search
main
0

#командаЦветаФиолета

Шаг вперед

Современному миру нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

Согласно национальному проекту «Образование» к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников образовательных организаций нашей страны должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения. Почему это важно?

Примерно до 2000 года мы жили в мире SPOD: устойчивом (steady), предсказуемом (predictable), простом (ordinary), определенном (definite). Предполагалось, что профессию получают фактически на всю жизнь, а профессиональный успех зависит от набора знаний и навыков в своей области. На смену этому миру пришел мир VUCА: нестабильный (volatility), неопределенный (uncertainty), сложный (complexity), неоднозначный (ambiguity). Задачи и вызовы этого мира весьма непростые и требуют нового вида компетенций, не относящихся напрямую к профессиональным знаниям и умениям. Мы говорим о soft skills, так называемых гибких навыках, развитию которых в наше время уделяется много внимания. Если раньше под наставничеством понимали односторонний процесс, где более опытный педагог обучал молодого коллегу, то современное наставничество – это не только выход за рамки профессиональной поддержки, но и возможность осуществлять наставничество в обе стороны.

За последние годы профессия педагога стала более привлекательной для молодых специалистов. И это отражается на количестве молодых педагогов, которых с каждым годом становится все больше. В этом году только в Северо-Восточном округе насчитывается более 1800 молодых педагогов, среди которых есть и только пришедшие, и уже имеющие небольшой стаж работы в школе.

Многие из них, как и мы когда-то, в начале профессионального пути встречаются со множеством непростых вопросов: как выстроить личные и профессиональные границы, как работать в режиме многозадачности, чего я могу достичь в этой профессии, чему еще можно научиться, чтобы добиться успеха? Если своевременно на эти вопросы ответ не находится, это может привести к профессиональному и эмоциональному выгоранию уже в первые 3-5 лет работы, а иногда и раньше.

Здорово, если в этот сложный период на пути молодого педагога встречается наставник, а еще лучше – целая команда наставников! Наш Совет молодых педагогов ставит перед собой основную задачу – помочь молодым педагогам в их профессиональной и личностной самореализации, развить soft skills, необходимые современному педагогу, в атмосфере поддержки, творчества и драйва.

В этой статье мы расскажем о мероприятиях СМП СВАО, которые не один год высоко оценивают участники и которые мы считаем отражением нашей работы, которые просто стали брендом #командыЦветаФиолета.

Квест для молодых педагогов 1-3 года работы «Я с профсоюзом»

Это один из первых элементов нашей наставнической деятельности. Это место встречи опытных молодых педагогов в качестве организаторов и коллег, только пришедших к нам в профессиональную семью. Первые являются авторами, разработчиками и ведущими квеста. Мы вместе определяем концепцию, продумываем общее содержание и логистику квеста, а далее каждая пара организаторов создает свою станцию самостоятельно. Таким образом, предоставляется возможность развить коммуникативные навыки (умение договариваться, работать в команде), умение эффективно организовать работу (соблюдать дедлайны), креативные навыки (преподнести информацию на станции интересно и понятно), умение работать с информацией. Команда организаторов квеста всегда работает под руководством председателя СМП и МСМП, которые готовы к диалогу и помощи.

Как вы могли догадаться, большинство организаторов – это те педагоги, которые несколько лет назад сами были участниками этого квеста.

Для участников, молодых педагогов 1-3 лет работы, это мероприятие становится открытием самых актуальных и полезных для начинающего педагога навыков, свежей информации и знакомством с возможностями в сфере образования и профсоюзной деятельности. Важно, что на квест мы приглашаем всех независимо от членства в профсоюзе. Каждый может увидеть, как кипит жизнь в «команде цвета фиолета», и захотеть присоединиться к ней. Согласно отзывам участников на квесте они не только получают заряд положительных эмоций и знакомятся с коллегами, но и узнают много нового и полезного. Ценные подарочки от ТО – приятный бонус, еще долго вызывающий замечательные воспоминания об этом событии и напоминающий о нашей большой профсоюзной команде.

Встречи комитета СМП СВАО с СМП ОО

Мы очень любим ходить в гости. Ежемесячно председатели и заместители председателей СМП приглашаются в школы округа, где проводят тренинг-встречи с молодыми педагогами СМП ОО. Мы знакомим коллег с деятельностью СМП СВАО, помогаем формированию команды школьного СМП, рассказываем о самых актуальных направлениях профсоюзной деятельности, в которых они могут принять участие. Отдельно мы всегда отводим время для ответов на вопросы молодых педагогов, ведь доверительная и теплая атмосфера наших встреч располагает к открытому диалогу. Нам важно, чтобы каждый молодой педагог, посетивший встречу, получил ответ на свой вопрос и помощь в ситуации, которая его волнует. Встречи с командами СМП ОО – это прекрасная возможность дойти до каждого.

А еще мы придумали Клуб председателей, где молодые педагоги общаются с действующими председателями первичных профсоюзных организаций и аппаратом ТО СВАО, что не только способствует погружению во взрослую профсоюзную жизнь, но и помогает развивать лидерские качества.

Творчество

Как уже ранее было сказано, профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно. И связано это с тем, что работа иногда может поглотить настолько, что на хобби и увлечения как будто и не остается времени. Наша задача как наставников – рассказать и показать, как в рабочей суете не забывать о себе, о своих талантах и о том, что мир педагога не ограничен стенами школы и уроками.

Для этого мы организуем различные творческие, интеллектуальные, спортивные активности, позволяющие молодым педагогам проявить свои таланты, продемонстрировать лидерские качества и просто познакомиться с большим количеством единомышленников из молодежной среды.

Примерами таких мероприятий являются наши традиционные тематические квизы. Так, за последние 6 лет новогодний квиз стал для всех педагогов СВАО прекрасной традицией, где школьные команды могут побороться за ценные новогодние призы и просто пообщаться с коллегами в канун праздника и каникул.

Еще одним примером служит проект «Караоке-батл СВАО». В 2019 году командой 4‑го МСМП было проведено первое мероприятие с участием 8 команд из одного МРСД. Важно, что идея появилась в процессе неформальных, дружеских посиделок без какого-либо задания, а по инициативе людей, которые, чувствуя настроение и потребности своих коллег, превратили это в увлекательное и яркое событие. В следующем году проект собрал уже 11 окружных команд со всего города Москвы. Атмосфера творческого единения и знакомство с коллегами, но не с педагогической точки зрения, а как с личностью, открывают глаза на многогранность профессии педагога.

В 2022 году этот проект получил неожиданное развитие в формате полноценного творческого фестиваля в СВАО, в котором приняли участие 14 команд образовательных организаций.

Творческие мастерские – еще одна возможность для наших педагогов заявить о своих талантах. Объединяя в себе реализацию творческих идей и практики публичных выступлений не перед детьми, а перед коллегами, наши молодые педагоги-мастера получают свой, иногда первый, опыт в проведении публичных выступлений в формате мастер-класса. Это, безусловно, позволяет им стать увереннее и решительнее, когда речь заходит об участии в профессиональных конкурсах или иных мероприятиях.

Помимо прочего мы всегда на связи! Каждый молодой педагог округа может обратиться к любому члену СМП с вопросом или просьбой и быть уверенным в том, что его услышат и помогут.

Результаты наставничества, к слову, не всегда очевидны. Их крайне сложно измерить и спланировать. Для одних это уверенность в себе, для других – принятие решения об участии в конкурсе или осознанном движении в профессиональном самосовершенствовании. Для третьих это выбор пути развития по карьерной лестнице. Среди наших активистов за последние 7 лет три педагога стали заместителями руководителя в образовательных организациях Москвы. Пять человек взяли на себя ответственность за коллективы образовательных организаций в роли председателей первичных профсоюзных организаций. Все наши молодые педагоги-председатели СМП ОО являются заместителями председателей ППО. Сложно точно подсчитать, сколько молодых педагогов решились взять на себя ответственность в школах за реализацию различных проектов и иной профессиональной нагрузки. И уж точно невозможно подсчитать, сколько коллег смогли найти решение своих проблем и вопросов в нашей «фиолетовой» команде.

Совет молодых педагогов – место, где мы можем учиться друг у друга, тренировать те самые soft skills в атмосфере равенства, поддержки, принятия. Каждый имеет возможность быть наставляемым и наставником одновременно! Где еще такое возможно? По сути, это производная из коучинга и менторинга. Каждый может сам выбрать, к кому обратиться за советом, у кого поучиться. А вот сделать так, чтобы к тебе захотели обратиться, – это миссия наставника. СМП СВАО каждый год пополняется новыми людьми, членами семьи «Команда цвета фиолета».

Мы не устанем повторять: важен каждый! И вся деятельность Совета молодых педагогов направлена на то, чтобы жизнь молодого педагога образовательной организации была интересной и запоминающейся, а помощь и поддержка – свое­вре­мен­ны­ми и эффективными.

Хотим поделиться своими принципами реализации наставничества:

1. Безопасность и предсказуемость + толерантность к ошибкам. Держим всех в курсе событий: наши решения прозрачны, любой может высказать свою точку зрения. Ошибся – поможем.

2. Связь с другими: командная динамика, профилактика конфликтов. Помогаем формировать команды СМП ОО и разрешать сложные ситуации.

3. Ценность каждого: авторизация результатов (публичная благодарность, празднование маленьких побед: замечать и подсвечивать команде).

4. Самостоятельность – свобода создавать.

5. Самовыражение – свобода проявляться. Поддерживать и продвигать интересы молодых педагогов в округе – выгуливать внутреннего ребенка.

Алексей КОЛЕСНИКОВ, председатель СМП СВАО;

Ирен КОЛЕСНИКОВА, председатель Педагогического клуба 3.0 – СВАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте