search
main
0

Комбинированная система обучения

Используя технологию уровневой дифференциации Н. Гузика, которую он назвал “Комбинированная система обучения”, я попыталась составить методические рекомендации и дидактические материалы к модулю “Конституция РФ”, которые применяю в своей практике работы. (Учебник Я. Соколова “Граждановедение”).
Комбинированная система включает в себя пять типов уроков, которые следуют друг за другом, а именно:
1. Уроки общего разбора темы и методика ее исследования (условно мы их именуем лекциями).
2. Комбинированные семинарские занятия (где осуществляется индивидуальная работа над учебным материалом).
3. Уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты).
4. Уроки межпредметного обобщения материала (мы их называем уроками защиты тематических заданий).
5. Уроки-практикумы.
На изучение модуля “Конституция РФ” в 9-м классе потребуется 23 часа.
В него входят:
1. Тип урока: первичное ознакомление с материалом. Вводная лекция.
2. Тип урока: изучение нового учебного материала. Комбинированное семинарское занятие: 1) введение в самостоятельную работу, представляющее собой инструктирование заданий, выяснение целей работы (2-3 мин.); 2) самостоятельная работа с уровневыми заданиями (20-25 мин.); 3) фронтальная работа в конце урока для обсуждения результатов самостоятельной работы вместе с заданием работы на дом (10-15 мин.).
3. Тип урока: применение полученных знаний. Вид урока: практикум.
4. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Теоретические и практические самостоятельные работы.
5. Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений, навыков. Контрольная работа.
6. Тип урока: межпредметное обобщение материала.
Учитывая, что курс граждановедения рассчитан на один час в неделю и временной отрезок между уроками большой, я внесла коррективы в комбинированную систему уроков Н. Гузика. После урока общего разбора темы следует изучение нового учебного материала (комбинированное семинарское занятие), это занятие чередуется с занятием по применению полученных знаний (практикум, деловая игра, дискуссия, пресс-конференция). И завершает изучение модуля урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.
При организации работы с уровневыми заданиями, большую роль играет умение учащихся работать самостоятельно с различными источниками информации. Самостоятельная работа активизирует их как организационным устройством, так и содержанием знаний. С точки зрения организационного устройства она способствует участию исключительно всех учеников. Самостоятельная работа позволяет работать в индивидуальном темпе, заставляет пассивных выполнить базовый уровень (“С”). В плане же содержания обучения уровни “В” и “А” способствуют активизации мыслительной деятельности учеников.
В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном темпе и стиле, может вникнуть в то, что ему неясно, выполнять задание соответственно своим умениям. Самостоятельная работа активизирует ребят. Даже пассивные и ленивые должны выполнить задание сами, не дожидаясь, пока кто-то другой его выполнит, как это нередко происходит при фронтальном методе.
Вместе с тем индивидуальная форма обучения, разумеется, еще не обеспечивает повышения знаний.

Виды уровневых заданий
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить на три основных вида:
УРОВЕНЬ “С”: учебные задания, опосредующие учебную информацию.
Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Задание указывает на источник, откуда можно получить необходимую информацию. Этот вид задания заменяет устное изложение учителя и предназначен в основном для первоначального восприятия учебного материала. При этом требуется умение выделять смысловые группы, вычленять главное, знание приемов запоминания. Задания “С” должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступить к выполнению заданий уровня “В”.
УРОВЕНЬ “В”: учебные задания, которые обеспечивают решение задач на применение. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более детальной.
УРОВЕНЬ “А”: поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусматривается свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных знаний, дает развивающие сведения, углубляющие их, открывает перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (“С”) точно соответствует обязательным результатам обучения.
Второй вариант (“В”) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника. Третий (“А”) – заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор уровня изучения предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой “полного усвоения”. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе “зачет-незачет”.

Памятка
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся на диагностической основе
I. Как спланированы задачи урока, соответствуют ли развивающие задачи полученным учителем диагностическим данным о классе.
II. Подготовка учителя к уроку:
1) как спроектирована (спланирована) работа с отдельными учащимися, какие их познавательные способности учтены;
2) какие ошибки и трудности учащихся на предыдущем уроке учтены;
3) подготовлены ли индивидуальные и групповые задания и в какой мере они соответствуют выявленным познавательным возможностям детей;
4) подобраны ли виды деятельности учащихся с учетом их дифференцированных различий;
5) соответствуют ли методы обучения развивающим задачам урока;
6) учтены ли как внеучебные интересы и склонности учащихся, их участие в раскрытии содержания темы.
III. Объяснение нового материала:
1) как было организовано осмысленное и прочное усвоение учебного материала учащимися с низким уровнем обучаемости;
2) какие приемы и средства использовались для работы со способными учениками для достижения углубленного и расширенного усвоения темы.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
1) Предлагались ли учащимся дифференцированные задания, или работа осуществлялась по единым образцам?
2) Соответствуют ли дифференцированные задания мере трудностей и дифференцированным возможностям ученика?
3) Способствовали ли самостоятельные задания и на каком уровне продвижению учащихся в знаниях, продвижению в “зону ближайшего развития”?
4) Использовались различия в формулировании заданий, в организации процесса их выполнения для слабых и сильных учащихся?
5) Вводились ли и какие алгоритмы, карточки-консультанты, инструкции и чем они отличались у детей с разными индивидуальными познавательными возможностями?
6) Была ли организована индивидуальная помощь учащимся, чем она отличалась в работе с учащимися разных уровней и характера познавательных возможностей?
7) Соответствовали ли контроль, оценка результатов и поощрение проявленной работоспособности возможностям и склонностям учащихся?
8) Проводилась ли учителем работа по обучению детей приемам само- и взаимоконтроля?
9) Как обеспечивался надлежащий темп выполнения самостоятельных работ?
V. Коллективная и групповая познавательная деятельность учащихся:
1) Учтены ли особенности познавательной деятельности, личностные взаимоотношения детей при создании групп и пар?
2) Какие критерии обучаемости и уровень подготовленности по предмету были учтены при определении ролей в учебной группе?
3) Были ли ориентированы хорошо подготовленные школьники на оказание помощи и консультации слабых в групповой работе?
4) Была ли организована работа одаренных детей. Отличалась ли она от работы остальных групп в классе по содержанию и методике.
5) Какие формы познавательной деятельности были использованы, в какой мере они были результативны?
6) Удалось ли учителю совмещать коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся, каким образом это было достигнуто?
VI. Организация домашней учебной работы школьника:
1) Ведется ли учет трудностей в учебной работе учащихся?
2) Дифференцировались ли домашние задания на основе познавательных возможностей учеников?
3) Какие формы и методы проверки домашних заданий были использованы в работе с разными учениками?
4) Использовались ли вспомогательные материалы для слабых учащихся при проверке домашних заданий?
5) В какой мере превышали домашние задания потенциальные возможности учащихся, помогали ли они продвижению учащихся в знаниях и развитии?
6) Дифференцировались ли домашние задания для сильных и слабых учеников, в чем проявилось, каков эффект?
7) Отличалась ли чем методика работы с сильными и слабыми учениками на данном этапе урока?
8) Была ли организована взаимопроверка и взаимопомощь учащихся при проверке домашних заданий?
9) Результативной ли оказалась работа с учащимися по домашним заданиям, по каким параметрам это учитывалось?

Анкета
Мотивация учащихся выполнения самостоятельной работы
Обведите кружочком те ответы, которые выражают ваше мнение.
1. Как вы относитесь к самостоятельной работе на уроке? а) положительно; б) отрицательно; в) безразлично.
2. Старательно и охотно выполняю самостоятельную работу тогда, когда: а) задание интересно; б) понимаю, что оно важно для изучения предмета; в) понимаю, что оно необходимо для моей профессиональной подготовки; г) считаю, что могу его выполнить; д) хочу заслужить одобрение родителей; е) хочу получить хорошую отметку.
3. Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом? а) работа с учебником; б) с дополнительной литературой; в) с таблицами; г) выполнение упражнений; д) подготовка сочинений; е) подготовка докладов; ж) трудовые задания.
4. Самостоятельная работа проходит успешнее, если выполняю задание: а) один; б) с группой; в) при постоянном руководстве учителя.
5. Работать самостоятельно интереснее, если: а) успешно выполняю задание; б) обстановка на уроке доброжелательная; в) строгая дисциплина; г) учитель одобряет работу; д) применяется зачетная система.
6. Что, на ваш взгляд, надо изменить на уроке? а) дать на самостоятельную работу больше времени на уроке; б) чаще предлагать творческие задания; в) не задавать домашние задания; г) чаще предлагать уровневые задания; д) что-то еще (допишите).

Обработка
Высокая (В) – эффективность стимулов обучения 1(а); 2(в); 3(в, е, л); 4(а); 5(а); 6(б).
Средняя (С) – ЭСО. – 1(в); 2(б, г); 3(в, г, е); 4(б); 5(б, г); 6(г).
Низкая (Н) – ЭСО. – 1(б); 2(г, е); 3(а, ж); 4(в); 5(в); 6(в, а).

Анкета входного контроля по модулю “Российская Конституция”
1. В каком году была принята Конституция РФ?
а) 1993; б) 1995; в) 1991; г) 1994.
2. Конституция – это а) свод обычаев; б) свод законов, где записаны наказания за преступления; в) закон, где определяется устройство страны, права и обязанности граждан; г) закон, который определяет порядок выезда из страны.
3. РФ по своему устройству: а) унитарное государство; б) федеративное государство; в) конфедеративное государство.
4. РФ – это: а) авторитарное государство; б) тоталитарное государство; в) демократическое государство.
5. РФ – это: а) республика; б) монархия; в) конституционная монархия.
6. Органами исполнительной власти РФ являются: а) Федеральное Собрание; б) Верховный суд; в) правительство; г) Конституционный суд.
7. Главой РФ является: а) правительство; б) президент; в) Верховный суд.
8. Федеральное Собрание – это: а) правительство; б) парламент; в) суд.
9. Разделение властей – это: а) разделение власти на исполнительную и законодательную; б) разделение власти на исполнительную и судебную; в) разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную.
10. Правительство имеет право: а) разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет; б) принимать законы; в) обеспечивает проведение единой государственной политики в различных сферах жизни общества.

Методические рекомендации

Уроки N 1-2. Вводный
Первичное ознакомление с материалом. Лекция
Цели: 1. Обеспечить усвоение понятий “гражданин”, “права человека”; показать роль конституций в обеспечении прав человека в обществе, познакомить учащихся с содержанием Конституции РФ. 2. Содействовать гражданскому воспитанию учащихся. 3. Развивать у них умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, учить составлять “методику” по изучаемой теме.
Задачи: показать значение обеспечения прав человека для благополучия личности в обществе. Раскрыть некоторые наиболее острые проблемы современной общественной жизни, отражающейся на благополучии личности.
План урока
Зачем принимаются конституции? Актуальные проблемы нашего общества. Знакомство учащихся с пособием “Российская Конституция”.
Методы преподавания: 1. Проблемное изложение учебного материала. 2. Частично поисковый. 3. Инструктивно-практический.
Оборудование и основные источники информации: текст Конституции РФ, материалы периодической печати, учебное пособие.
Активные формы: работа в группах – исследование проблем страны на основе анализа материалов периодической печати. Игра “Интервью”. Анкета входного контроля по модулю “Российская Конституция”.

Уроки N 3-4
Тема “Что такое Конституция?”

Урок N 3
Изучение нового учебного материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить усвоение понятий “Общественный договор”, “Конституция”, “Равноправие граждан”, “Равенство граждан перед законом”, “Высшая юридическая сила Конституции”, “Конституция – высший арбитр”. 2. Продолжить формирование умения работать с книгой. 3. Развивать самостоятельность и волю школьников, организуя самостоятельную работу по уровневым заданиям.
Задачи: раскрыть смысл общественного договора. Показать значение Конституции для конкретного человека.
План урока: Конституция – общественный договор, обладающий силой Основного Закона. Задачи демократической Конституции. Составные части Конституции.
Методы преподавания: информационно-сообщающий – беседа, инструктаж.
Оборудование: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями, текст Конституции РФ.
Активные формы: работа с тестами. Уровневые задания. Формулировка понятий. Работа в группах с текстом Конституции.

Урок N 4
Совершенствование знаний, умений, навыков. Практикум.
Цели: 1. Повторить и закрепить знания по теме “Что такое Конституция?” 2. Развивать умение применять полученные знания. 3. Развивать умение сотрудничать в группе.
Задачи: раскрыть смысл общественного договора на примере составления проекта основного закона для своей школы.
План урока: основной закон школы – общественный договор учащихся, учителей, родителей, общества.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование: учебное пособие, текст Конституции РФ.
Активные формы: групповая работа – составление проекта основного закона для своей школы.

Урок N 5-6. Тема “Власть в России”
Урок N 5
Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “суверенитет”, “суверенная государственность”, “референдум”. 2. Продолжить формирование умения работать с книгой. 3. Продолжить формирование гражданственности.
Задачи: объяснить, что такое государственность страны.
План урока: народ – источник власти. РФ – демократическая республика. Ты – будущий избиратель. Референдум и свободные выборы.
Методы преподавания: информационно-сообщающий – инструктаж, беседа.
Активные формы: анализ текстов и формирование понятий, тренинг “Правовое государство”.

Урок N 6. Применение полученных знаний на практике. Пресс-конференция.
Цели: 1. Развивать умение применять полученные знания, правильно формулировать вопросы в ходе пресс-конференции. 2. Формировать умение вести дискуссию. 3. Формировать уважительное отношение к оппоненту.
Задачи: объяснить негативные последствия уклонения гражданина от участия в политическом процессе.
План урока: народ – источник власти. РФ – демократическая республика. Ты – будущий избиратель. Референдум и свободные выборы.
Методы преподавания: инструктивно-практический.
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с заданиями, кроссворд.
Активные формы: интерпретация символов. Решение кроссворда. Консультация с сотрудниками избирательной (местной) комиссии. Составление обращения к жителям района “Все на выборы”. Дискуссия.

Урок N 7-8. Гражданин Российской Федерации.
Урок N 7. Изучение нового материала. Вид урока: комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “гражданин”, “условия получения гражданства РФ”. 2. Продолжить формирование умения работать с книгой. 3. Способствовать формированию уважительного отношения к российскому гражданству.
Задачи: показать высокую ценность российского гражданства и перспективы ее возрастания.
План урока: гражданство РФ. Условия получения гражданства.
Методы преподавания: информационно-сообщающий: инструктаж, беседа.
Активные формы: обоснование вывода о демократичности регистрации гражданства в России.

Урок N 8. Применение полученных знаний на практике. Дискуссия.
Цели: 1. Организовать применение учащимися знаний по теме и с целью формирования умения вести дискуссию. 2. Развивать эмоции учащихся. 3. Способствовать формированию уважительного отношения к российскому гражданству.
Задачи: развивать позитивное отношение к будущему России.
План урока: гражданство РФ. Что тебе дает гражданство? Гражданский поступок.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: материалы периодической печати, литературно-художественные произведения.
Активные формы: оформление индивидуальных оценочных листов или сочинение-рассуждение, тренинг “Поступок, достойный гражданина”. Дискуссия.

Урок N 9-10
Тема “Российская Федерация”
Урок N 9. Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “унитарное государство”, “федерация”, “Конференция”. 2. Закрепить умение работать с книгой. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к другим народам и национальностям РФ.
Задачи: раскрыть принципы федерализма в сравнении с другими формами государственного устройства.
План урока: Федерация как форма государственного устройства. Субъекты Российской Федерации. Основные права субъектов Российской Федерации.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями.

Урок N 10. Применение полученных знаний. Комбинированный, с групповыми формами работы.
Цели: 1. Формировать умение самостоятельно применять знания; осуществлять их перенос в новые условия; умение дать оценку межнациональным отношениям в современной России. 2. Отрабатывать навык использования документа для подтверждения своей точки зрения. 3. Формировать умение работать в группе, развивать коммуникативные способности.
Задачи: показать некоторые проблемы межнациональных отношений в России и пути их разрешения.
План урока: проблемы межнациональных отношений и их разрешение. Федерация как форма государственного устройства.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование: Конституция РФ, карточки для игр.
Активные формы: оценка ситуации развития межнациональных отношений в России сегодня. Работа в группах: анализ Конституции (ст.ст. 71, 72, 75). Игра “Федеративный договор или суверенитет”. Дискуссия.

Урок N 11-12. Организация государственной власти.
Урок N 11. Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “законодательная, исполнительная, судебная власть”, “разделение властей”. 2. Продолжить формирование умения сравнивать на примере положения личности в государстве с различными режимами власти.
3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к государственной власти.
Задачи: показать виды власти.
План урока: государственная власть в России. Разделение властей.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, материалы периодической печати, карточки с уровневыми заданиями.

Урок N 12. Применение полученных знаний. Практикум.
Цели: 1. Отрабатывать умения и навыки применения знаний по теме; осуществлять их перенос в новые условия. 2. Отрабатывать навык использования схемы “Органы государственной власти”; навык использования документа для подтверждения своей точки зрения. 3. Развивать коммуникативные способности учащихся. На примере конкретных ситуаций показать возможности активной гражданской позиции.
Задачи: показать значение принципа разделения власти, место и роль органов местного самоуправления.
План урока: государственная власть в России. Городская (районная) власть.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: Конституция РФ, схема “Органы государственной власти”, карточки с заданиями.
Активные формы: работа в группах – анализ Конституции (гл. V-VII). Анализ ситуации. Составление схемы взаимодействия органов государственной власти. Групповая работа: дальнейшее написание проекта “Основной закон школы”.

Урок N 13-14. Президент РФ.
Урок N 13. Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “президент”, “референдум”, “полномочия президента”. 2. Закрепить умение работать с книгой. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к государственной власти.
Задачи: раскрыть содержание конституционных полномочий президента.
План урока: президентская власть. Выборы президента. “Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ”. Полномочия президента.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями, Конституция РФ.
Активные формы: уровневые задания. Полномочия президента. Самостоятельная формулировка понятий.

Урок N 14. Применение полученных знаний. Практикум.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий “президент”, “полномочия президента”. 2. Закрепить навык использования документа для подтверждения своей точки зрения. 3. Развивать коммуникативные способности учащихся. 4. Содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Задачи: Выработать представления о требованиях граждан к личности президента.
План урока: моральная и правовая ответственность президента.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: Конституция РФ.

Урок N 15-16. Федеральное Собрание – парламент России.
Урок N 15. Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “Федеральное собрание”, “полномочия Федерального Собрания”, “мажоритарная и пропорциональная избирательная система”, “депутат”. 2. Обеспечить в ходе урока формирование навыка планирования ответа. 3. На примере конкретных ситуаций показать возможности активной гражданской позиции.
Задачи: показать назначение парламента, его состав и роль. Показать работу парламента над созданием законов, порядок принятия законов.
План урока: Федеральное Собрание как представительный орган государственной власти. Полномочия Совета Федерации. Государственная Дума.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями.

Урок N 16. Применение полученных знаний. Практикум.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий. Формировать умение самостоятельно применять знания, осуществлять перенос их в новые условия. 2. Продолжить отрабатывать навык использования документа для подтверждения своей точки зрения. 3. Продолжить формирование умения работать в группе.
Задачи: показать роль депутатов в принятии законов.
Государственная Дума. Депутатская деятельность.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: Конституция РФ, “Закон о выборах депутатов Государственной Думы”.
Активные формы: анализ статей Конституции. Заполнение рабочего листа. Анализ “Закона о выборах депутатов Государственной Думы”. Тренинг “Я голосую за тебя”. Составление наказа депутатам городской Думы.

Урок N 17-18. Правительство РФ.
Урок N 17. Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий. 2. Продолжить формирование навыка планирования ответа. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к государственной власти.
Задачи: показать назначение правительства, его состав и роль. Показать работу правительства по исполнению решений парламента и указов президента.
План урока: Российское правительство: порядок его формирования. Задачи правительства.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями, материалы периодической печати.
Активные формы: уровневые задания. Работа с общественно-политической информацией: составление схемы “Кто есть кто?”. Формулировка понятий.

Урок N 18. Применение полученных знаний. Деловая игра.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий. 2. Отрабатывать умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия в ходе деловой игры “Утверждение бюджета”. 3. Закрепить умение вести дискуссию.
Задачи: показать назначение правительства, причины возникновения правительственного кризиса и пути его разрешения.
План урока: задачи правительства. Формирование бюджета. Правительственный кризис и пути его разрешения.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: Конституция РФ, карточки с заданиями.
Активные формы: игра “Утверждение бюджета”. Работа в группах: анализ Конституции (ст. 117), анализ вариантов разрешения правительственного кризиса. Дискуссия.

Урок N 19-20. Высшая судебная власть и прокуратура.
Урок N 19. Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий. 2. Закрепить умение планировать ответ. 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к законам.
Задачи: показать назначение Верховного и Конституционного судов как противовесов власти президента, парламента и правительства.
План урока: высшие судебные органы. Судья Конституционного суда. Генеральная прокуратура. Судебная власть.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями.
Активные формы: уровневые задания. Составление схемы “Высшие судебные органы”.

Урок N 20. Применение полученных знаний. Пресс-конференция.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока закрепление полученных знаний. 2. Развивать способность сопоставлять различные точки зрения, анализировать ситуацию и выбирать решение. 3. Заставить задуматься о соответствии законов ситуациям в повседневной жизни, о том, почему “законы не работают”, понять различные аспекты действия закона.
Задачи: показать работу суда по справедливому решению гражданских дел, а также по рассмотрению уголовных дел.
План урока: прокуратура. Судебная власть.
Методы преподавания: инструктивно-практический.
Оборудование и основные источники информации: карточки с примерами судебных дел.
Активные формы: классификация примеров судебных дел с материалами рабочих листов. Дискуссия. Брифинг с работниками суда и прокуратуры.

Урок N 21-22. Конституция РФ. Обобщение и систематизация знаний. Урок теоретических и практических самостоятельных работ.
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по модулю “Конституция РФ”. 2. Развивать мышление: классифицировать факты, делать обобщающие выводы. 3. Проверить познавательные умения: составлять план ответа по изучаемому материалу.
Задачи: раскрыть наиболее острые проблемы современной общественной жизни и роли Конституции РФ в жизни общества и личности.
План урока: Конституция – договор между гражданами. Россия – федеративное государство. Разделение властей. Президент РФ и его полномочия. Федеральное Собрание. Правительство и его функции. Высшие учебные органы и прокуратура.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: карточки с уровневыми заданиями, текст Конституции РФ, материалы периодической печати.

Урок N 23. “Конституция РФ”. Контроль и коррекция знаний, умений, навыков. Контрольная работа.
Цели: 1. Проверить уровень усвоения знаний по модулю “Конституция РФ”. 2. Проверить умение самостоятельно применять знания, осуществлять перенос их в новые условия.
Задачи: показать значение Конституция для конкретного человека, умение использовать знание Конституции в конкретных ситуациях.
План урока: Конституция – договор между гражданами. Россия – федеративное государство. Разделение властей. Президент РФ и его полномочия. Федеральное Собрание. Правительство и его функции. Высшие судебные органы и прокуратура.
Методы преподавания: информационно-сообщающий.
Методы учения: исполнительный.
Оборудование и основные источники информации: карточки с уровневыми контрольными тестами, карточки с примерами судебных дел.
Надежда ШУШАРИНА,
учитель истории и обществознания
Курганская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте