Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Константин Ушинский
Развитие учебной мотивации является предметом исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и ученых на протяжении многих десятилетий. Актуальность темы объясняется в первую очередь важной ролью мотивации в процессе обучения. Как отмечает Андрей Наумович Иоффе: «Мотивация – это искра, которая зажигает факел познания».
Естественно, что работа с таким учеником эффективнее и продуктивнее. Однако в настоящее время в школе отмечается тенденция к снижению учебного интереса у детей как младшего, так и старшего звена. Действительно, если мы предложим ученикам пойти в кинотеатр или школу, то многие предпочтут первый вариант. Таким образом, педагоги постоянно находятся в поиске новых технологий повышения учебной мотивации.
Интересно, что создать новый способ мотивации нам помогло именно посещение кинотеатра. Детям всегда нравятся яркие захватывающие трейлеры к фильмам. Такие короткие видео побуждают их посмотреть какую-либо киноленту или мультфильм, создавая устойчивый интерес к просмотру. Основано это на том, что современному поколению свойственно воспринимать мир с помощью клипового мышления. При таком типе мышления человек не может осознавать информацию целостно, воспринимает ее фрагментами и яркими образами с высокой скоростью переключения между ними.
Когда мы проанализировали данную информацию, у нас возникла идея мотивации учебной деятельности с помощью трейлера урока. Это специально смонтированное увлекательное короткое видео о том, что будут изучать школьники по какой-либо учебной теме на одном или нескольких уроках. Такой ролик актуально использовать на этапе мотивации к учебной деятельности по ФГОС. Данная технология успешно применяется нами в работе и доказывает свою эффективность.
Создание трейлера подразумевает определенные этапы. Сначала необходимо определить тему ролика. Чаще всего это тема урока, раздела или тематика предметной недели. Затем формируется рабочая группа, которая будет заниматься производством продукта. Это может быть учитель, учитель вместе с учениками или сами учащиеся. На следующем этапе участники выбирают технические средства для монтажа, обсуждают визуализацию. Работа может проводиться в специальных видеоредакторах или в программах презентаций с использованием видеофрагментов или статических изображений, звуковых эффектов. Далее необходимо выбрать творческую концепцию, то есть определить основу трейлера.
Например, мультфильм, кинофильм, какое-либо событие или сюжет произведения. На данной стадии также можно выбрать жанр видео: комедия, экшен, детектив. Четвертый и пятый шаги – это работа по раскадровке и наполнению текстом трейлера. Для удобства участников нами был разработан специальный чек-лист, который помогает установить последовательность событий и подобрать необходимые слоганы. На последнем этапе монтажа необходимо учитывать, что трейлер не должен быть перегруженным информацией и превышать две минуты.
Важно отметить, что трейлер – это универсальный способ мотивирования, так как его можно использовать на разных уроках, по любым предметам и с разной возрастной категорией учеников. Монтируются подобные ролики в специальных видеоредакторах или во всем известной программе PowerPoint. Работать над созданием трейлера урока могут как учителя, так и сами учащиеся. Данная технология позволяет повышать учебную мотивацию, а также развивает креативное мышление, навыки работы с текстом, коммуникацию и взаимодействие, самостоятельность при изучении новой информации, творчество и другие важные компетенции школьников.
Опираясь на труды К.Д.Ушинского и многих других педагогов, современный учитель продолжает благородное дело воспитания и обучения подрастающего поколения. Научный прогресс и стремительное развитие мира обязывают нас постоянно внедрять инновации в систему образования. Это напрямую перекликается со словами Константина Дмитриевича: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни».
Елена ВОЛОДИНА, учитель начальных классов, учитель-дефектолог школы №777 имени Героя Советского Союза Е.В.Михайлова
Комментарии