search
main
0

Комфортная технология. «Полное усвоение» возможно!

Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные отметки. Но каковы же объективные возможности учителя обучать, воспитывать и развивать в условиях классно-урочной системы? Ответ на этот вопрос дают современные технологии, которые позволяют ослабить существующие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальными особенностями личности обучаемого. Одной из них является технология «полного усвоения».

В издательстве «Дрофа» выпущена книга «Обучение на основе технологии «полного усвоения», которая составлена как практическое пособие и отражает опыт работы учителей математики школы № 24 Брянска.

Технология, на которой мы остановили свой выбор, обеспечивает учителя всем необходимым для конструирования учебного процесса, способствует усилению его эффективности и позволяет находить, использовать и создавать конкретные условия учебной ситуации для того, чтобы процесс протекал в благоприятной обстановке. Это технология, в которой комфортно и учителю, и ученику. Суть же ее выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей детям требуется разное время для овладения одним и тем же материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все дети сделали задание к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие просто не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо ему для полного усвоения материала. Темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 95 процентов учащихся.

Цель такого обучения как раз и состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

В книге подробно рассказано о том, как внедрить эту технологию.

В части «Теоретическое обоснование и методика технологии «полного усвоения» главное внимание уделено описанию приемов управления процессом обучения, которые могут быть использованы учителем при организации занятий в 5-9-х классах. В зависимости от цели деятельности на каждом этапе подбираются соответствующие формы организации учебного процесса. В этой части мы делимся накопленным опытом по конструированию уроков математики.

Далее даны общие рекомендации по разработке дидактических материалов для проведения:

диагностического тестирования;

коррекционных занятий;

развивающих занятий;

контрольных работ.

Предложены рекомендации для учеников по организации собственной деятельности:

при диагностическом тестировании;

при работе с коррекционным и развивающим материалом;

при выполнении контрольной работы.

Часть «Дидактическое обеспечение технологии «полного усвоения» содержит главы, в которых разработана система учебных упражнений для проведения диагностического тестирования, коррекционно-развивающих занятий, итогового контроля по математике для 5-го классаа.

Раздел начинается с представления примерного планирования учебного материала, где указана последовательность тем курса и определены примерные сроки их изучения.

Задания тестов составлены на основе содержания базовой программы и требований к ее усвоению и распределены на два равнозначных варианта. В основу диагностики положен общеобразовательный минимум, который должен быть усвоен всеми учениками, а основное назначение тестов – выявить необходимость коррекционной работы, вспомогательных учебных процедур.

Контрольные работы также представлены в двух вариантах. В ходе их проверки выявляются и оцениваются знания и умения детей, что дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием. Материал в каждой контрольной работе распределен в соответствии с уровнем усвоения знаний и способами деятельности ученика (обязательный уровень, продвинутый уровень, углубленный уровень). Большинство контрольных работ дано с некоторой долей избыточности с тем, чтобы учитель сам отобрал нужное количество заданий, которых может быть меньше. При этом учитываются уровень подготовленности класса и продолжительность урока.

Все материалы, вошедшие в книгу, прошли апробацию в школе № 24 г.Брянска, кроме того, они были представлены учителям математики на курсах повышения квалификации. Заинтересованное участие и поддержка учителей убедили нас в правильности избранного пути, в нужности тех материалов, которые мы разработали.

Татьяна ГОНЧАРОВА, заслуженный учитель РФ, завуч школы № 24, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте