search
Топ 10

«Коммунальные» споры. В Кировской области профсоюз отстоял интересы сельских педагогов

​Уже который год не утихают споры о предоставлении педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, мер социальной поддержки по компенсации коммунальных расходов. И каждый год сокращается количество субъектов РФ, где педагогические работники по-прежнему пользуются правом на полную, 100‑процентную компенсацию.

Причин тому несколько: с одной стороны, это бедственное положение самих регионов, пытающихся залатать бюджетные дыры сокращением «социалки», с другой – предприимчивость отдельных сельских педагогов. Уже ни для кого не секрет, что некоторые наши коллеги откровенно злоупотребляют своим правом и подключают к своему жилому помещению все, что способно потреблять электричество или тепловую энергию, от собственных теплиц и бань до лесопилок родственников. Тем самым они дают органам власти лишний повод принимать «правильные» политические решения, вводя предельные нормативы или фиксированную выплату.Но все-таки основной причиной является отсутствие четкого правового регулирования предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам в сельской местности. Следствие этого – противоречивая судебная практика, которая не позволяет представителям профсоюза эффективно отстаивать интересы сельских педагогов в судебных органах.Информация к сведениюКоммунальные льготы для сельских педагогов в той или иной форме существуют с 30‑х годов прошлого века. Они были введены в рамках политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках». Так, пунктом 10 раздела «А» вышеназванного постановления было предусмотрено, что квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости. Необходимые средства включаются в смету соответствующего учреждения, предприятия, организации. Жилая площадь предоставляется по нормам, установленным в данной местности.В случае перехода на пенсию указанных работников за ними и проживающими совместно с ними членами семей сохранялось право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы этих работников в сельской местности или рабочих поселках составлял не менее 10 лет, и к моменту перехода на пенсию они пользовались названными выше льготами. При переезде пенсионеров в город (на постоянное место жительства) право на указанные льготы утрачивалось.Следует отметить, что перечисленным категориям специалистов бесплатно предоставлялось только жилое помещение, освещение (без учета использования электробытовых приборов) и отопление (централизованное и печное). Другие коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, вывоз мусора и др.) оплачивались в общеустановленном порядке.Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением также был определен постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», постановлением Совета Министров СССР №255 от 4 мая 1971 года.Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было закреплено позднее и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года №154/12-22 разъяснен порядок сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).Некоторые вышеперечисленные нормативные правовые акты подлежали применению и после распада СССР в силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 года «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР», а также статьи 8 Федерального закона РФ от 22. 12. 2004 года №189‑ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».В 1992 году был принят Закон РФ №3266-1 «Об образовании», ныне утративший силу. В первоначальной редакции он содержал лишь декларативные нормы о социальных гарантиях педагогических работников и только спустя четыре года педагогическим работникам было предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).Федеральным законом от 6 мая 2003 г. №52‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» функции по определению размеров, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг переданы на уровень субъектов Федерации. При этом было установлено, что данные расходы будут учитываться в межбюджетных отношениях.Данное правовое регулирование действовало вплоть до 2005 года. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» были внесены изменения в части, предусматривающей установление законодательными актами субъектов Российской Федерации размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности. А затем Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №439‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было заменено правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.Несмотря на то что этим же законом закреплено, что нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а Верховный суд РФ в определении от 13 апреля 2011 г. №41‑Г11-24 обращал внимание, что изложение в новой редакции нормы абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» не привело к утрате названного права педагогических работников, страну захлестнули судебные тяжбы, которые в том или ином виде продолжаются до сих пор.В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.По нашему мнению, действующая редакция части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является одним из источников противоречивости судебной практики и катализатором политических решений по сокращению мер социальной поддержки, принимаемых на региональном уровне.Например, по мнению администрации Псковской области, «из буквального толкования части 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ» не следует обязанность компенсации понесенных расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для педагогических работников в полном объеме, минимальный размер такой компенсации также не установлен». Администрация полагала, что замена 100‑процентной компенсации на фиксированную выплату не противоречит федеральному законодательству, а принята в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по определению размера, условий и порядка возмещения таких расходов (решение Псковского областного суда от 12 мая 2015 г. по делу №12/2015).Между тем в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» (также известен как «закон о монетизации льгот») законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты РФ должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. На практике это означало, что если до 31 декабря 2004 года педагогическим работникам предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением, то при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат совокупный объем их финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.Таким образом, исходя из расширительного толкования, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работников и педагогов-пенсионеров, вовсе не свидетельствовало и не свидетельствует о праве субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующих категорий граждан, а также ухудшать условия их предоставления. Субъекты РФ вправе решать вопрос не о размере, условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки, а о размере, условиях и порядке возмещения расходов (в рамках межбюджетных отношений), которые в данном случае понесет субъект РФ.Однако, как мы видим, в правоприменительной практике это выглядит иначе. В письме правительства Кировской области в адрес Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования отмечено, что в 2004 году при переходе с натуральной формы предоставления меры социальной поддержки работникам системы образования области на денежную нормы Федерального закона №122‑ФЗ в части неухудшения условий предоставления льготы соблюдены, в данный момент решение принимается в рамках полномочий субъекта РФ в соответствии все с той же частью 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ».Еще сильнее ситуацию запутывают в СМИ. Так, в «Российской газете» в 2013 году вышла статья под названием «Сельским учителям дадут на «коммуналку» 1200 рублей». В данной статье, являющейся комментарием к постановлению Правительства РФ от 26 октября 2013 года №963, автор делает вывод, что установленная указанным постановлением компенсация в размере 1200 рублей положена всем педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, а не только работникам федеральных образовательных организаций (часть 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ»). И выплачиваться она будет вместе с зарплатой. Автор также подчеркивает, что до этого времени порядок определялся регионами, в связи с чем суды были завалены исками. Сейчас же зафиксирована единая сумма для всех, а гарантии дает федеральный бюджет.И действительно, органы власти при принятии решений о сокращении «коммунальных» зачастую используют «волшебную» для депутатов формулировку «в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством». Например, такая формулировка была озвучена министром образования Кировской области при обсуждении законопроекта о введении фиксированной выплаты в социальном комитете областного Законодательного собрания.Принимая подобные решения, органы власти не берут во внимание и правовую позицию Конституционного суда РФ, который неоднократно отмечал, что, изменяя форму и содержание социальной поддержки, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции РФ), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан – получателей мер социальной поддержки. При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. (Определение Конституционного суда РФ от 16 июля 2015 г. №1655‑О.)В связи с этим особенно странной выглядит позиция Верховного суда РФ. Так, определением от 15 июля 2015 года по делу №91‑АПГ15-6 Верховный суд вроде бы поддержал позицию по недопущению снижения объема выплат и ухудшения предоставления льгот (абзац 3 части 2 статьи 153 Федерального закона №122‑ФЗ), однако не учел, что фиксированный размер выплаты 1200 рублей не обеспечивает компенсацией в полном объеме расходов за жилое помещение, отопление и освещение всех педагогических работников, следовательно, снижает уровень социальных гарантий и ухудшает условия предоставления льгот.В определении от 21 сентября 2016 года по делу №31‑АПГ 16-6 Верховный суд РФ указал, что субъекты РФ вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки, а принятые изменения (установление фиксированной выплаты) сделаны в пределах предоставленных полномочий.Мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, проведенный ЦС профсоюза по состоянию на 1 ноября 2015 года, показал, что только в 45 субъектах РФ сохранено право сельских педагогов на 100‑процентную компенсацию затрат на коммунальные услуги. В 16 субъектах компенсация расходов производится в соответствии с утвержденным в регионе порядком или методикой, в 9 субъектах компенсация установлена в фиксированной денежной сумме (от 600 рублей в Республике Башкортостан до 3780 рублей в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва), и в 7 субъектах компенсация производится в пределах социальной нормы площади жилья.Таким образом, исконное право педагогических работников в настоящий момент зависит от их места жительства. В таком случае возникает риторический вопрос: чем отличается сельский учитель Псковской области или Республики Чувашия от сельского учителя Владимирской области?Тем временем в Кировской области право на 100‑процентную компенсацию расходов на коммунальные услуги как меру социальной поддержки предусмотрено как действующей редакцией закона от 14 октября 2013 г. №320‑ЗО «Об образовании в Кировской области», так и ранее действовавшим законом от 11 февраля 2003 г. №133‑ЗО «Об образовании в Кировской области».Порядок и условия предоставления данной меры социальной поддержки регулируются постановлениями правительства Кировской области. Для работающих педагогических работников применяется постановление правительства Кировской области от 7 июля 2011 г. №110/295 «О порядке предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кировской области». Для педагогов, проработавших 10 лет, вышедших на пенсию и прекративших педагогическую деятельность, – постановление правительства Кировской области от 11 сентября 2015 г. №59/560 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты».В 2016 году Кировская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ предприняла серьезные меры в борьбе за сохранение 100‑процентной компенсации сельским педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам по коммунальным расходам.Так, в апреле 2016 года Министерством образования Кировской области был подготовлен законопроект, заменяющий 100‑процентную компенсацию расходов на фиксированную выплату в 1200 рублей. В целях недопущения рассмотрения данного законопроекта в Законодательном собрании Кировской области оперативно были подготовлены письма в прокуратуру, губернатору и председателю Законодательного собрания Кировской области, в которых профсоюз выразил свою аргументированную позицию и требование сохранить действующее правовое регулирование мер социальной поддержки. На экстренном совещании с представителями местных организаций профсоюза было принято решение о проведении коллективных действий в поддержку данных требований в форме публичных мероприятий (собраний, митингов, пикетов) и путем направления писем и телеграмм в адрес депутатов Законодательного собрания Кировской области. За 3 дня было направлено более 3000 обращений. Педагогическое сообщество Кировской области продемонстрировало свою сплоченность и дало понять депутатам, что в канун проведения региональных и федеральных выборов подобные решения представителей власти выглядят неразумно.Результатом коллективных действий профсоюза стало письмо председателя Законодательного собрания Кировской области, в котором сообщается, что законопроект отозван. Однако оставалась вероятность его рассмотрения на следующем заседании, в связи с этим 1 мая в восьми муниципальных образованиях Кировской области прошли публичные акции в поддержку требований профсоюза, в которых приняли участие более 1500 человек.Во многом благодаря принципиальной позиции профсоюза указанный вопрос в подобной форме больше не рассматривался.В ноябре 2016 года, уже после проведения федеральных и региональных выборов, прошли публичные слушания по бюджету Кировской области на 2017 и плановый период 2018-2019 годов, в которых участвовали представители профсоюза. В ходе слушаний на вопрос о том, планируется ли сокращение меры социальной поддержки по компенсации коммунальных расходов педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам, исполняющий обязанности губернатора Игорь Васильев заверил, что средства в бюджете заложены в полном объеме (на 100‑процентную компенсацию) с учетом индексации, а все обсуждения возможных изменений будут проводиться совместно с представителями профсоюза.Позже появился новый законопроект, предусматривающий замену 100‑процентной компенсации расходов на фиксированную выплату, но уже в размере 2400 рублей. Данная сумма появилась путем деления количества получателей меры социальной поддержки (9433) на сумму, заложенную в бюджете 2016 года, – 460 млн рублей.Областная организация профсоюза провела мониторинг предоставления меры социальной поддержки. Несмотря на то что сумма была увеличена в 2 раза, она по-прежнему не покрывала реальных затрат педагогических работников более чем в половине муниципальных образований региона.Более того, по данным Министерства финансов Кировской области, в 2016 году средний размер компенсации составляет 3670 рублей.В ходе встречи с и. о. заместителя председателя правительства Кировской области Дмитрием Курдюмовым, председателем Законодательного собрания Кировской области Владимиром Быковым представители профсоюза отмечали, что установление фиксированного размера денежной выплаты, который не обеспечивает полную компенсацию расходов за коммунальные платежи, снизит уровень социальных гарантий для педагогических работников и педагогов-пенсионеров, ухудшит условия предоставления льгот. В качестве доказательства были приведены результаты мониторинга и квитанции за коммунальные услуги.Также отмечалось, что указанная мера социальной поддержки по своему правовому и социальному смыслу является стимулирующей, а не компенсационной. Она была установлена в 30‑х годах прошлого века для привлечения квалифицированных специалистов в сельскую местность и сохраняла свое действие и в более неблагоприятные для нашей страны времена. Ее серьезное снижение поставит под угрозу существование образования на селе в связи с оттоком молодых специалистов, притом что средний возраст педагогического работника 56 лет.Когда готовилась данная статья, в адрес местных органов управления образованием и Кировской областной организации профсоюза было направлено письмо за подписью и. о. министра образования Кировской области, в котором разъясняется, «что с целью социальной поддержки работников системы образования, несмотря на сложное финансово-экономическое положение Кировской области, принято решение о сохранении 100% компенсации расходов педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, а также педагогам-пенсионерам».Таким образом, коллективные действия профсоюза по сохранению действующего правового регулирования мер социальной поддержки увенчались успехом. Экономическая эффективность составила порядка 250 миллионов рублей.Александр УСАТОВ, правовой инспектор труда Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, член Совета по правовой работе при ЦС профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте