Абсолютно ясным становится тот факт, что без информационных технологий сегодня не реализуется ни одна образовательная программа. Это веление времени. И если средняя общеобразовательная школа еще пока кое-где обходится без компьютерного и программного обеспечения, то вузы без техники такого рода себя уже не мыслят. Подтвердить это я попросила Виталия Хименко, первого проректора Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктора технических наук, профессора.
Прежде чем говорить о том, что делается в университете, чтобы, с одной стороны, развивать информационную базу, а с другой – внедрять ее в образовательный процесс, надо пояснить, что в любом вузе существует два параллельных процесса: непосредственно образовательный и научно-исследовательский. Образование не может развиваться нормально, если преподаватели кафедр не занимаются наукой. Именно научный интерес стимулирует внедрение новых технологий в образовательный процесс. Когда речь идет об информатизации образования вуза, то нужно всегда подчеркивать уровень его преподавательского состава. Ведь любой технике требуется голова, что толку от самой современной машины, если уровень ее пользователя низок? Наш университет по численности студентов (около 8 тысяч) сравнительно небольшой среди российских вузов, но 90% его преподавателей – с учеными степенями. 20% из них – доктора наук. Этот высокий показатель мы стараемся поддерживать, потому что без научного рвения существование вуза можно считать бессмысленным.
– Каково компьютерное обеспечение университета?
– На данный момент у нас функционирует 40 вычислительных лабораторий, в которых по 10-15 машин. Все они имеют локальные сети. Те в свою очередь объединены в общеуниверситетскую сеть. Последняя соединена с интернетом. Человек может изучать современные информационные технологии, использовать их для решения каких-то конкретных задач, черпать знания и информацию из глобальных сетей.
Кроме того, у нас работает кафедра ЮНЕСКО. Подобных в России очень немного. Называется она “Дистанционное инженерное образование”. С ней связан интернет-класс, где осуществляется свободный доступ к глобальным сетям. Он специально оснащен для реализации программ дистанционного обучения. На образование такого рода Министерство образования пока не выдает лицензию, но стандарты уже разрабатываются. Думаю, это вопрос недалекого будущего. Кафедра ЮНЕСКО интернет-класс, дистанционное образование – это стройная цепочка, позволяющая развивать и совершенствовать новые информационные технологии не только в самом вузе, но и гораздо шире. Таким образом, мы можем дать образование в ведущих вузах страны тем, кто живет в отдаленных районах, но имеет доступ к информационным сетям.
На базе университета есть центр информационных технологий Северо-Запада. Как раз на нем и отрабатываются новые информационные технологии. Сейчас у нас 52 образовательные программы высшего профессионального образования, 5 – среднего профессионального образования, около 25 специальностей аспирантуры.
Что же касается техники, то мы стараемся идти в ногу со временем, однако бытует такая популярная фраза: компьютер стареет в тот миг, когда ты заплатил за него деньги. Это отражает действительность. Техника развивается стремительно, но отслеживать ее ежечасно нет резона. Мы добиваемся самого высокого уровня там, где это необходимо. Есть задачи, которые можно решать на рядовой технике. Допустим, на курсах, изучающих основы информатики. Там же, где идут специальные дисциплины, дисциплины специализации, безусловно, требуется самый высокой уровень техники. Мы его обеспечиваем. Раритетов в нашем компьютерном парке нет, он постоянно обновляется. Причем за счет средств, заработанных вузом. На государственные деньги ни модернизировать, ни заняться совершенствованием мы бы не смогли. Это очень скудные суммы.
Что касается вопросов информатизации в других вузах, то уровень у всех разный. Это зависит от многих факторов, в том числе от мощности научно-педагогической школы, традиций, основы. Где вузы с сильнейшим внутренним ядром, там, разумеется, самые передовые технологии. Где нет своего потенциала, там о качестве образования говорить не приходится. Думается, труднее всего негосударственным вузам, где нет развитой аспирантуры, докторантуры, а есть сборная из разных преподавателей и прагматичное их использование.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии