чтобы разнообразить учебный процесс, приходится покупать их в коммерческих магазинах. И все-таки учителя Мосальского района нашли выход: освоили программу Power Point, и с ее помощью создают собственные программы-презентации со звуковым оформлением.

Метод “научного тыка”
…По обеим сторонам дороги – зимняя сказка. Деревянные домики под белыми шапками, словно облитые рождественским сахаром густые ели, присыпанные серебром березы и сосны. “Уазик” ревет, как маленький танк, мчит по заснеженным ухабам, рассекает сугроб и тормозит у забора небольшой сельской школы.
В Раменской школе – 69 учеников и 14 педагогов. Самый большой класс – 8-й, в нем 16 человек. В 5-м – всего один ученик.
В крохотной комнатке с зарешеченным окном – два компьютера. У экранов – трое увлеченных мальчишек.
– Сейчас у нас занятия компьютерного кружка, – объясняет учитель информатики Василий Панкратов. – В 5-6-х классах, где позволяет количество учеников, информатика преподается один час в неделю. Идет общее знакомство с компьютером, работа с клавиатурой и “мышью”. 10-классники первый год изучают компьютер, осваивают клавиатуру, работу в Wordе. Занимаются по электронным таблицам с учетом того, что может пригодиться выпускникам при работе на производстве.
В школе – три компьютера. Один приобретен на муниципальные средства, два поступили по федеральной программе. В апреле 2002 года обещали подключить интернет, но поселок и школу включили в междугородную сеть только пять месяцев спустя.
– В основном компьютер у нас используется как печатное средство, – говорит директор школы Валентина Панкратова. – С его помощью делаем грамоты, проводим конкурс рисунков, оформляем фотографии, дети печатают доклады.
По мнению учителя биологии Александра Семина, в придачу к компьютеру должен быть учебно-методический комплект. Но его в принципе нет. Поэтому для поддержки молодых учителей по биологии создали свой пакет программ, который записали на учебный диск. Сюда входят тематическое планирование, рисунки, фотографии.
В школе для учителей организован кружок по изучению компьютера, но свободного времени у педагогов мало, они перегружены.
…Серое, давно не ремонтированное здание Батищевской основной школы на фоне чистого снега, в окружении новогодних деревьев смотрится печально и одиноко.
– В школе – 65 учеников, – рассказывает директор Александра Макарова. – Компьютеры поступили к нам два года назад. В прошлом году в школе был только компьютерный кружок, куда ходили ребята с 7-го по 9-й класс. С этого учебного года мы ввели один урок информатики в 7-м классе. Два компьютера – это, конечно же, мало. Задействованы два, максимум четыре ученика. Остальные же сидят просто так.
Конечно же, все 12 учителей хотят научиться владеть компьютером, но со временем напряженка. Асом в школе считается завуч Михаил Рыжеванов. Когда в школу привезли первый компьютер – никто из учителей и понятия не имел, как им пользоваться. Смотрелось это довольно комично. “Как на карикатуре в одной из центральных газет, – вспоминает Рыжеванов. – Едет мужик на лошади, а в санях у него лежит монитор”.
– Сначала я применял метод “научного тыка”, – улыбается Михаил Валентинович. – Помню, первый раз была проблема выключить машину. Постепенно более-менее освоил. Спасибо, помогли учителя из соседних школ.
– Сейчас у нас не работает принтер, – говорит директор. – Что мы делаем? Набираем информацию на дискеты и везем распечатывать в Мосальск. Это очень неудобно. В струйном принтере быстро заканчивается картридж, а он стоит больше тысячи рублей и купить его можно только в Калуге. В прошлом году с родителей собирали по 27 рублей на краску. Хорошо, что недавно удалось выпросить сканер – основным школам такую технику почему-то не давали.
Зашла речь о подключении школы к интернету.
– Какое там! В районе – проблема с телефонной связью, постоянные сбои. В соседнюю деревню-то дозвониться не можем, – вздыхает Рыжеванов.
…Едем дальше. Стемнело. В свете автомобильных фар молодые елочки кажутся девушками, танцующими на новогоднем карнавале. Долговская средняя школа ярко светится застекленной теплицей. В школе – 85 учеников. Наполняемость классов – от 8 до 14 человек.
– Здание школы запущено в эксплуатацию с января 1971 года, – говорит директор Михаил Брылов. – За все это время не было ни одного капитального ремонта. Не ремонтировались водопровод, канализация, система отопления.
Компьютеры начали поступать в школу пять лет назад. Сначала получили один от областного управления образования. Сейчас в школе – шесть машин.
С помощью компьютерных технологий долговские педагоги и ученики переоформили школьный краеведческий музей. На стендах висят отсканированные документы, фотографии, а подлинники, чтобы не выцветали, хранятся в специальных папках.
По мнению преподавателей, из учебных пособий эффективно использовать можно только программу по истории. Остальные, конечно, тоже можно фрагментами демонстрировать, но для этого нужны телевизор, диапроектор, экран.

…Программа информатизации сельских школ набирает обороты. По городам и весям развозится дорогостоящая техника, которую многие деревенские учителя и дети и в глаза не видели. Но если и в Центральной России большие проблемы с телефонной связью, то что говорить об этом где-нибудь в архангельской тайге или ямало-ненецкой тундре. Без хороших учебных программ и выхода в интернет компьютерное “железо” если и не превратится в приспособления для колки дров, то и не облегчит и не осовременит учебный процесс – это уж точно.

Михаил БОНДАРЕВ

Мосальский район,
Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте