search
main
0

Комментарии

Сразу внесем ясность. Сегодня за удовлетворение образовательных запросов населения отвечают на местах органы народного образования вместе с властью. То есть кто содержит школы, детсады, тот и распоряжается: быть им или не быть. Различные федеральные законы (“Об образовании”, “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений”…) должны ограничивать самоуправство властей.
Но происходит ли это на самом деле? На этот вопрос отвечает начальник Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования Министерства образования России Виктор Сауткин.
– Мы можем лишь рекомендовать властям сохранять сельские школки. А быть ли им, решают на местах.
Конечно, наше управление (недаром в его названии есть слово “инспектирование”) проверяет все сигналы с мест о закрытии школ. Нет ли нарушений федеральных законов? В прошедшем учебном году в 57 российских регионах были проведены инспекционные проверки. В большинстве областей при ликвидации или реорганизации образовательных учреждений были соблюдены все необходимые в таких случаях процедуры. В селах вопрос о закрытии школы выносили на обсуждение схода. В городах, поселках вопрос о закрытии или реорганизации школы тоже должен начинаться с низов. Там, где совет школы, общественность микрорайона принимали самое непосредственное участие в решении этого вопроса, никаких конфликтов не возникало. Жаль, что не везде власти считаются с мнением простых людей, не объясняя им, что стоит за цифрами оптимизации, почему невыгодно содержать то или иное общеобразовательное учреждение.
Нарушения при закрытии школы были выявлены в 17 регионах. В основном они происходили по вине властей, которые, видно, плохо уяснили пункты 4 и 5 Закона “О сохранении статуса государственных и муниципальных учреждений и моратории на их приватизацию”.
Напомним, что в одном из них говорится о необходимости в случае ликвидации школы многоступенчатого согласования с учредителем, органами законодательной власти (городская Дума, районное собрание и т.д.). Негласно считается, что чем больше согласований, тем лучше.
Другой пункт закона четко оговаривает, что условия ликвидации государственного, муниципального образовательного учреждения должны быть записаны в договоре между учредителем и школой.
Знание законов – гарантия принятия верного решения. К сожалению, не все директора школ в уставах, договорах обращают внимание на столь важный пункт, в каких случаях может происходить ликвидация школы. Будет ли это снижение количества школьников и детей дошкольного возраста или ветхость здания, нерентабельность его содержания. Для того чтобы отстаивать свои права сегодня, когда большинство законов, в том числе и вышеупомянутый, носят “рамочный характер”, нужно быть юридически грамотным.

Общество и школа всегда были тесно связаны между собой. В процветающем обществе и школа расцветает. А с другой стороны, таким или иным любое общество делают люди.
Какими будут через 10-15 лет те, кто сегодня сидит за партами? Мы хотели бы видеть их образованными, интеллигентными, энергичными. Причем такими мы хотели бы видеть всех детей – и тех, кто родился в столице, и тех, кто растет в маленькой, глухой деревушке. Но есть ли сегодня у деревенских ребятишек возможность стать такими же интеллектуально развитыми, как и у тех, кто живет в городе? Особенно если их родная деревня умирает. Если она такая, где взрослые пьют, где нет работы, а значит, и смысла в жизни. Может ли всему этому противостоять маленькая и полуразвалившаяся школа? Разумеется, нет! И что же делать? Как изменить судьбу ребенка, живущего в такой деревне? Как изменить впоследствии судьбу самой деревни, ведь она, как и общество, зависит от людей, их культурного уровня, образования.
А вот что: надо сделать все возможное (и даже невозможное), чтобы дети уже сегодня стали получать достойное образование. Каким же способом? Возродить гибнущую, уже обреченную деревню? Вряд ли сейчас это реально. Но тогда, может быть, следует принять другой путь? Например, возить детей на автобусе в соседнее село, где есть хорошая школа, где работают квалифицированные учителя-предметники, специалисты по воспитанию, психолог, социальный педагог, где открыты спортивные секции, кружки по интересам, где, наконец, просто лучшая в округе материальная база. Разумеется, речь идет только о ребятах старших классов (начальную школу нельзя расформировывать!). Там, в большой школе, старшеклассники и первоначальные навыки профессий, необходимых современному селу, приобретут. Получив знания, они смогут поступить в институт или техникум. А раз так, то скорее всего смогут избежать печальной участи своих родителей, оставшихся сегодня без куска хлеба. Значит, избежит печальной участи и деревня, в которую они вернутся, чтобы жить, завести семью и детей.
Итак, какой судьбы для своих взрослеющих мальчиков и девочек вы хотите?
Отдел социальных проблем

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте