Один инженер, закончив в начале семидесятых годов Московский авиационно-технологический институт, решил «обмыть» диплом, причем в самом прямом смысле этого слова. В присутствии гостей он обильно спрыснул шампанским новенький документ. Выразив тем самым «уважение» к полученному образованию, он добавил: «Все, хватит. На учебе – крест». Так многие в те времена и позже, выходя из стен альма-матер, заявляли о своем желании навсегда расстаться с учебой и были убеждены, что учение – это прелюдия к трудовой жизни, а ценность образования заключается в приобретении скорее диплома, чем знаний. Да и тем не очень-то дорожили.
Соответственно встречали молодых специалистов и на производстве: «Забудьте все, чему учили вас в институтах. Забудьте индукцию и дедукцию, давайте продукцию». Ну и так далее.
При этом довольно долго существовала легенда, что наши отечественные специалисты имеют более широкое и разностороннее образование, чем западные, которые сплошь узкие специалисты, ничего не знающие из истории или не смыслящие, скажем, в балете. За последнее десятилетие, однако, мнение изменилось. Без сомнения, у нашего образования, как среднего, так и высшего, особенно в точных науках, есть значительные достижения и свои преимущества. У нас немало высококлассных специалистов и вообще талантливых людей. Хотя еще очень высок, к сожалению, процент бездарей и неучей с дипломами, и есть опасение, что будет еще больше, особенно среди выпускников платных вузов и отделений.
Однако следует признать и существующие преимущества западного образования при всей разнице в системе и при всем критическом отношении к нему. Одно из них наиболее очевидное, а потому и наиболее ценное для нас – это непрерывность.
В Европе, Америке или Японии – в любой развитой стране – немыслима ситуация, когда специалист, получив диплом, а затем и должность, «почивая на лаврах», ограничивается полученным запасом знаний. Он просто потеряет место. Одно это подстегивает профессиональную любознательность, тягу к знаниям, вкус к новому. Со своей стороны, корпорации предоставляют своим сотрудникам возможность постоянно повышать квалификацию, учиться и переучиваться. Государственные органы, в свою очередь, поощряют такую практику. Обычным делом на Западе стала смена профессии.
Условия рынка, изменчивая конъюнктура, смена места жительства, закрытие предприятия не застанут врасплох человека, владеющего спектром умений и способностью учиться. В некоторых странах, в частности в Японии, в систему непрерывного образования включено практически все трудоспособное население. Там и безработица сохраняется на низком уровне.
Любопытная ситуация, наводящая на размышления, сложилась в бывшей Восточной Германии в первые годы после объединения. Технологическое перевооружение предприятий бывшей ГДР сопровождалось недовольством персонала, привыкшего к старым методам и отсутствию прогресса на производстве. У работников не было потребности и желания переучиваться. Похоже, эта болезнь – боязнь нового, неумение учиться – не обошла и нас. Не в этом ли одна из причин того положения, в котором оказалась наша промышленность?
Чтобы преодолеть технологический разрыв (а без этого реформы не принесут своих плодов), нужно воспитывать у детей стремление к углублению и расширению знаний, приобретению новых умений, желание учиться всю жизнь, чтобы не потеряться в нашем изменчивом мире.
Значит, есть у нашего образования важная задача – оно должно стать непрерывным, сопровождать человека в течение всего его трудового пути.
Комментарии